Как уже отмечалось, Патриарх Кирилл охотно встречался с военнослужащими, и, как представляется, даже испытывал некую потребность в таком общении.
Новую встречу с профессорско-преподавательским составом и со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл спланировал на 31 мая 2011 года. По договоренности с начальником Военной академии генерал-полковником В.Н.Яковлевым он готовился выступить перед корпорацией учащих и учащихся.
Министр обороны А.Э.Сердюков, узнав об этом, тоже решил поприсутствовать на встрече. В соответствии с армейскими правилами субординации, в этой ситуации в Академию вынуждены были приехать все члены Коллегии Минобороны России. В итоге получилось так, что вместо специального, соответствующим образом организованного, может быть в каком-то смысле камерного разговора с военными вузовцами, Патриарх Кирилл оказался на встрече с высшим руководящим составом Минобороны России в целом.
Министр и его заместители встретили Патриарха у входа в здание Академии, после чего все прошли в домовый храм Академии во имя Архангела Михаила.
После посещения храма Патриарх Кирилл с министром А.Э. Сердюковым зашли в кабинет начальника академии и пробыли там вдвоем более сорока минут. О чем в целом была беседа, можно только догадываться. Одно можно точно сказать, что, в частности, разговор коснулся хода назначения на штатные должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими подготовленных Церковью священнослужителей (Патриарх Кирилл вскользь упомянул потом об этом в своем выступлении).
Но, судя по дальнейшим событиям, глава оборонного ведомства, так и не изменил своего, мягко говоря, настороженного, отношения к формированию института военного духовенства. Этот вывод основан на том, что и после этой встречи долгих четыре месяца министр вообще не рассматривал представления на кандидатов для назначения и, соответственно, назначений военных священников не было.
После разговора с министром Патриарх Кирилл в актовом зале Военной академии генерального штаба выступил перед собравшимися. Он вел, в присущей для себя манере, свободный разговор, как бы размышляя по ходу беседы о военной истории России, о нравственной, религиозной составляющей мотивации ратного труда.
В начале своего выступления Патриарх дал церковную оценку событиям Великой Отечественной войны. В частности прозвучал тезис: «Победили, потому, что так Богу было угодно».
Военный анализ сражений этой великой и ужасной войны, описание практически всех боев, побед и поражений, естественно, были хорошо известны собравшимся. Давно скрупулезно подсчитаны и проанализированы соотношения сил и средств противоборствующих сторон. В истории Великой Отечественной войны отдана дань и патриотическому порыву солдат, их мужеству и самоотверженности. И об этом тоже немало сказано.
Но оценки духовной подоплеки начавшейся агрессии против атеистического государства со стороны стран, откровенно насаждавших человеконенавистническую идеологию, фактически исповедующих сатанинские культы, пока фундаментально не дано. И в этом выступлении Предстоятеля Церкви перед руководством Минобороны России и коллективом Военной академии Генерального Штаба был сделан, может быть, только некоторый первый, но крайне важный посыл. Это был своего рода сигнал, что в условиях резкого повышения в современном неспокойном мире роли религиозного фактора, настоятельно необходимо проанализировать духовные, религиозные, нравственные причины этой войны, потребовавшей неимоверного напряжения, жертвенного подвига российского народа для достижения Победы.
Кстати говоря, позднее, 6 мая 2015 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Патриарх Кирилл в своем слове по окончании Божественной Литургии в Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе он вновь обратился к этой теме: «Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо. Достаточно представить, что буквально в нескольких километрах от места, где мы стоим, стоял враг — и не сумел войти в Москву. Тот самый враг, который покорил всю Европу, который был прекрасно вооружен и обучен! Конечно, мы преклоняемся перед подвигом наших воинов и всего народа, который встал на защиту Москвы и всей России. С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. И Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что победа в Великой Отечественной войне была Божиим чудом. Но, никогда бы и этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы победить врага. И мы его по милости Божией победили1.
Готово ли было высшее командование Вооруженных Сил России, вся эта аудитория воспринимать оценки военных событий с точки зрения Русской Православной Церкви? Ведь Церковь – это институция, которая судит с учетом законов духовного мира, принимая первенствующую роль в судьбах людей воли Божией, давая оценки исходя из приоритетов нравственных критериев. Как показало время, не все участники той памятной встречи в Военной Академии Генерального Штаба восприняли такой подход в должной мере. Очевидно, что такая реакция военных — следствие недостаточного духовного просвещения.
Позднее Патриарх открыто отреагировал на эту реакцию военных, сказав, что Церковь имеет право на свою оценку событий. Он всегда твердо придерживался правила, что Церковь должна оставаться вне какого-либо влияния со стороны власти, политики или, как в данном случае, — военной корпорации. В одной из своих проповедей после богослужения в Успенском соборе Кремля он подчеркнул: «Задача Церкви – иметь внутреннее мужество и силу говорить Божию правду – властям, воинству, богатым людям, средствам массовой информации»2.
Возвращаясь к содержанию выступления Патриарха в главном военном ВУЗе, следует отметить, что он, опять же впервые для такой аудитории, подробно рассказал о процессе формирования института военного духовенства, и о том, что Церковь будет заниматься подготовкой для этой структуры лучших своих кадров, наиболее подготовленных, опытных пастырей.
«Мы будем стараться находить лучших священников, действительно способных нести бремя служения в Вооруженных Силах. Священник не должен быть приходящим наемным работником — он должен быть вместе с военнослужащими. Его жизнь должна быть максимально приближена к тем, к кому он будет обращать свое пастырское слово. И работа священнослужителя, конечно, во многом заключается в убеждении.
…я глубоко убежден в том, что помимо воспитательной работы священник должен обязательно совершать богослужения, в том числе в выделенных помещениях Вооруженных Сил. Он должен исповедовать, он должен причащать, он должен молиться вместе с солдатами. И если этот живой религиозный опыт станет достоянием военнослужащего, то поверьте, такой человек будет способен на любой подвиг, потому что при религиозном образе жизни приоритеты выстраиваются сами собой. И самым важным приоритетом является страх Божий — страх не эмоциональный, не адреналиновый, а страх как нравственная категория, как система ценностей. Тогда человек понимает, что нельзя поступать против воли Божией, что предательство — смертельный грех, уклонение от своих прямых обязанностей или нарушение присяги — смертельный грех; и это понимание проникает до глубины человеческой души…
Но самое главное, самое существенное — это то, что мы, сопрягая наши силы, приумножим тот духовный и интеллектуальный импульс, который, воздействуя на сознание военнослужащих, поможет формировать людей, способных и сегодня, в условиях рыночной экономики и всех этих материальных соблазнов, стоять насмерть, если того потребует Родина»3.
____________
1. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 06.05.2015 г.
2. ИНТЕРФАКС 22 января 2009 г.
3. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 31 мая 2011 г. Текст выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Военной академии ГШ ВС РФ см. в Приложении № 24.