Обзор обязанностей и основных форм служения военного духовенства в Российской Империи

Формы и методы воспитательной работы военных священников с военнослужащими и их обязанности по душепопечению личного состава, регламентировали две первые главы петровских «Воинских артикулов» которые назывались соответственно «О страхе Божии» и «О служении Божии и о священниках». Артикулы этих глав не только определяли порядок проведения богослужений, но и содержали требования к нравственному облику солдат и офицеров с позиций христианской морали. Например, артикул 1-й требовал от «воинских людей» по-христиански и честно жить и «не в лицемерном страхе Божии содержать себя», ибо «всякое благословение, победа и благополучие, от Единого Бога Всемогущего, яко от истинного начала всякого блага, и праведного Победодавца происходит, и Оному токмо молиться и на него надежду полагати надлежит…». (Вестник военного духовенства. СПб., 1891. 2. с. 69).

В общие обязанности военных священников входило:

• Военное духовенство, состоя в безусловном подчинении протопресвитера военного и морского духовенства, обязываются исполнять все законные распоряжения непосредственного военного начальства.
• Священники обязаны в назначенные часы, но в пределах церковно-богослужебного времени, совершать в полковых церквах Богослужение, по установленному чину, во все воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. В неподвижных храмах Богослужение совершается одновременно с епархиальными церквами.
• В Святую Четыредесятницу или в иное время военные священники, по соглашению с полковым начальством, приготовляют православных воинов к исповеди и принятию Святых Тайн, по установленному церковному чину, в течении недели каждодневным Богослужением, поучениями в церкви и внебогослужебными собеседованиями.
• Военные священники обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в церкви и их домах, не требуя за то вознаграждения.
• Военные священники прилагают старание о составлении из воинских чинов и обучающихся в полковых школах церковных хоров для пения при Богослужениях, причем способные из воинских чинов допускаются к чтению на клиросе.
• Военные священники обязаны в церкви вести катехизические беседы и, вообще, поучать воинов истинам православной веры и благочестия, применяясь к степени их разумения, духовным потребностям и обязанностям военной службы, больных же — назидать и утешать в лазаретах.
• Военные священники должны преподавать Закон Божий в школах полковых, солдатских детей, учебных команд и других частей полка; с согласия военного начальства, они могут устраивать внебогослужебные беседы и чтения.
• Военные священники обязываются ограждать воинских чинов от вредных учений, искоренять в них суеверия, исправлять нравственные их недостатки, увещевать, по поручению полкового командира, порочных нижних чинов, предотвращать отступления от православной церкви и, вообще заботиться об утверждении воинских чинов в вере и благочестии.
• Военные священники, по долгу своего звания, обязаны вести свою жизнь так, чтобы воинские чины видели в них назидательный для себя пример веры, благочестия, исполнения обязанностей службы, доброй семейной жизни и правильных отношений к ближним, начальствующим и подчиненным.
• Военные священники в дни инспекторских смотров обязаны находиться в своей церкви.
• В виду мобилизации и во время военных действий военные священники без особо уважительных причин не должны быть увольняемы от своих мест, но обязаны следовать по назначению с воинскими частями, быть на указанных местах безотлучно и находиться в безусловном повиновении воинскому начальству.
• Военные священники, под ответственностью, обязаны правильно и со всей тщательностью вести и законным порядком хранить следующие документы: 1) описи полковых церквей, имущества и капиталов; 2) клировые ведомости; 3) приходно-расходные книги и отчетности по ним; 4) исповедные росписи; 5) метрические книги; 6) брачные обыски и 7) книгу руководственных указов, получаемых от начальства.
• В начале каждого года, не позже 15 января, военные священники представляют своему Благочинному отчет; а) о состоянии церкви; б) о религиозно-нравственном состоянии воинских чинов; в) о произнесенных проповедях и внебогослужебных собеседованиях; г) о присоединившихся из вероисповеданий и иноверий; д) об обучении нижних чинов Закону Божьему и об успехах их е) о пожертвованиях в пользу церкви или притча вещами или деньгами на сумму свыше 100 рублей.
• В лагерное и военное время Богослужение для воинских чинов священники отправляют в особо устроенных зданиях и палатках.
• При постановке церковных палаток и наметов, священники сами устанавливают иконостас с царскими вратами и завесой, также жертвенник и престол, облачают последние; распределяют по своим местам принадлежности Богослужения и, вообще, заботятся о возможном соблюдении в таковых церквах благолепия и благоустройства. (Голов Г.В. Прохождение службы по военному ведомству. Кн. VII Свода военных постановлений 1869г. изд.1907г. Петроград.-1917.-с.7-9).
13-й артикул предписывал всем офицерам и рядовым, священников «любить и почитать, и никто да не дерзнет оным, как словом, так и делом досаду чинить, и презирать и ругаться». Гарнизонные и полковые священники в свою очередь должны были «прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни». (там же. с. 71).

Военное духовенство заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. Основной задачей было воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновение начальству и усердии к службе…» (Вестник военного духовенства.1890.1.с.49)

Основные направления и формы деятельности военного священника можно условно разделить на богослужебные и внебогослужебные. Богослужебная деятельность
включала в себя проведение литургий, молебнов, чтение проповедей, исповедь военнослужащих, чтение проповедей. В назначенный командиром час они были обязаны совершать богослужения в войсковых церквах в воскресные и праздничные и «высокоторжественные» дни, поучать воинов «истинам православной веры и благочестия», вести беседы и чтения, утешать больных в лазаретах. В их обязанность входило также ограждать личный состав подразделений «от вредных учений», исправление «нравственных недостатков», предотвращения «отступления от православной веры». (Свод военных постановлений.Изд.3, Кн.8.Спб.1907. с.37-55).

Внебогослужебная деятельность военных священников составляла: сбор и обобщение информации благочинным о моральном состоянии войск, трудностях. Об этом они периодически информировали протопресвитера военного и морского духовенства и Св. Синод, а последние — царя. Так информация о «душевном состоянии» войск достигала царя, минуя военного министра. В ряду внебогослужебных задач, решаемых церковью в армии, была функция социальной защиты военнослужащих. Отличное знание бытовых условий позволяло военным священникам весьма квалифицированно выступать с законодательными инициативами, обращенными и к Императору, и к Государственной Думе.

В подразделениях проводились пользовавшиеся особой популярностью беседы, занятия по словесности, антиалкогольные беседы, благотворительная деятельность. О том значении, которое придавалось данной форме работы, свидетельствует тот факт, что еще с 1885 года, согласно особому приказу главного священника армии флота, проведение бесед полковым священником стало обязательным атрибутом его служебной и пастырской практики. Регулярное их проведение, по мнению высших чинов военного духовенства, «благотворно действовало на улучшение нравственности солдат». Так протоиерей Митрофан Сребрянский священник 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы полка, принимавший участие в боевых действиях в Манчжурии 12 августа 1904 года, описывает один из эпизодов своей пастырской деятельности: «Собрались эскадроны, пришел я и долго беседовал с ними, увещевая воинов помнить данную клятву и по поводу приближения праздника Успения Пресвятой Богородицы убеждая всегда помнить, что смерть не есть уничтожение, а только успение, что за гробом продолжается жизнь и благо тому, кто перейдет ко Господу со спокойной совестью. Посему просил их постараться в трудах, болезнях и сражениях не унывать, а все силы души и тела направить к тому, чтобы честно исполнить долг воина-христианина, просил их также не сквернословить, объяснив им, как это оскорбительно для Бога и людей…». (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М. 1996. с. 71).

С 1890 года, двумя выпусками в месяц начал выходить первый периодический журнал для военного духовенства «Вестник военного духовенства», а затем «Вестник военного и морского духовенства». Он был предназначен для общения между военными пастырями, обмена опытом и т.п. Наряду с периодической печатью военно-духовного ведомства, среди личного состава армии и флота распространялись церковные газеты и журналы, издаваемые Священным Синодом. Причем, по цене они были более доступны для военнослужащих, чем светские.

Илья БОЯРСКИЙ

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top