Священная война

Диакон Владимир Василик в одной из своих статей отмечает: «Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?»

Церковь всегда была объединяющей силой, и на пороге Великой Отечественной Войны она первая обратилась к своему народу. В первый же день войны Местоблюститель Митрополит Сергий в своем кабинете печатает на машинке послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывает всех православных на защиту священных границ нашей Родины. «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные по плоти и вере. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой и своим здоровьем ради Родины».

В этом же обращении была четко определена роль священства: «нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается. Положим же души своя вместе с нашей паствой».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий, в годы войны митрополит Ленинградский, категорически отказался эвакуироваться из города. Все 900 дней блокады Алексий мужественно нес свой пастырский крест, разделяя со своей паствой все тяготы и беды войны. Несмотря на голод, холод и бомбежки, богослужения не прекращались.

Так, на протяжении всей войны священство вставало на путь жертвенного служения Отечеству. Православное духовенство не только благословляло на ратный труд воинов, не только молилось о даровании победы, но часто и само брало оружие в руки, являя остальным пример героизма. Священник на войне ободрял малодушных, выносил с поля боя раненых и ухаживал за ними, принимал исповедь умирающих, причащал их Святыми Дарами и отпевал убитых на поле брани.

Нужно сказать, что и в партизанском движении активно участвовали священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

О тех великих людях, простых монахах, известных старцах, рядовых священниках, прошедших путь войны, – наш рассказ.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(1919 г.р.)

kirill_pavlovИван Дмитриевич Павлов родился 8 сентября 1919 в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области, в верующей крестьянской семье. С двенадцати лет он «жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате https://www.kuznica.ru/. Был призван в Красную армию.Однако в жизни Ивана Дмитриевича произошел перелом. Из его воспоминаний:

«После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!..»

Со своей военной частью будущий отец Кирилл Павлов дошел с боями до Австрии. Сержант Иван Павлов был награжден орденом Славы и медалями. В 1946 году он был демобилизован в Венгрии и приехал в Москву – служить Богу.

В 1953 г., заканчивая Московскую Духовную Семинарию (МДС тогда сначала открылась в Новодевичьем монастыре), старец Кирилл Павлов принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Так начался многолетний молитвенный монашеский подвиг архимандрита Кирилла. Вначале он был пономарем, а в 1970 году был назначен казначеем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и братским духовником. Архимандрит Кирилл духовно окормлял (был духовником) святейших патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II.

Священник Федор Пузанов

(1888-1965)

01Священником Федор Андреевич Пузанов стал в 1926 г., когда желающих занять места репрессированных было не много.

В годы Первой мировой войны геройски воевал, и в 1914–1915 гг. был награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степени и Георгиевской медалью 2-й степени.

Дослужился отец Федор до ареста. За что именно — сведений нет ни в личном деле, ни в Центральном архиве ФСБ РФ.

О себе он сам сообщает: с 1932 по 1941 г. жил в городе Чудове Новгородской области, был рабочим. А 9 апреля 1942 года стал настоятелем храма села Хохловы Горки Порховского района Псковской области.

Историк Михаил Шкаровский, автор нескольких книг о роли Русской православной церкви в Великой Отечественной войне, кратко сообщает, что сельский священник Федор Пузанов собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, – писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. – Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

Отец Федор умер в 1965 году. Похоронен в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области, возле Успенского храма, в котором с 1948 года был настоятелем.

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

(1921-2012)

adriana2Н. В. Малышева родилась в Крыму, в семье земского врача.

1941 году пошла на фронт. Служила в армейской разведке 16-й армии, которой командовал Рокоссовский. Войну закончила лейтенантом.

После Победы до 1949 г. служила на территории Польши, в Верхней Силезии. В 1949 перебросили в Потсдам, дослужилась до капитана.

После ухода из армии вернулась в МАИ сразу на третий курс, окончила его и стала работать по распределению конструктором ракетных двигателей в НИИ-88 в Подлипках (ныне Королёв). Наталья Владимировна проработала в этой сфере 35 лет. Инженер-конструктор Малышева участвовала в создании двигателей для маневрирования и торможения на орбите первых баллистических ракет и космических кораблей, в том числе и для гагаринского «Востока». Она была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов. Н. В. Малышева участвовала в создании двигателей для ракеты зенитно-ракетного комплекса С-75 Петра Грушина. За этот двигатель её наградили орденом.

На пенсии помогала обустраивать подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве и осталась здесь служить простой монахиней, приняв постриг под именем Адриана.

Была награждена рядом орденов, в том числе, орденом «За веру и верность» Андрея Первозванного.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

(1914-1975)

alipiyРодился 28 июля 1914 года в деревне Тарчиха Московской губернии в семье бедных крестьян.

Учился в вечерней студии при МОСХе в бывшей мастерской Сурикова, в Изостудии ВЦСПС на отделении живописи и рисунка. В 1942 году Иван Михайлович ушёл в армию. «Весь долгий путь от Москвы до Берлина прошёл – в одной руке винтовка, в другой – этюдник». Будучи уже архимандритом, он говорил: «На войне некоторые боялись голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями первыми. А те, которые снимали гимнастёрки и часто сражались с врагом в рукопашную, оставались живы». И добавлял: «Война была такой страшной, что я дал обет Богу, что если в этой битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».

Иван Михайлович прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах.

В 1943 году работы И. М. Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фото-художественный альбом «Подарок шефам». Композиция «Вручение Гвардейского знамени» хранилась в клубе НКВД (г. Москва).

В 1950 году Иван Михайлович поехал на этюды в Загорск и «покоренный и очарованный здешними местами решил навсегда посвятить себя служению Троице-Сергиевой Лавре». Он сразу приложил все свои умения и знания к реставрации древних святынь – настенной живописи Троицкого и Успенского соборов, Трапезной церкви, Патриаршей резиденции в селе Лукино (близ ст. «Переделкино»). При монашеском постриге Иван Михайлович был наречен Алипием (Беспечальным) в честь преподобного иконописца Киево-Печерского.

Однажды во время беседы с глазу на глаз патриарх Алексий I предложил отцу Алипию: «Псково-Печерский монастырь разрушается. Бери его в свои руки». Так бывшего художника назначили настоятелем Псково-Печерского монастыря, где он много сделал для восстановления в первозданном виде замечательных памятников древнерусской архитектуры, заботился о сохранности древних фресок и икон, о красоте богослужебного чина, добился возвращения в обитель богатейших сокровищ ризницы, много сил приложил к защите монастыря от закрытия.

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв)

(1910-1988)

tverБыл мобилизован в октябре 1941. 5 мая 1942 получил ранение, а после излечения вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения был, как нестроевой, откомандирован в военно-дорожный отряд. Награждён медалью «За боевые заслуги» и рядом других военных наград. Награждён орденом Отечественной войны I степени (в 1985, в связи с 40-летием победы в войне).

Патриарший архидиакон Андрей Мазур

(1927 г.р.)

IMG_6005-580x386Архидиакон Андрей Мазур родился 8 декабря 1926 года в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей крестьянской семье. С малых лет мальчик вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином. Награды: Орден Отечественной войны 2-й степени (1985). Медаль «За взятие Берлина» (1945). Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). О себе рассказывает: «Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике – считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин. Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Помню, картошку чистили, а очистки собирали, пекли в землянке на «буржуйке» и ели. Хорошо, родители посылали хлеб. Не всегда посылки доходили, но иногда все же что-то получали. Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником».

После демобилизации в 1946 году Андрей Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре.

В 1950 году Андрей принял диаконский сан, а через 3 месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе 6 лет, отец протодиакон переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора. В 1968 году переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 году назначен Патриаршим архидиаконом.

Протоиерей Александр Смолкин

(1926–2002)

smolkinАлександр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье. В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью. После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три – во священники.

Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов)

(1918-2004)

nifontПосле окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми.

Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года в Кемерово он вернулся молодым старшим лейтенантом, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерово. В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником, в 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского.

Протоиерей Николай Колосов

(1915-2011)

kolosovСын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск. « Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию. Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения.

Архиепископ Михей (Хархаров)

(1921–2005)

miheyВ миру Хархаров Александр Александрович, родился 6 марта 1921 года в Петрограде в семье рабочего.

С детских лет находился под духовным руководством архимандрита Гурия (Егорова). По окончании средней школы поступил в Ташкентский медицинский институт, проучился в нём один год и был призван в армию. В 1942–1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями. В 1946 года стал послушником вновь открытой Троице-Сергиевой лавры, служил иподиаконом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Гурия.

1 января 1947 года пострижен в монашество с именем Михей, в честь преподобного Михея Радонежского. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В 1995 году возведен в сан архиепископа.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

sofiyaРадистка и партизанка Катерина Михайловна Ошарина (монахиня София) закончила Великую Отечественную войну в Берлине. Несмотря на ранения и преклонный возраст, она долгое время несла послушание в Раифском монастыре, занимаясь разведением цветов.

Рассказывает матушка София: «Когда началась Великая Отечественная, я окончила четыре курса плодоовощного факультета Алма-Атинского сельхозинститута по специальности цветоводство. Нас с первого курса уже к войне готовили: кого на медсестру, кого на радиста… Я попала в радисты. Был абсолютный слух. Перед отправкой на фронт мы еще месяц учились на стрелков-радистов. Но у меня всего двенадцать вылетов было – большинство же фронтовых дорог пройдено по земле».

От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград). Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. «… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал К.К.Рокоссовский. Но наше подразделение – 13-й РАБ (район авиационного базирования) – находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом – крепость. Сколько наших солдат погибло!…Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери … А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!». И только монахи запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались … Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Протоиерей Василий Брылев

(1924–2011)

brilevРодился селе Сетное Черниговской области, в крестьянской верующей семье. Мать каждое воскресенье водила детей в церковь, которая стояла в девяти километрах от дома. Когда Василию исполнилось восемь лет, началась коллективизация. Отец отказался вступать в колхоз, и его арестовали. У семьи забрали все, что было – и зерно, и животных. В семье было семеро детей, все сильно голодали. С началом Великой Отечественной войны работал на заводе, а по исполнении 18 лет в 1942 году ушёл на фронт. Был связистом, воевал под Ржевом и на Курской дуге. На фронте пообещал служить Богу. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован.

В 1946 году поступил на Богословско-пастырские курсы на территории Московского Новодевичьего монастыря. По окончании семинарии, 27 июля 1950 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Можайским Макарием, а 28 июля того же года – в сан священника. Некоторое время служил в Москве, в церкви на Преображенской площади. На него постоянно писали доносы, клеветали, запрещали служить, снимали с места. Служил в подмосковных приходах, затем был переведен в Сокольники в Москве. После очередной конфронтации в 1971 году ему вовсе запретили служить в Москве, т.к. он продолжал отказываться доносить содержание исповедей в КГБ.

После этого его «сослали» в храм Спаса Нерукотворного в селе Большое Свинорье. Церкви в то время закрывались одна за другой, и этот полуразрушенный храм тоже находился под угрозой закрытия. Отец Василий стал искать «сильных людей» по всему району, но не мог найти кого-либо кто мог отменить решение. Тогда он поехал в Министерство по делам религии в Москву, где с него запросили определенную сумму. Деньги удалось собрать с помощью московских прихожан и в 1971 году решение о закрытии было отменено. С 15 июня 1971 года до конца своей жизни являлся настоятелем Спасского храма села Большое Свинорье Наро-Фоминского района Московской области.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа

(1921-1994)

kaledaГлеб Александрович Каледа родился в 1921 г. в Петрограде в православной семье. Его родители принимали живое участие в жизни гонимой Церкви, оказывая ей помощь. С начала Великой Отечественной войны Глеб Каледа был призван в армию, в декабре 1941 г. попал на фронт и находился в действующей армии до сентября 1945 г. Он был радистом, гвардии рядовым ракетных войск, участвовал в сражениях на Волховском и Воронежском фронтах, в Сталинградской битве – с первого до последнего ее дня, а затем – Курская дуга и штурм Кенигсберга. В 1945 г. поступил в Московский геолого-разведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. – докторскую. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. Работал в научных и учебных институтах, много времени провел в геологических экспедициях.

В 1951 г. Г.А. Каледа женился на Лидии Владимировне Амбарцумовой, дочери своего первого духовника, расстрелянного в 1937 г. в Бутово. Из их шестерых детей четверо получили медицинское образование, двое – геологическое. Сейчас среди них – настоятельница монастыря и супруга священника, настоятель храма и диакон, геолог и врач.

В 1972 г. Г.А. Каледа был тайно рукоположен во иереи митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом). Служил в храме Илии Обыденного, затем – во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт. Занимался лекционной деятельностью в Москве и во многих городах России. Стал первым московским священником, работавшим в тюрьмах, первым настоятелем храма при Бутырской тюрьме; крестил, катехизировал, исповедовал (в том числе – и смертников), служил литургию, просто беседовал … даже венчал, и сам помогал девушкам «с воли» обвенчаться с заключенными.

lukaНельзя не вспомнить «военную» жизнь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (1877–1961). Когда в 1944 году эвакогоспитали переехали в Тамбов, Владыка Лука был назначен хирургом-консультантом. Его ожидало широкое поле деятельности в госпиталях и областной больнице. Шестидесятисемилетний Владыка работал по восемь–девять часов в сутки и делал четыре–пять операций ежедневно. 26 мая 1946 года Высокопреосвященнейшего Луку назначают архиепископом Крымским и Симферопольским. Во время Великой Отечественной войны в Крыму шли особенно жестокие бои. После приезда в Симферополь в 1946 году Владыка был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года он как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Когда его перестали приглашать для чтения лекций, Святитель продолжал врачебную практику у себя дома. На двери его кабинета было вывешено объявление, которое сообщало, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Много больных стекалось к нему.

Список тех людей, кто держал не только крест в своих руках, но и оружие на дорогах Великой Отечественной войны, можно продолжать долго… Их подвиг никогда не обретет «заурядность» и не пропадет в лабиринтах истории, являя миру живые и вечные истины.

Подготовила Анастасия ЯКОВЛЕВА

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top