О вреде матерщины

Древние корни мата

Русский матерный язык — это наследие языческих верований с их распространенной практикой привлечения в разных житейских ситуациях на свою сторону энергий темных сил-падших ангелов или бесов, которых было принято уважительно называть»богами». Этим мрачным тварям строились величественные храмы и давались имена: Аполлон, Артемида, Перун, Велес, Осирис, Афродита, Нарцисс, Ваал… В общем, «легион имя мне, потому что нас много»( Мк. 5,9). Каждый стремился ублажить этих «богов» жертвоприношениями и заручиться их помощью в различных жизненных ситуациях.
Наиболее мощной энергией всегда обладал базовый инстинкт человека – инстинкт продолжения рода. Были и соответствующие духи — помощники влияющие на эту сферу человеческой жизни. Так называемые «фаллические культы», распространенные во всем древнем языческом мире, основывались на всемерном привлечении помощи «богов» через секс: оргии (вакханалии), храмовую проституцию, попрание стыда и целомудрия посредством эротических массовых представлений, повсеместным распространением плотской вседозволенности, воспеванием греха блуда.

Те словосочетания, которые сохранились под названием «матерщина», использовались в этих обрядах и ритуалах как магические заклинания, проверенное средство привлечения «нечистых духов». И то к ним обращались с осторожностью и не часто. Употреблять эти слова можно было только лишь мужчинам и не чаще нескольких дней в году.

Одним из важнейших предназначений этих слов в магических обрядах было наведение порчи на врага, проклятие его рода. Недаром все эти слова связаны с мужскими и женскими детородными органами и процессом воспроизводства. Так в сохранившейся анонимной болгарской исторической хронике ХIII-ХV веков слово «изматерили» означает вовсе не «обругали», но именно прокляли.

Нынешние любители крепких выражений выглядят наивными детьми, плохо представляющими, чем они так легкомысленно балуются и какие последствия навлекают на себя и окружающих.

Как известно, принятие христианства на Руси положило конец «воспеванию» этой черной энергетики, служению силам тьмы. Важнейшими духовными задачами стали преодоление в людях прежних языческих традиций безнравственности, формирование христианской морали и введение табу на сакральную даже не пошлую, а непристойную, похабную лексику. В средневековой русской религиозной литературе эти «срамные» словосочетания справедливо называются «эллинскими». Кроме того в христианской Руси это «кобелиное» непотребство образно и довольно точно именовали «собачьей лаей» или «лаей матерной».

Надо признать, что, несмотря на открытое и искреннее принятие русским народом благовестия Христова, старые верования, по сути, в полной мере так и не были до конца изжиты. В постановлениях Стоглавого собора и указах Ивана Грозного середины ХVI века воспрещается вспоминать языческие обычаи и сходиться «в святочные и купальские дни» на «бесчинный говор и на бесовские песни». В указах царя Алексея Михайловича 1648 года также указывается на недопустимость ритуального сквернословия в ходе свадебных обрядов, а именно «песен бесовских и срамных слов матерных и всякой непотребной лаи».

Но, тем не менее, колдуны, ведуны, знахари продолжали поддерживать в народе старую языческую духовность и бытовая крестьянская магия полностью так и не была искоренена. Потому нет ничего удивительного, что те сакральные слова темных магических обрядов древности продолжают жить в памяти народа и временами прорываются и сейчас в народном говоре.

Потеря ориентиров

Как отмечают социологи, всплеск неудержимого распространения мата в обществе происходит в особые, трагические, переломные и революционные периоды истории. Так было в революционные годы начала ХХ века, это же повторилось и в «лихие 90-е».

Революция 1917 г. вообще изменила качественный состав российского общества, физически уничтожив лучших представителей из наиболее образованных, культурных и нравственно крепких слоев населения: русского дворянства. интеллигенции, офицерства, священства, купечества, трудолюбивого крестьянства и казаков.

Известно, каким был состав «революционных масс», той самой движущей силы революционных событий октября 1917 года. Вместе с городским люмпеном и сбродом мат шагнул из бараков и питейных заведений на улицы и площади. Чтобы захватить власть и стать во главе этой распоясавшейся стихии, нужно было показать массам свое «не дворянское» происхождение и заговорить с бунтовщиками на привычном для них языке. Именно с тех пор стихия нецензурщины и откровенной матерщины охватила всех пришедших к власти представителей государственного и политического руководства страны и в полной мере закрепилась в структуре РККА и ВМФ, на всех уровнях военного командования.

По сути в стране возникла круговая порука: все были повязаны грехом. Кто матерится, тот «свой». Особенно наглядно этот принцип проявился в лагерях НКВД. Об этом так вспоминал академик Д.С.Лихачев: «В лагере тех кто не матерился расстреливали первыми. Они были «чужие». Когда человек матерился- это означало, что он «свой». Если он не матерится, значит имеет свое независимое и отличное от других, мнение и от него можно ожидать не прогнозируемых и может даже не желательных для власти поступков.

Кроме того, в такие переломные исторические моменты (смутные, переходные периоды развития общества) в социуме происходит потеря прежних, выверенных всем своим развитием, правильных ориентиров, возникает острая нехватка подлинных ценностей, незыблемых принципов. Наступает массовая дебилизация, или, другими словами, утрата обществом исторически сложившихся авторитетов, норм морали и поведения, культурных традиций истинно человеческих ценностей, наконец, общепризнанных святынь.

Таким образом «нецензурщина» восполняет скудость языка, а «междометный» мат для людей с недоразвитой речью становится единственным средством хоть как то заполнить постоянные запинания при подыскивании нужных слов. Матерные словосочетания и их примитивные конструкции убивают прежде богатый запас слов, парализуют способность вызывать их в своей памяти и применять в нужном месте. В результате вся речь может скатываться к отчаянному «тасованию» одних и тех-же бранных слов и междометий – «собачьей лае».

На флоте

С печалью следует признать , что наиболее стойкие, можно сказать «заматеревшие традиции» повседневной грязной матерщины сложились в армии и на флоте. Сейчас ,когда речь идет о реформировании ВС РФ, о необходимости перемены духовной атмосферы в воинских коллективах, возвращения чистоты в души наших защитников, стала особенно актуальной борьба с грязной привычкой материться.

О какой молитве на кораблях и частях Российского флота, о каких прошениях к Богу за дорогих людей , «за тех кто в море» может идти сейчас речь? Это, увы, исключено до тех пор пока душа и сердце нашего постсоветского моряка будут оставаться отравленными повсеместно процветающей матерщиной. Просто поразительно насколько вездесущно это обыденное излияние друг на друга словесной грязи. Оно стало настолько привычным что даже не замечается «собеседниками». К прискорбию могу заметить что даже границы подчиненности стерлись на настоящий момент .(Раньше такого не было: младшие не смели «выражаться» при старших, по громкоговорящей связи на мат также было табу.)

Этот ублюдочный язык совершенно не вяжется с красотой и благородной строгостью морской формы, со старинными морскими традициями, подчеркнуто вежливого обращения среди сослуживцев на корабле, правилами общения в кают-кампании. Все потрясающие возможности нашего языка,удивительного по богатству слов, разнообразию нюансов и оттенков речи, свелись к этой примитивной словесной грязи.

Активное внедрение мата в народ, ив частности в ряды РККА и Флота, было непременным условием и главным рычагом искоренения в них христианской морали и нравственности, неотъемлемым фоном отлучения человека от Бога, от веры его предков. Организаторы безжалостного эксперимента, проведенного над Россией в начале ХХ века хорошо это понимали. Воин допускающий в свой повседневный обиход матерные слова, автоматически отстраняет от себя Благодать \Божию, Его помощь и защиту. И, конечно же, Ангел-Хранитель, данный каждому христианину при Крещении отходит от своего подопечного, уступая место темным силам зла, падшим ангелам, или, проще, бесам. Выбор в пользу сил тьмы делает сам человек, «прикармливая духов злобы поднебесной» своими гнилыми словами и навлекая на себя скорби.

Так все же с кем Вы воинство Российское? С диаволом или с Богом? Надеюсь, что все-таки с Богом, ведь «Он Ваш генерал ему молитесь от него Победа», как любил повторять великий Русский полководец – генералиссимус А.В.Суворов.

Иеромонах Вениамин (КОВТУН),
помощник командира бригады Беломорской военно-морской базы
по работе с верующими военнослужащими

Top