Духовные основы воинского служения Отечеству. Общенациональный аспект

Выступление и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Международной научной конференции «Национальный вопрос в творческом наследии Ивана Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики»

В статье «За национальную Россию. Манифест русского движения» (гл. 27 «Национальная армия») Иван Александрович Ильин пишет: «Армия представляет собою единство народа; его мужественное начало; его волю; его силу; его рыцарственную честь. Так она должна восприниматься и самим народом.

… Русская армия всегда была школой русской патриотической верности, чести, дисциплины и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою, победить свой «страх» и сосредоточить свою выносливость, мужественность и храбрость. Армия невозможна без самообладания и усердия. Армия требует воинского качества. Она гасит в душах распущенность, лень и склонность к раздору. Она учит повиновению и ответственности. Она приковывает волю человека к воинской чести, а чувство единства и солидарности — к своей воинской части. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».

Если Армия выполняет свою функцию по защите Отечества, выступая гарантом национальной безопасности и суверенитета, то все нации и народности участвующие в вооруженной защите общих интересов выходят на уровень стратегического осмысления проблемы: «если не вместе – будем уничтожены». Инстинкт самосохранения и цивилизационный подход к защите геополитических интересов, национальной и духовной самоидентичности создает условия подчинение своих национальных особенностей единому служению. Тем более, что духовная правда на нашей стороне. России претерпевает столь жесткое давление за борьбу с князем мира сего – с миром диктата потребительства, как смысла жизни и ложной духовности, которая уводит человека от познания Бога и общения с ним.

Духовные основы воинского служения Отечеству – это православное миросозерцание, дающее воинам ключ к оценке своей роли и месте в борьбе с духами злобы поднебесной, с их проявлениями в политическом и военном противостоянии.

Иван Ильин размышляя о национальном самосознании отмечает (в статье «За национальную Россию. Манифест русского движения». гл. 2 «О русском самостоянии»): «Народ с колеблющимся инстинктом национального самосохранения и помраченным духовным самосознанием — не может отстаивать свою жизнь на земле; а заменить этот инстинкт и это самосознание нельзя ничем. Народ должен чувствовать в поддонных глубинах своей души — свое единство, свою неразрывную связь и сопринадлежность, свою самобытность и духовную драгоценность своего своеобразия перед лицом Божиим; он должен чуять свое «мы» и его величие; он должен верить в свои силы, в свою правду и в свою богоблагословенность.

Здесь нужна не хвастливость, не гордыня и не «мессианская» мания величия. Здесь нужна крепкая вера в Бога и воля к жизни. Здесь необходимо полусознательное, национально-государственное чутье; и чувство собственного достоинства. Нация есть живая система самоутверждения и самопомощи. Ей не на что и не на кого надеяться, кроме Бога и своих собственных сил. И после верности Богу — у нее нет другого высшего закона, кроме самоподдержания и расцвета духовно-национальных сил. Народ призван блюсти себя сам. Он призван к духовному и государственному самостоянию. Он сам должен уметь заклинать свои злые страсти и будить свои благие силы. Он должен помнить, что всяким изнеможением его инстинкта и всяким помрачением его самосознания — беззастенчиво и безжалостно воспользуются все его непоколебавшиеся и не помрачившиеся соседи. Ибо миром международных отношений движет не благородство, не благодарность и даже не правосознание, а интересы и силы народов. Только самодеятельностью спасаются народы. Только в самостоянии будет жить Россия. Никто ей не поможет. Она должна помочь себе сама: молитвенным подъемом и действенной волей».

Вывод: наследие Ивана Ильина дает возможность еще раз утвердиться в аксиоме «России поможет только сама Россия через возрождение духовности, то есть сам Господь, если объединимся в поиске христианской истины – Любви Божией внутри своего сердца».

В Послании Апостола Павла в к Колоссянам (гл. 3) говорится о нравственном облике истинного христианина, который должен отказаться от «ветхого человека» в себе и духовно обновиться (ст. 10-11) — «по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».

Top