В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл много сил и энергии вложил в формирование современных церковно-государственных отношений в целом. При этом он полагал настоятельно необходимым постоянно подчеркивать, что взаимодействие Церкви и Армии является одной из наиболее существенных и важных составляющих этих отношений. Это не были просто слова: он предпринимал конкретные шаги, чтобы довести до высшего государственного руководства патриотическую по своей сути позицию Церкви, содержащую, в то же время, озабоченность правами верующих военнослужащих. В этих целях он использовал, в частности, трибуну Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации1.
Так в декабре 1996 года, в своем письме к ответственному секретарю Совета, начальнику Управления Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания А.В.Логинову митрополит Кирилл, в частности, предлагал поставить на рассмотрение Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации в следующую тему: «Законодательная база и административная практика в области осуществления права военнослужащих на свободу вероисповедания»2. В результате этого ходатайства предложенный вопрос был вынесен на обсуждение 10 марта 1998 года.
На этом заседании Совета представители Минобороны России, МВД России и Федеральной пограничной службы Российской Федерации доложили о взаимодействии органов военного управления с традиционными религиозными объединениями России и о положении дел с реализацией прав верующих военнослужащих. Исходя из содержания заслушанных докладов, Совет отметил, что эта работа в силовых ведомствах пока лишена продуманной перспективы и не сориентирована на получение практических результатов.
По итогам обсуждения Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации рекомендовал государственным органам, имеющим законные вооруженные формирования принять необходимые меры для:
— наиболее полного обеспечения прав верующих военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания, с учетом решаемых задач;
— отражения в Концепции военной реформы в России и при перспективном планировании развития Вооруженных Сил Российской Федерации вопросов взаимоотношений органов военного управления с традиционными религиозными объединениями России, а также влияния религиозного фактора на морально-психологическое состояние личного состава, боеготовность и боеспособность войск и сил флота в мирное и военное время выполнять задачи по предназначению;
— включения в программы военных образовательных учреждений вопросов религиоведения и современных государственно-церковных отношений;
— профессиональной религиоведческой доподготовки должностных лиц органов военного управления, ответственных за взаимодействие с традиционными религиозными объединениями России;
— принятия решений о порядке, условиях и сроках возвращения находящихся в их ведении культовых сооружений религиозным объединениям и доведение этих решений до сведения заинтересованных сторон3.
Кроме привлечения внимания высших государственных органов, в тот период нужно было также проводить постоянную и целенаправленную работу по разъяснению общественности позиции Церкви в вопросах ее взаимодействия с органами военного управления, в отношении к верующим военнослужащим и членам их семей. Поэтому митрополит Кирилл продолжал активно участвовать во многих общественно-церковных форумах, обсуждавших военные вопросы. Примером такого участия могут служить организованные Всемирным Русским Народным Собором 12 ноября 1996 года соборные слушаниях по вопросу «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», а также встреча с представителями молодежной организации «Наши»4, и другие.
Владыка неизменно использовал трибуны подобных дискуссий, внося в их содержание не тривиальный анализ социальных процессов в армейской среде с позиций пастырского духовного опыта, внося свежую струю нравственной оценки актуальных проблем войск и сил флота. В свою очередь, такое участие в дискуссиях, несомненно, давало дополнительную информацию, что позволяло ему составлять более полное представление о положении дел в Вооруженных Силах, более глубоко видеть происходящие в армейской и флотской среде социальные процессы.
Но наиболее активно митрополит Кирилл использовал для работы с общественностью в просветительских целях возможности средств массовой информации. Его многочисленные статьи, интервью, заявления для СМИ, выступления на радио и телевидении создали обширное информационное поле, — значительный массив материала с которым могли ознакомиться военнослужащие и который являлся серьезным подспорьем в работе священнослужителей, окормляющих воинские части на местах.
Содержание диалога митрополита Кирилла с общественностью через СМИ частично иллюстрируют приведенные ниже выдержки из наиболее характерных публикаций.
Газета «Российские вести» 4 ноября 1996 года опубликовала интервью с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом «Церковь осваивает паству в погонах», в котором он, в частности, сказал о сути опирающейся на традицию работы священнослужителей в воинских подразделениях, «…представители Церкви находят общий язык с командирами и помогают им крепить дух российского воинства. Делается сие по взаимному согласию и ненавязчиво.
В традициях Русской Православной Церкви вдохновлять воинов на выполнение ратного долга. В традиции Церкви сегодня – уважительное конструктивное отношение к Российской армии. В то же время священник заботится о пастве, в руках которой оружие…»5.
Или еще, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Труд» о взаимосвязи религии и пацифизма митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал о том, что Русская Православная Церковь вдохновляет верующих воинов на жертвенное служение Отечеству: «Православие настаивает на том, что защита Отечества является священным долгом. Более того, отдать жизнь за свой народ, за свою Родину — для православного верующего значит совершить некий духовных подвиг. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Основываясь на этом тексте Священного Писания, Церковь призывает любить Отечество и свой народ до готовности отдать свою жизнь. И, как известно, полковые священники русской армии всегда духовно укрепляли воинов, вдохновляя их на доблестную защиту родной земли»6.
Аналогичные идеи митрополит Кирилл высказывал и обосновывал, отвечая на вопросы радиослушателей в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» 3 сентября 2002 года, а также неоднократно в популярной телепередаче «Слово пастыря», в которой он долгие годы был ведущим.
________
1. Митрополит Кирилл был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации в период с апреля 1995 года по февраль 2009 года.
2. Копия письма митрополита Кирилла А.В.Логинову № 4464 от 25 декабря 1996 года в архиве автора.
3. Информационный бюллетень общественно-политической жизни Управления Президента РФ по вопросам внутренней политики. № 12. М. июнь 1998 года С. 3-8.
4. «Интерфакс-религия». 2007.04.20. В Московском Патриархате выступают за укрепление институтов гражданского общества в России.
5. Приложение № 6. «Церковь осваивает паству в погонах». Газета «Российские вести» от 04 ноября 1996 г.
6. «Читателям отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл», «Труд» 1 июня 2002 г.