Доклад и.о. председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на миротворческой конференции «Православное христианство, как религия нравственного созидания»
г. Грозный 20-21.11.2013 г.
Изменения, происходящие в мире, требуют самой ответственной позиции всех, от кого зависит обороноспособность и безопасность нашего Отечества, правильных и взвешенных решений, как в формировании оборонного потенциала Вооруженных Сил, так и в совершенствовании системы подготовки военных кадров и воспитания духовных основ воинского служения.
Подводя итоги прошедшему этапу взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации, хочется отметить, что в результате было показано полное взаимопонимание и востребованность деятельности священнослужителей в войсках. Главной целью Синодального Отдела является осуществление взаимодействия Московского Патриархата с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и ведомствами Российской Федерации, имеющими в своем составе воинские формирования, а также координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительской деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15, 13). Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве.
В июле 2009 года Президент Российской Федерации принял решение о поэтапном введении в Вооруженных Силах Российской Федерации института военных священнослужителей.
Синодальный отдел активно участвовал в разработке нормативно-правовой базы воссоздания института военного духовенства. Параллельно шел подбор и подготовка кадров для назначения на штатные должности.
В январе 2010 года Министр обороны утвердил Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.
Положение установило порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания.
В Положении указывалось, что взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих военнослужащих.
В Вооруженных Силах были созданы органы по работе с верующими военнослужащими, в том числе Управление по работе с верующими военнослужащими в составе Министерства обороны, отделения по работе с верующими военнослужащими в составе военных округов, а также помощники командиров воинских частей и соединений по работе с верующими военнослужащими.
В соответствии с анализом религиозности личного состава Вооруженных Сил и религиозной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил), по состоянию на 15 июля 2013 года считают себя верующими: 81 % военнослужащих (в 2011 году -75,6%). Из них 72,6% — православные; 7,4% — мусульмане; 0,6% — буддисты; 0,01 – иудеи. (Данные Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ).
В соответствии с приведенной статистикой распределены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Общее количество штатных должностей – 266, из них гражданского персонала – 9 (5 — в управлении и 4 — в отделениях).
Общее количество должностей для представителей традиционных религий России — 257. По состоянию на 20 ноября 2013 года назначено: православных — 102, мусульман — 2, буддист – 1.
Общее количество священнослужителей Русской Православной Церкви, работающих на штатной основе в Вооруженных Силах, может составить к концу года порядка 160 человек.
Организованная система работы с кадрами штатного военного духовенства включает в себя подбор, расстановку и обучение священнослужителей по программе повышения квалификации в Военном университете Министерства обороны, а также проведение ежегодных учебно-методических сборов на базе военных округов.
Сформирована нормативная база для работы военного духовенства. На подведомственных Минобороны территориях действуют более 160 православных храмов и часовен. Строятся новые войсковые храмы. Министром обороны РФ генералом армии Шойгу Сергеем Кужугетовичем принято решение о выделении помещений в соединениях и на кораблях 1 ранга для оборудования молитвенных комнат. Подготовлены предложения для доклада руководству Минобороны России по обеспечению каждого военного священнослужителя полевой формой одежды и типовой палаткой для оборудования полевого храма.
Отрадно отметить, что с Минобороны согласована позиция о расширении количества штатных должностей военных священнослужителей по мере подбора представителей Русской Православной Церкви, готовых к назначению.
Поддержана инициатива Главкома ВДВ и введено дополнительно 13 вакансий в частях Воздушно-десантных войск.
Приветствуя воссоздание института штатного военного духовенства, следует отметить, что основные труды по духовному окормлению военнослужащих по-прежнему несет внештатное военное духовенство. Это приходские священники, которые трудятся на безвозмездной основе, добровольно дополняя служение на приходах пастырским попечением о воинах и их семьях.
В предыдущие 10-15 лет произошел ощутимый рост количества верующих военнослужащих и членов их семей, желающих активно участвовать в жизни приходов. Их усилиями во взаимодействии с настоятелями осуществляются просветительские, образовательные, паломнические, детские и иные программы.
Мы считаем, что в этом военно-православном активе заключен большой творческий потенциал. Там, где инициатива прихожан воинских храмов поддерживается, настоятели приходов, да и руководители гарнизонов обретают деятельных помощников в решении различных духовно-воспитательных и социальных вопросов.
За последние годы значительно изменилась мотивация службы в Армии. Сформированные в советский период формы и методы идеологического воздействия на человека в погонах фактически остались в прошлом. А мотивация службы, которая граничит с ежедневной угрозой самой жизни и степень ответственности перед народом за безопасность государства не может строиться только на финансово-денежных или административно-юридических отношениях.
Человек, защищающий Родину, должен чувствовать нечто большее в своем сердце и, подчиняясь уставам и приказам командиров, свое служение все-таки должен соотносить с высшими ценностями, основа которых зиждется на духовно-нравственной мотивации службы в Армии.
Быть защитником Отечества — значит до конца понимать всю историю строительства нашего государства, его культурообразующие основы, которые предполагают не только жертвенность служения, но и надмирность задачи, которая определена Богом для России.
Главной целью, которая стоит перед корпусом военных священнослужителей, как штатных, так и привлекаемых на внештатной основе, является обеспечение конституционного права военнослужащих на свободу вероисповедания.
Нам видится, что священнослужитель в Армии должен стать настоящим помощником командира в работе с личным составом, но эта работа кардинально отличается от обычного воинского служения, поэтому было принято решение, чтобы военные пастыри не были кадровыми военнослужащими. Их служение опирается на каноны Церкви, их подчинение остается двойным командиру части и правящему архиерею епархии, на территории которой находится воинская часть. По указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епархии призваны выделить лучших священнослужителей для несения столь ответственного послушания.
Само по себе назначение священнослужителя не является панацеей от всех проблем с верующим личным составом. В Церковь, как в Дом Божий приходят все, кто нуждается в утешении, вразумлении, пастырской помощи, но душа человека, удобопреклонная ко греху, увы, не может удержаться в добродетели без падений. Понимая это, военные священники должны проявлять терпение, настойчивость, и прилагать все свои силы для изменения самого духовного климата в расположении части.
Хотелось бы пояснить наше видение роли и значения священника в войсках. Пастырь есть носитель, в первую очередь, сакральных функций, которые возложены на него в таинстве рукоположения в священный сан, и его главная функция в войсках — организовывать и проводить религиозные обряды, а также содействовать формированию у военнослужащих сознательной мотивации к исполнению воинского долга. Наряду с этим, военный священник обязан активно и целенаправленно участвовать в формировании таких качеств у личного состава как патриотизм, долг, честь, дисциплинированность, верность традициям своего народа и Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако это не предполагает, что с появлением священника в воинской части все проблемы с дисциплиной будут решены сами по себе.
Общие задачи по формированию духа взаимопомощи, братской поддержки и уставной дисциплинированности следует решать всеми имеющимися у командиров и начальников методами и средствами, делая упор на индивидуально-воспитательную и профилактическую работу, где опыт православного духовенства является уникальным. Человек, раскрывающий душу должен получить врачевание, а при любви к Богу все возможно верующему.
Наша принципиальная позиция заключается в предоставлении права именно верующим военнослужащим осуществлять свои религиозные потребности, при этом мера любви и внимания к запросам нуждающихся представителей иных верований в совете и помощи военного священнослужителя должна быть проявляема ко всем.
В соответствии с руководящими документами Русской Православной Церкви военный священник должен содействовать командованию в поддержании мира и согласия между военнослужащими различного вероисповедания, предотвращению межнациональной и межрелигиозной неприязни, помогать в урегулировании конфликтных ситуаций, оказывать помощь в противодействии деятельности деструктивных религиозных (псевдорелигиозных) организаций. Оказывать содействие военнослужащим других вероисповеданий в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания.
Практика совместного служения военного духовенства традиционных религий России демонстрирует полное взаимопонимание и, как следствие, отсутствие конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве.
Видится целесообразным всем представителям воспитательных структур шире использовать в своей деятельности материалы духовно-нравственного и патриотического содержания, имеющегося у Русской Православной Церкви. При грамотной организации именно в воинском коллективе молодому человеку может быть оказана существенная помощь в переориентации его внимания с низменных интересов и псевдо-духовных потребностей на истины высшего смысла человеческой жизни.
Вся работа военных священнослужителей находиться под самым пристальным вниманием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который требует регулярного отчета о состоянии дел по введению штатного венного духовенства. Особое внимание Святейший Патриарх обращает на перенос акцентов в деятельности военного духовенства в первую очередь на индивидуальную пастырскую миссию, на доступность священнослужителя рядовому военнослужащему, на возможность общения со священнослужителем на боевых постах, в подразделениях, где военнослужащий может открыться и решить вместе с пастырем волнующие его вопросы.
Хочется надеяться, что совместные задачи, которые нам предстоит решать по возрождению духовных основ воинского служения, станут той благодатной почвой для духовного возрождения не только военнослужащих, но и всего народа нашего Богохранимого Отечества.
Весь комплекс задач, которые стоят сегодня перед Армией и Флотом необходимо решать в полном понимании того, что решение любой задачи в первую очередь зависит от силы воинского духа, самоотверженности и любви к Родине.
В докладе статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова Председателю Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Сергею Борисовичу Иванову от 29 июля с.г. отмечается: «по мере накопления практического опыта работы священнослужителей по удовлетворению религиозных потребностей, духовному просвещению и нравственному воспитанию военнослужащих усиливается их позитивное влияние на морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных сил».
Таким образом, инициированное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом политическое решение руководства страны о возрождении института военного духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Армии и Флота. Возрождение духовных основ воинского служения Отечеству становится зримым проявлением пастырского попечения о воинах государства Российского.