Борис ЛУКИЧЕВ: Сегодня идет активный процесс формирования нормативной, правовой и методической базы работы военного священнослужителя

Методический семинар с руководящим составом и должностными лицами органов по работе с верующими военнослужащими видов Вооруженных Сил, военных округов и родов войск прошел в марте на базе Балтийского военно-морского института им. адмирала Федора Ушакова в Калининграде. Семинар организован Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. О том, как проходила работа семинара, его результатах и роли религиозного фактора в современных военных конфликтах рассказывает помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Борис Михайлович Лукичев.

– Борис Михайлович, расскажите, как проходил семинар, какие вопросы стояли в центре внимания участников?

– Семинар прошел, на мой взгляд, не скучно, с существенной пользой для развития института военного духовенства. Сегодня идет активный процесс формирования нормативной, правовой и методической базы работы с верующими военнослужащими, осмысления опыта, который накоплен в результате шести лет нашей деятельности. Естественно, назрел ряд практических вопросов и проблем, которые необходимо было внимательно рассмотреть и найти приемлемые решения.

Заблаговременно начальники отделений по работе с верующими военнослужащими военных округов получили задание подготовить методические рекомендации по определенным вопросам: Николай Скрынник (Западный военный округ) готовил разработку планирования работы по окормлению военнослужащих, Геннадий Очкин (Южный военный округ) должен был представить предложения по вопросам совершенствования структуры органов по работе с верующими военнослужащими, Игорь Агафонов (Центральный военный округ) – подробно прорабатывал один из наиболее сложных вопросов – методику оценки деятельности военного духовенства. Именно поэтому работа на семинаре была практическая, поскольку рассматривались заранее подготовленные наработки и документы.

В ходе выступлений участников семинара поднимались и другие актуальные вопросы: о двойственности подчинения военного священника – с одной стороны – правящему архиерею, с другой – военному командованию, о денежном содержании, о наращивании материальной базы работы с верующими военнослужащими, о правовом статусе храмов на территории воинских частей и оборудовании подвижных (полевых) храмов, о полевой форме одежды и т.д.

– Подобные семинары проводятся уже не первый раз. В чем особенность нынешнего мероприятия?

–​ Помимо исключительно деловой направленности, особенность данного семинара заключалась в том, что для участия в нем были приглашены не только начальники отделений по работе с верующими военнослужащими, но также представители видов Вооруженных Сил и родов войск, где в органах военного управления пока нет штатных структур по работе с верующими военнослужащими, но есть офицеры, которым поручено заниматься этими вопросами. На семинаре присутствовали представители органов по работе с личным составом ВМФ, РВСН, ВДВ, ВКС.

Конечно, за один день невозможно было в полной мере отработать все заявленные вопросы и оформить их документально. Однако в ходе дискуссий мы значительно продвинулись в этой работе. Надеюсь, что после определенной доработки, с учетом высказанных на семинаре пожеланий, эти документы будут представлены в приемлемом для работы виде на годовом сборе штатного военного духовенства, который состоится в мае текущего года в Санкт-Петербурге.

Как представитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, я выступил с докладом по теме: «Об усилении влияния религиозного фактора в возникновении и развитии современных военных конфликтов. Роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в духовном реформировании Вооруженных Сил России». При этом состоялась презентация моей книги «Патриарх Кирилл и военное духовенство».

По окончании пленарного заседания для участников семинара была организована автобусная экскурсия по Калининграду.

Во второй день семинара мы были в городе Балтийске, в порту которого базируется значительная часть сил Балтийского флота. Там, в Гарнизонном доме офицеров, состоялась встреча с военными психологами, на которой обсуждались вопросы взаимодействия с военным духовенством. Военные психологи – это та категория военных специалистов, с которыми военным священникам необходимо повседневно тесно сотрудничать. На этой встрече выступил начальник Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ Александр Суровцев, представитель Центрального военного округа иерей Владимир Кисяков.

– Насколько я знаю, ваша встреча не ограничилась стенами военного вуза и Гарнизонного дома офицеров Балтийска.

– Да, программа семинара была довольно насыщенной. После встречи с психологами в Балтийске участники семинара отправились в море на военном корабле. На траверсе г. Балтийска есть точка поминовения моряков, погибших в годы Великой Отечественной войны, где судно «отдало» якорь. На корабле прозвучал Гимн Российской Федерации, потом был приспущен Андреевский флаг. На открытой палубе у большого образа Архистратига Михаила помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний (Колосов) отслужил панихиду в память о тех, кто отдал свои жизни, защищая Родину. Потом под звуки ружейных залпов матросы опустили венок на воду, а участники церемонии бросили в волны алые гвоздики.

Для всех присутствующих это было прежде всего отдание долга памяти о погибших, но с другой стороны – это наглядный урок того, как организуется и проводится такой торжественный ритуал.

– Возвращаясь к вашему докладу на семинаре, который прозвучал в первый день, хотелось бы отметить, что в условиях усиления военной напряженности тема о возрастании роли религиозного фактора в возникновении и развитии современных военных конфликтов представляется весьма актуальной. Расскажите поподробнее об этом.

– Очевидно, что в настоящее время религиозный фактор часто играет ключевую роль в вопросах возникновения и развития межнациональных, межрелигиозных, даже межгосударственных конфликтов. Возьмем любой конфликт, будь то в Йемене, между хуситами и саудитами, в Сирии между алавитами, саудитами и шиитами и даже на Украине, где греко-католики кричали на киевском майдане «геть московского попа». Везде звучат лозунги борьбы в защиту «истинной веры», за «чистоту веры» и т.п.

Эти непререкаемые религиозные идеи мобилизуют искренне верующих людей. В то же время, для тех, кто организует такую псевдорелигиозную борьбу, истинными целями являются или захват власти, или нажива, или и то и другое вместе взятое. То есть очевидно, что религиозный фактор в современных военно-политических условиях цинично используется фактически для обмана тех, кто на поле боя рискует своими жизнями. Вот особенность сегодняшнего момента.

– Как использовать это знание практически?

– В работе военного духовенства Вооруженных Сил России нет этой двойственности, нет лукавства. Наша армия предназначена для защиты Родины. Почти все военнослужащие Армии и Флота (до 80 процентов от числа верующих) – православные. Для них вера является корневой духовной основой сознательного исполнения воинского долга. В православном вероисповедании так и трактуется высший подвиг – нет больше той любви, если кто «души свои полагает за други своя» (Ин. 15:13).

– Каковы итоги и результаты семинара?

— Я считаю, что такая форма работы – коллективная проработка нормативных документов, опыта, выработка методик и практических рекомендаций для военных священнослужителей – очень эффективна. Хорошо и правильно, что присутствовали не только штатные священнослужители, но и другие специалисты. Состоялся живой разговор, дискуссия, и, судя по итогам, он имеет исключительно практическое значение. Я думаю, и по форме, и по содержанию семинар свои задачи выполнил. Важно, что актуальные вопросы и назревшие проблемы ставятся, обсуждаются и вырабатываются меры для их решения.

Беседовала Анастасия Яковлева

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top