Труды Предстоятеля Церкви по формированию института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

После принятого главой государства решения, руководство Минобороны России несколько месяцев разрабатывало концепцию поэтапного формирования института военного духовенства, произвело первое пробное назначения штатного военного священника на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими — протоиерея Александра Бондаренко.

В апреле 2010 года было положено начало формированию структуры органов по работе с верующими военнослужащими. Такое наименование этого нового формирования в рамках военного ведомства было принято в связи с необходимостью обойти некоторые юридические сложности, которые возникали в связи с тем, что предстояло укомплектовывать должности гражданского персонала лицами духовного звания. Тогда же было определено, что руководящим органом военного духовенства будет Управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

По данным Научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации, проводившего опрос в летнем периоде обучения 2009 года, около 80 процентов из числа верующих военнослужащих в Российской Армии и Флоте исповедовали православную веру1. Зная это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл справедливо полагал, что он, как Предстоятель Русской Православной Церкви, имеет полное право участвовать в подборе кандидата для назначения на должность начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тем не менее, 30 апреля 2010 года Министр обороны Российской Федерации А.Э. Сердюков, без согласования с Патриархом Кириллом, назначил на эту должность вполне состоявшегося бизнесмена, но человека, который до этого момента не занимался проблемами государственно-церковных отношений и ни одного дня не служил в армии. Будучи несогласным с этим решением Сердюкова, Предстоятель Церкви предпринял энергичные шаги к тому, чтобы исправить ситуацию. В результате Министр обороны был вынужден отменить принятое ранее решение, и назначить на должность начальника Управления по работе с верующими военнослужащими креатуру Патриарха2.

Но и после этих событий Предстоятель Русской Православной Церкви не оставил своего попечения о восстановления института военного духовенства. Напротив, он фактически на постоянной основе внимательно отслеживал процесс формирования структуры новой военно-церковной службы, ход подбора, расстановки и назначение кадров и, при необходимости, давал рекомендации, оказывал помощь и поддержку.

Конечно, решающая роль Патриарха Кирилла заключалась, прежде всего, в молитвенном предстательстве перед Господом, в духовной поддержке военного духовенства. Но, когда позволяли обстоятельства, он охотно лично встречался военными священниками, с этой, начинающей формироваться новой категорией, которой несомненно предстоит занять особое место в ряду православных священнослужителей.

В январе 2012 года назначенные к этому времени штатные помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, общим числом 21 человек, прибыли в Москву для участия в работе военной секции ХХ Международных Рождественских образовательных чтении. Все они присутствовали 22 января 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, когда Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершали Божественную литургию.

За причастным стихом Патриарх Кирилл пригласил всех штатных военных священников войти в алтарь. Батюшки хотели войти в кувуклию по одному, но Патриарх сказал, чтобы зашли все сразу. Теснясь они разместились справа от престола. Патриарх очень ласково их приветствовал и, обращаясь к рядом стоящим Патриарху Феодору и митрополиту Христофору с радостью воскликнул: «Вот наши первые военные священники!». Затем каждый из приглашенных подходил к Предстоятелю Церкви, представлялся, называя соединение, в котором он служит и просил благословить. И каждого Патриарх встречал с доброй улыбкой, повторяя уважительно – Черноморский флот.., ракетная дивизия.., мотострелковая бригада.., Военная база в Абхазии… и преподавал благословение.

Была и другая подобная встреча. Весной 2013 года новая партия вновь назначенных штатных военных священников, проходила в Военном университете месячные курсы профессиональной подготовки. Им довелось встретиться с Патриархом Кириллом 14 апреля 2013 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день Патриарх совершал Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского женского монастыря в Москве. На запричастном стихе в алтаре храма Святейший Патриарх вновь, как и во время предыдущей встречи в Храме Христа Спасителя, накоротке познакомился и благословил войсковых и флотских священнослужителей.

Конечно, такие встречи – значимое, вдохновляющее событие в жизни военного священника. Радость от общения с Предстоятелем Церкви, новые знания и впечатления, полученные в столице, они несут с собой в самые отдаленные уголки нашей Родины, где дислоцированы их воинские части, базируются силы корабли, а которых они совершают свое пастырское служение.

Думается также, что и для Предстоятеля Русской Православной Церкви эти встречи – имели существенное значение, ведь они предметно свидетельствовали о том, что начатый им грандиозный проект нравственного перевооружения Российской Армии реализуется, не стоит на месте. Неповоротливая армейская машина немного провернула со скрипом свои колесики, и дело пошло. Начал ломаться многолетний лед государственной заморозки отношения к верующим военнослужащим. Православный воин перестал таиться в своем главном жизненном проявлении – в духовной потребности общения с Богом, которая настоятельно проявляет себя в сложных условиях военной службы.

Да и Церковь, как представляется, начала постепенно раскрывать для себя эту новую, ранее преимущественно закрытую сферу деятельности, стала свободно работать с молодой, сильной, интеллектуально развитой военной паствой, которая выполняя ответственную государственную задачу, нуждается в духовном пастырском окормлении.

Вместе с тем, следует отметить, что для Церкви эта задача — формирования штатной когорты войскового духовенства, стала своего рода непростой проблемой. Кандидаты для назначении на штатную должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими — проходят особый кадровый отбор. Правящим епархиальным архиереям, у которых, как правило, в подведомственных метрополиях и епархиях ощущается значительный дефицит кадров, очень не просто оторвать опытного пастыря от приходского служения и передать в Вооруженные Силы.

Совершенно естественно, что в столь серьезном и важном деле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл опирался на церковный принцип соборности, чтобы вновь и вновь подчеркнуть важность этой работы, привлечь все имеющиеся возможности, и, говоря военным языком, отмобилизовать все резервы.

Так на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, которое состоялось в первых числах февраля 2010 года Патриарх Кирилл в своем докладе подробно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в результате принятия главой государства решения о введении института военного духовенства в Вооруженных Силах и поставил, в связи с этим конкретные задачи. Это нашло свое отражение в Постановлении совещания от 2 февраля 2010 года, в пункте V.1. которого было сказано:

Озаботиться подбором кадров священнослужителей для назначения на штатные должности военных священников в войсковые части и соединения, находящиеся на канонической территории епархий. При этом правящим архиереям следует координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями3.

О степени важности этой задачи для Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл сказал в своем интервью 11 февраля 2010 года для ежегодника «Предстоятель»: «… ключевой темой останется для Церкви ведение диалога с государством. Если говорить о Российской Федерации, особенно хотелось бы подчеркнуть, что 2010 год станет годом запуска двух важных церковно-государственных проектов: введения в школах «Основ православной культуры» и создание института военного духовенства. Чтобы они не оказались малоэффективными, нам всем предстоит много и усердно потрудиться». При этом для священнослужителей задача состоит в том, чтобы «мы своим трудом, своей молитвой, своим словом — тем духовным импульсом, который мы передаем нашему народу, — служили великому и святому делу — защите нашего Отечества»4.

Спустя год 2 февраля 2011 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл вновь обратился к теме формирования института военного духовенства в связи с тем, что в решении кадровых вопросов выявились определенные трудности. В своем докладе на соборе Предстоятель Церкви отметил, что в центре и на местах проводится работа по подбору кадров на должности штатных военных священнослужителей, и попросил правящих архиереев без промедления включиться в работу по возрождению института военного духовенства. Это требование было закреплено в пункте 40 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»5.

Следует признать, что в период пока Министром обороны был А.Э.Сердюков дело становления института военного духовенства, в части решение вопросов назначения на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, продвигалось с трудом.

Пунктом 5 «Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» определено, что должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.

В штатах органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации было предусмотрено 240 должностей помощников командиров по работе с верующим военнослужащими для замещения их священнослужителями. Русская Православная Церковь в короткие сроки подготовила около сотни достойных кандидатов-священнослужителей и представила в Минобороны России соответствующие документы. Но за два года формирования института военного духовенства министр рассмотрел и дал согласие принять на работу только 29 священников.

Видя это, а также понимая, что и в других вопросах, в частности, в деле сохранности и функционирования православных храмов на территориях подведомственных Минобороны России, многое зависит от первого лица, Патриарх неоднократно встречался и беседовал с А.Э. Сердюковым.

«Вооруженные Силы проходят сейчас через очень важный этап реформирования, и мы внимательно следим за тем, что происходит», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви во время встречи с А.Э. Сердюковым в своей резиденции в Чистом переулке 15 ноября 2010 года

«Армия в России всегда была очень мощной патриотической силой, которая влияла на настроения в обществе, на самочувствие людей, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, — Армия всегда была элитой нашего общества, в том числе интеллектуальной, культурной, поэтому я глубоко убежден, что реформирование Вооруженных Сил, которое предполагает целый ряд очень важных организационных и научно-технических решений, должно включать и духовное, и культурное измерения».

В ответном слове Министр обороны Российской Федерации отметил, что уже неоднократно обсуждал с Его Святейшеством тему перемен в Российской Армии. «Мне очень приятно, что всегда есть возможность встретиться с вами, обсудить те или иные вопросы, связанные с реформированием», — продолжил А.Э. Сердюков.

Отметив, что процесс реформирования неоднозначно воспринимается в российском обществе, Министр обороны вместе с тем выразил уверенность, что «та реорганизация, которая сейчас проводится, является процессом обдуманным, просчитанным и, как, показывают уже первые результаты, достаточно результативным»6.

В чем заключалась, эта «реорганизация», в частности, по отношению к военному духовенству, показала осень 2011 года, когда А.Э.Сердюков принял решение почти в три с половиной раза сократить число должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими: с ранее установленных 240 до 72.

Узнав об этом сокращении, которое фактически вошло в противоречие с поручениями Президента Российской Федерации, Патриарх Кирилл выразил решительный протест. В результате Министру обороны пришлось в декабре 2011 года, то есть, буквально через месяц после своего скоропалительного решения, упраздненные штатные единицы восстановить. Тем не менее, на протяжении всего 2012 года, до момента отстранения от должности, глава оборонного ведомства практически не рассматривал личные дела священнослужителей — кандидатов для назначения помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими. В связи с этим Патриарх вынужден был в августе 2012 года обратиться за содействием к Президенту Российской Федерации В.В. Путину7.

____________

1. Данные мониторинга Научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации «Характеристика религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации» в архиве автора.

2. Со 2 августа 2010 года по 10 сентября 2013 года начальником Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ был автор настоящей книги.

3. Материалы Архиерейского совещания Русской Православной Церкви 2010 г. см. Приложение № 20.

4. ИНТЕРФАКС от 24.02.2010 г. Обращение Патриарха Кирилла к представителям духовенства Москвы после возложения венка к могиле Неизвестного солдата.

5. Материалы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. см. в Приложении № 21.

6. Сообщение Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси от 15 ноября 2010 г.

7. Текст письма Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 29 августа 2012 г. см. в Приложении № 22.

СОДЕРЖАНИЕ

Top