В Ессентуках обсудили стратегию противодействия экстремизму
6 октября в Ессентуках состоялось заседание Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму под председательством Министра внутренних дел России Рашида Нургалиева. В мероприятии принял участие заведующий сектором МВД и учебных заведений Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Александр ШЕСТАК. В своем выступлении отец Александр затронул глубинные причины экстремизма и национальных проблем в Российской Федерации. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы доклада священнослужителя.
Когда нарушается привычный образ жизни в обществе, всегда появляются люди, которые это не только замечают, но и предпринимают активные попытки с этими изменениями не соглашаться, прежде всего, тогда, когда жизнь ухудшается, или это ухудшение прогнозируется в результате развития различных событий.
Распад Советского Союза на независимые государства породил множество проблем, прежде всего, в сфере межнациональных отношений, которые, в свою очередь, в целом ряде случаев не всегда корректно затрагивают межрелигиозные отношения.
В случае сбоя властных отношений, происходит разлад всех сторон общественной жизни, особенно экономических. Когда всем хочется кушать, а кушать уже нечего, начинают искать виноватых и непременно находят их в лице человека или группы людей другой национальности и, как правило, другой религии. Здесь всякое нечаянное слово или опрометчивое поведение – квалифицируется как проявление экстремизма.
В основе этой простой находки лежит, казалось бы, прогрессивное конституционное положение – равноправие наций и народностей.
И если мы семья народов, то кто же выполняет роль отца этой семьи. Когда все равны, то всегда есть соблазн быть несколько равнее других. Дружба народов сохраняется либо на авторитете власти, либо на власти авторитета, когда тебя все уважают и любят.
Сегодня есть государства, для которых государствообразующая нация является приоритетной. Если мы возьмем самую близкую по многим позициям к нам страну – Германию — то в ее Конституции записано, что немецкий народ имеет все права и одновременно отвечает за все и вся.
Здесь есть некое обстоятельство, ставящее немцев в такое привилегированное положение. Численность населения Германии по данным 2004 года составила 82,5 млн. человек. Подавляющее большинство (91 %) – немцы.
Сравнивать Россию с Германией не совсем правильно, но некоторые особенности государственного устройства мы успешно перенимали. Более того, Екатерина II приглашала в Россию именно немцев – специалистов из различных областей промышленности, кораблестроения, сельского хозяйства, да и общественного устройства тоже. По словам Екатерины Великой: «Россия – не государство. Россия – вселенная!
Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований». Россия является одним из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность По переписи 2002 года — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %). К сожалению, нет данных по национальному составу России по переписи 2010 года. И это еще одна проблема – складывается впечатление, что существует некое стремление организаторов переписи скрыть национальный состав России.
Всех теперь признают россиянами. Но откуда же появляются межнациональные конфликты, если наций нет?
Проблема в другом. Мы слишком рано отказались от своих национальностей. Русский народ постепенно утрачивает, если уже совсем не утратил свою лидирующую роль в семье братских народов. В этих условиях на постсоветском пространстве России в целом ряде субъектов федерации появляются новые молодые и сильные лидеры, способные организовать вокруг себя целые регионы.
Эта ситуация с одной стороны может провоцировать центробежные тенденции, с другой – русский народ, опомнившись, может предпринять попытки возврата себе утраченной роли лидера наций и народностей. Особенно опасны эти тенденции в период выборов в центральные органы власти.
Что же делать? Нужно сближать нации через культуру, через общегосударственные идейно обеспеченные совместные проекты, через преодоление стихийных и иных бедствий. Примириться можно только в одной упряжке, в одном окопе (дай Бог, чтобы войны все же не было). Через приобретение нравственных ценностей наши народы уже возвращают друг к другу доверие и любовь. Помогай нам Бог.