Духовное наследие прп. Сергия Радонежского и задачи военного духовенства по пастырскому окормлению российского воинства

Протоиерей Сергий Привалов

Доклад протоиерея Сергия Привалова, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами на заседании военной секции в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений

Как связан духовный опыт Преподобного Сергия Радонежского с задачами военного духовенства? Почему мы обращаемся через 700 лет после его рождения именно к Преподобному Сергию? Что нами утеряно и к чему призывал всей своей жизнью, духовным подвигом и пастырской мудростью великий подвижник благочестия?
Как говорят в научных кругах, правильно поставленный вопрос дает половину ответа. Преподобный Сергий видел главное и всей своей жизнью учил нас и до сих пор учит великому делу – служению Богу.

Именно сегодня востребованность в незамутненном сознании является главным приоритетом для всех верующих и пока неверующих жителей Земли. Особенно это актуально для людей, облеченных властью и оружием, от которых зависит мир и благополучие всех граждан нашего Отечества и других стран.
Служение Богу – вот главное в жизни всех святых отцов. Пример Преподобного Сергия, будучи уникальным, в тоже время является обычным для христианского мировосприятия. Вот только дары Божии на нем почивали и почивают безмерно.

Служение Богу есть служение закону Любви, закону высшей Любви, которую явил миру Сам Господь наш Иисус Христос, и все человечество живет теперь в состоянии выбора: следовать этому простому закону Божественной Любви или отвергнуться его. Всеми доступными ему средствами князь мира сего стремится поработить души людские и увести их от Бога, увлечь их чувственными благами земной жизни, которые временны, и суть их в увлечении души псевдорадостями, псевдодостижениями, псевдожизнью.

Воины духа и воины государства Российского должны стать едины по сути. Если тебе доверена власть и оружие, то Господь вручает тебе и миссию служения, служения миру, любви, народу и Святой Руси как государству, которое при всех треволнениях политики и государственной жизни все-таки промыслом Божиим остается тем местом на земле, где продолжается духовный выбор наших соотечественников, которые живут внутри себя не законами потребительства, а законами высшего порядка, пусть даже не всегда осознанно. Офицерская честь, справедливость, беззаветная преданность до готовности самопожертвования за высшие идеалы, которые никогда не будут измерены денежной единицей, готовность служить, потому что сердце требует исполнения воли Божией: «Мы, сильные должны сносить немощи бессильных», потому что это — призыв свыше делать добро, и душа откликается на это делание; все это есть жизнь духовного выбора служения Богу и ближнему.

Высший смысл жизни человека – познание Бога, единение с ним и исполнение Его воли. Только тогда жизненное наполнение станет наполнением духовной жизни, начало которой только здесь, а все остальное — в жизни будущего века.

Кроме того что каждый воин должен узнать о бытии Божием, он должен вместить в себя Невместимого через духовное единение с Ним, через молитву и следование промыслу Божию. Эта задача выживания человека, народа, государства и цивилизации. Вооруженные защитники Отечества должны быть в этом смысле передовым отрядом и, подобно Сергию Радонежскому, являть собой образец внутреннего содержания жизни человека в Боге.

Военное духовенство волею судеб и, уверен, высшего промысла стало реальностью для России и других стран бывшего Союза. Штатное и внештатное духовенство, которые только малой толикой денежного вознаграждения отличается друг от друга, должно стать катализатором процесса возвращения воинов к духовным основам служения Отечеству.

Речь идет даже не о боевой готовности и боевой способности воинских формирований, не о патриотизме и сплоченности воинских подразделений, а о глубинных истоках служения воинов как богатырей Святой Руси, которые своим духом обеспечивают сохранение нашей самоидентичности и продолжение следования заповедям Божиим. Хочу отослать вас к интервью епископа Североморского и Умбского Митрофана «Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана. Победа Пересвета», размещенному на сайте «Капеллан.ру» в «Вестнике военного и морского духовенства». Победа Александра Пересвета с благословения Преподобного Сергия Радонежского – это не воинская победа в поединке, не сражение двух сильнейших представителей войска, а духовная победа над Челибеем – тибетским монахом, который считался бессмертным и непобедимым, но был поражен воином духа – русским монахом-схимником.

Победа складывается из силы оружия и духовной силы воина. Эту истину должно донести воину именно военное духовенство, которое призвано, с одной стороны, обеспечить конституционное право военнослужащего на свободу вероисповедания и участие в духовной жизни, а с другой – способствовать осознанию воинами сакрального смысла своего служения и воспитанию мотивации этого служения.

Одной из важнейших задач военного духовенства является Богослужение, служение Божественной литургии и причащение воинов Тела и Крови Христовых. Нам не дано до конца осмыслить высоту и глубину совершаемых в вечности при богослужении Таинств Божиих, но мы видим их благодатные результаты — духовное преображение, изменение души человека, соединяемой с Благодатью Святого Духа. Задача стоит эпохальная – в кратчайшие сроки сделать все от нас зависящее, чтобы каждый верующий имел возможность молитвенного предстояния и участия в Таинствах Церкви. Для этого необходимо и строительство храмов и часовен, оборудование молитвенных комнат, организационное обеспечение возможности участия личного состава в богослужениях.

Другая глобальная задача нашего служения – просвещение военнослужащих и членов их семей, передача им богатейшего опыта духовной жизни, святоотеческого наследия, разъясняющего духовную суть всего происходящего и внутри души человека, и в окружающем мире и обществе. «Духовный может судить обо всем, а о духовном никто судить не может». Знать законы бытия – это знать волю Божию и следовать за нею. Мы, как люди немощные, не должны навязывать умозаключений, как говорится, «от ветра головы своея». Крайне желательно быть духовно осмотрительным и не ввести новоначальных в искушение не по их силам. Для этого следует начинать с малого и сверяться с законом любви, молитвой помогая и утешая своих пасомых. Быть духовником, тем более военным духовником, – задача не из легких. Большая часть военнослужащих никогда не общалась со священнослужителем непосредственно, не посещала храмов Божиих и не участвовала в Таинствах церковных, и от того, каким духовным потенциалом и чистотой личной жизни вы обладаете, какова ваша внутренняя требовательность к себе, зависит успех пастырского участия в жизни воинского коллектива.

Честность перед собой и Богом, жизнь на отдачу будут залогом духовного очищения православного воинства. А где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, говорит Господь. Значит, помощь в служении будет от Бога.

Еще одна задача – борьба с негативными явлениями в воинских коллективах. Это и неуставные взаимоотношения, суицидальные проявления, пьянство, нецензурная брань, употребление наркотических препаратов и многое другое. Именно поэтому некоторые родители не хотят, чтобы их дети служили в армии. И от священнослужителя в этом отношении ждут фактически чуда — с его приходом все негативное должно исчезнуть. Конечно, это не так однозначно, но, несомненно, именно военный священник может способствовать сплочению всех людей доброй воли, привлекая к борьбе за души людские командование, офицеров-воспитателей, военных психологов, церковный актив, волонтеров из числа воцерковленных офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, потому что все эти негативные явления есть следствие пагубного уклонения человека от Бога.

В каждом воинском коллективе есть своя специфика, свой расклад сил, но уклонение от участия в процессе оздоровления духовного климата в этом коллективе смерти подобно духовной смерти самого священника и всего православного братства. Поэтому нужно попытаться делать все, что от нас зависит.

Командный состав частей и соединений – это тот ключевой элемент, который формирует дух воинского коллектива. За командиром люди идут только тогда, когда чувствуют его силу духа. Хотелось бы, чтобы этот дух стал православным, а командир стал отцом своим подчиненным. Примеров тому в российской истории великое множество. Военному духовенству надлежит заботиться о преумножении славных традиций воинского служения, осуществлять воспитательную, духовно-нравственную и патриотическую работу на лучших образцах беспримерной преданности Богу и великой Родине – России.

Лучшая награда Преподобному Сергию – его ученики, просветившие Русь и заложившие основы духовного делания и молитвы. Лучшей наградой военному духовенству должно стать православное воинство, верой и правдой служащее своему народу и само являющееся лучшей его частью, духовно чистой и демонстрирующей победу духа над плотью.

Последователи Преподобного – мы с вами, стремящиеся подражать его кротости и трудолюбию, желающие своими трудами возводить храмы Духа Святого в своих сердцах и передавать свой опыт внутреннего делания всем, кто хочет идти узкими вратами в Царство Небесное. Мы с вами, старающиеся приобщать своих современников к великому наследию христианской культуры, утверждать национальное единство, преодолевать религиозное и человеческое размежевание, утверждать закон высшей правды – закон Любви к Богу и ближнему, мы стоим лишь в начале пути по преображению жизни общества в духе и истине.

Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский стал общенациональным духовным авторитетом и великим старцем лишь благодаря тому, что следовал воли Божией, отвергаясь своей воли, невзирая на все искушения мира сего. Подлинная духовная свобода – это свобода в духе Божием и желание быть со Христом. В этом заключен высший смысл жизни человека, жизни праведника и жизни всех, кто готов к несению Креста Господня ради спасения своей души.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top