Вера возвышает воинское служение до служения Богу

СОДЕРЖАНИЕ

Между тем, по оценке протоиерея Димитрия Смирнова, к началу третьего тысячелетия уже около двух тысяч священнослужителей Русской Православной Церкви на регулярной основе окормляли верующих военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и законных воинских формирований других министерств и ведомств1. Многие из этих священников имели за плечами годы военной службы, солидный священнический стаж и благоприобретенный житейский опыт. Тем не менее, ощущалась необходимость организации специальной подготовки нештатного военного духовенства. Прежде всего, их надо было учить современным наиболее общим военным вопросам. Кроме того, и в Церкви и в войсках накапливался новый опыт взаимодействия и пастырской работы, который требовал анализа, обобщения и внедрения позитивной практики.

В связи с этим, по инициативе Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, стали проводиться всероссийские сборы священнослужителей на нештатной основе окормлявших военнослужащих и членов их семей. Понимая, что на этих сборах фактически готовился кадровый резерв для будущих структур военного духовенства, митрополит Кирилл, как правящий архиерей, благословил проведение четвертого такого сбора на территории Смоленской и Калининградской епархии и сам принял в нем активное участие, чем задал максимально высокий содержательный и организационный уровень проведения этого форума.

IV Всероссийский учебно-методический сбор духовенства, окормляющего военнослужащих и членов их семей, проходил в июне 2006 года в Калининграде. 29 июня в Гарнизонном доме офицеров состоялось совместное заседание, на котором присутствовали участники сбора, члены Военного совета Балтийского флота, командиры частей и соединений, курсанты Балтийского военно-морского института имени святого Федора Ушакова и представители традиционных религиозных объединений России.

Участников заседания приветствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который в своем выступлении поделился размышлениями о формах присутствия представителей традиционных религий в Российской Армии и на Флоте. Владыка Кирилл подчеркнул, что восстановление института военного духовенства в Российской Армии совершенно необходимо. При этом должно присутствовать духовенство тех традиционных для России религий, адепты которых служат в частях и подразделениях Вооруженных Сил. Но, нельзя превращать Армию в поле миссионерского соперничества. Митрополит Кирилл особо отметил важность выработки законодательной основы сотрудничества Церкви и Армии, подчеркнув, что без этого сложно, практически невозможно вести и развивать конструктивное взаимодействие.

По завершении заседания митрополит Кирилл и командующий Балтийским флотом К.С. Сиденко подписали двусторонний договор о сотрудничестве между Смоленской и Калининградской епархией и командованием Балтийского флота. Затем Владыка, на практике реализуя один из пунктов только что достигнутой договоренности, освятил храм-часовню в честь святого праведного адмирала Феодора Ушакова, на территории Балтийского военно-морского института, а также вручил высокие Патриаршие награды военачальникам, представителям местной власти и бизнеса, чьими трудами и попечением был воздвигнут этот храм2.

Митрополит Кирилл понимал, конечно, что одних сборов явно не достаточно, что для обучения священнослужителей, работающих с военнослужащими и членами их семей, для их просвещения требовались пособия, книги, в которых бы отражался современный взгляд на взаимоотношения Церкви и Армии. Долгое время ничего подобного не издавалось, за исключением добротного сборника, рассказывавшего о многовековых православных традициях — «Христолюбивое воинство»3.

Этот пробел в определенной мере восполнила книга под названием «Наука побеждать. За веру и Отечество», опубликованная в 2008 году издательством Московского Данилова мужского монастыря. Эта книга стала результатом творческих усилий многих людей, искренне болеющих за судьбу нашего Отечества. В ней были собраны материалы, которые свидетельствовали, насколько прочно на протяжении всей истории России были связаны Церковь и Армия. В то же время все содержание, весь эмоциональный настрой этой книги однозначно показывал, что в настоящее время общество и Армия с новой силой и заинтересованностью обращают свой духовный запрос к Русской Православной Церкви.

Открывала книгу статья митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с говорящим названием «Армия – школа нации», которая, как камертон, задавала высокую планку содержанию всего материала издания. Идеи о необходимости возрождения военного духовенства, которые на протяжении ряда лет митрополит Кирилл высказывал и отстаивал, были здесь, что называется, основательно закреплены. Он вновь бескомпромиссно и прямо ставит в статье самые важные вопросы: «В чем же заключается роль и миссия Церкви в Армии? Необходим ли в современной высокотехнологичной Армии священнослужитель?» и дает на них аргументированные ответы: «Убежден, что источником подлинного мужества и несгибаемой стойкости воинов может быть только вера в Бога и любовь к Родине. Эти два начала неразрывно связаны, ибо обретение Родины немыслимо без обретения веры. Вера возвышает воинское служение до служения Богу. Подлинный патриотизм может жить только в той душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа. Истинная вера рождает истинный патриотизм». А это значит, что «в этих условиях особая ответственность возлагается на тех, кто отвечает за идейную и нравственно-патриотическую работу в Вооруженных Силах. Поэтому роль и значение священника в армии приобретает особую значимость»4.

_______

1. Газета «Московские новости» № 5, 09.02.2007 г. Интервью протоиерея Димитрия Смирнова.

2. По материалам Сообщения Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации 26-29 июня 2006 г.

3. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской армии. М. Русский путь. 2006.

4. Полный текст статьи «Армия – школа нации» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, из книги «Наука побеждать. За веру и Отечество» см. в Приложении № 16.

СОДЕРЖАНИЕ

Top