21 июля 2009 года Президентом Российской Федерации на совещании с руководителями традиционных религиозных объединений страны было принято решение о воссоздании в Вооружённых Силах РФ института штатного военного духовенства.
БЛАГОСЛОВЛЯЯ НА ЗАЩИТУ ОТЕЧЕСТВА
Уместно вспомнить, что сама российская государственность созидалась и защищалась прежде всего двумя общественными институтами – армией и Церковью. Они на протяжении всей истории Руси были в этом смысле соработниками.
При этом до XVIII века в нашей стране особого института военного духовенства не было, хотя священники всегда сопровождали войска в походах. Так, накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный Сергий дал двух монахов-схимников Андрея (Осляби) и Александра (Пересвета), предсказав князю победу. Оба этих имени навсегда вошли в летопись героического сражения.
Датой начала формирования института штатного военного духовенства в дореволюционные времена по праву можно считать 30 марта 1716 года, когда Петром I был утверждён «Устав воинский». В его главе «Об обер-полевом священнике» была впервые определена должность священнослужителя, который являлся начальствующим лицом для всех военных священников действующей армии. Представителям традиционных религий разрешалось совершать молитвы по правилам своей веры: для этого им выделялись место и время.
Церковь всегда благословляла воинов на защиту Отечества и сама активно участвовала в этом святом деле. В 1812 году после вторжения 600-тысячной армии Наполеона военные священники, находившиеся в каждом полку, делили с солдатами и офицерами все тяготы войны.
Одним из самых ярких представителей военного духовенства тех времён был Василий Васильковский, священник19-го егерского полка 1-й Западной армии. 15 июля 1812 года, находясь в гуще сражения, отец Василий вдохновлял егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то, что был ранен в лицо и ногу, а затем контужен. 12 октября 1812 года во время боёв за Малоярославец отец Василий находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество. Сам он был ранен в голову. Василий Васильковский стал первым в истории России полковым священником, удостоенным высшей военной награды того времени – ордена святого Георгия Победоносца.
В дни обороны Севастополя 1854–1855 годов полковое и военно-морское духовенство также постоянно находилось вместе с воинами. В каждом блиндаже был устроен уголок с образами святых, где офицеры и солдаты в минуты затишья исповедовались и причащались. Священники служили молебны, панихиды по погибшим, раненые воины укреплялись пастырским словом, умирающие получали последнее молитвенное утешение.
В состав военного духовенства отбирали лучших священнослужителей, людей мужественных и отважных. Ярким свидетельством тому стали подвиги, совершённые военными священниками во время русско-японской и Первой мировой войн.
Например, 18 апреля 1904 года в сражении на реке Ялу после того, как погибли все командиры, священник 11-го стрелкового полка протоиерей Стефан Щербаковский с крестом в руках поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность остальным подразделениям выйти из окружения. Израненный, он не покинул поле боя и был взят в плен. Японцы, узнав о подвиге священнослужителя, с почестями вернули его на родину.
Герой Первой мировой войны генерал А.А. Брусилов, вспоминая о событиях 1915 года, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали чёрные фигуры – полковые батюшки. Подоткнув рясы, в грубых сапогах они шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
За годы Первой мировой войны священникам было вручено 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 288 орденов Святого Владимира 3-й и 4-й степени с мечами, 643 ордена Святой Анны 2-й и 3-й степени с мечами.
В ГОДЫ ТРУДНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Распространение духовно-нравственных ценностей в армии и на флоте до октября 1917 года, поддержание на высоком уровне боевого духа военнослужащих было не самопроизвольным процессом, а результатом действия хорошо организованной системы, формировавшейся на протяжении столетий.
После 1917 года институт военного духовенства в силу известных исторических причин прекратил своё существование.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов патриотическая позиция и деятельность Русской православной церкви имели большое значение для православных христиан Советского Союза, миллионы которых воевали на фронте, в партизанских отрядах, трудились в тылу.
Позиция церкви была особенно важна в условиях роста религиозности как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам митрополита Алексия (Симанского), впоследствии – Патриарха Алексия I, «нравственные условия Победы».
За свою патриотическую деятельность почти 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков – медали «Партизану Отечественной войны».
Свой долг перед Родиной выполнили миллионы советских мусульман, буддистов, иудеев. Муфтии, ламы, раввины молились за победу над нацистским режимом, помогали деньгами и вещами, поднимали дух воинов и тружеников тыла. В Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим говорилось: «Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равнозначна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должности ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою».
В послевоенный период деятельность религиозных организаций в Вооружённых силах была под запретом. Однако, как известно, атеистов в окопах не бывает. В этом на личном опыте убедился Герой Советского Союза полковник Валерий Анатольевич Бурков, ныне монах Киприан. В 70-х годах прошлого века он летал в дальней авиации штурманом. Служил на Дальнем Востоке, Урале, воевал в Афганистане. Потеряв обе ноги, пережив три клинические смерти, полковник Бурков вернулся в армию, прослужил ещё 13 лет, а затем принял монашество. В настоящее время отец Киприан совершает поездки по стране, говорит с людьми о войне, Боге и жизни. Он считает, что его бой
продолжается.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
90-е годы ХХ столетия ознаменовались возвратом к пониманию необходимости военно-религиозной работы в Вооружённых силах. В марте 1994 года Патриархом Московским и всея Руси и министром обороны РФ было подписано Совместное заявление, в апреле 1997 года – Соглашение о сотрудничестве. Итогом взаимодействия армии и Церкви стало возвращение в 2009 году по решению Президента Российской Федерации к системе штатного военного духовенства в Вооружённых силах.
За десять лет совместной службы в соединениях и воинских частях офицерским составом и штатным духовенством приобретён богатый опыт в деле укрепления духовной, военной и национальной безопасности.
В целях поддержания высокого морально-политического и психологического состояния личного состава в 2018 году в Минобороны России сформировано Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил РФ. В его составе достойное место занимает управление по взаимодействию с религиозными объединениями, на которое возложена задача по организации работы с верующими военнослужащими.
В военно-политических управлениях на уровне военных округов созданы отделения по работе с верующими военнослужащими. В них трудятся священнослужители с богатым духовным и жизненным опытом.
В соединениях, воинских частях, военных вузах введено более 250 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими.
Одной из важнейших задач военного священнослужителя является его непосредственное участие в жизнедеятельности воинской части. Успех в этой работе невозможен без тесного взаимодействия с командованием, военными психологами, военно-медицинскими и социальными работниками.
Военные священнослужители регулярно совершают богослужения, проводят духовно-просветительские беседы, занятия по военно-политической подготовке, руководят воскресными школами для детей, членов семей и самих военнослужащих.
По оценке командиров и их заместителей по военно-политической работе деятельность военных священнослужителей оказывает заметное положительное влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава, уровень правопорядка и воинской дисциплины.
В ОДНОМ СТРОЮ
Военные священнослужители активно участвуют во всех формах боевой учёбы личного состава – полевых занятиях, походах, учениях. В ходе манёвров «Восток-2018» в войсках работали 18 штатных и 19 внештатных священников, было развернуто 17 полевых храмов, мечеть и походный буддийский дацан. В этом стратегическом учении впервые участвовали руководители территориальных религиозных объединений, что позволило усилить координацию деятельности командования с местными религиозными организациями.
В ходе упомянутых манёвров была применена, по сути, новая тактика работы военного духовенства, разработанная с учётом сирийского опыта деятельности священнослужителей. В её основе: повышение мобильности, снижение количества массовых мероприятий, проведение богослужений и бесед в малых группах, перенос центра тяжести на индивидуальную работу с военнослужащими, максимальное приближение сферы деятельности священнослужителей к районам и рубежам, где личный состав выполняет боевые задачи.
Главным военно-политическим управлением Вооруженных сил Российской Федерации в период с 2 по 4 июля в Санкт- Петербурге проведен учебно-методический сбор с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации.
В сборе приняли участие более 180 священнослужителей, а также председатель комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации Дунаевский М.И., председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.
В ходе сбора на торжественном собрании в честь 10-летия военного духовенства Вооруженных сил с приветственным словом выступил заместитель Министра обороны Российской Федерации – начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник Картаполов А.В., зачитаны поздравления руководителей традиционных религиозных объединений России.
Александр СУРОВЦЕВ, начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Главного военно-политического управления Вооружённых сил РФ, Красная Звезда, 19 июля 2019 года