..."/>

Исторические вехи и современный опыт пастырского окормления военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Доклад председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на секции «Духовные основы воинского служения Отечеству: уроки истории и современный опыт взаимодействия Армии и Церкви» в рамках XХV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» (26 января 2017 г.)

Главный лейтмотив Рождественских чтений 2017 г. – это, с одной стороны, воспоминание о прошлом и осмысление опыта пережитого. С другой стороны — определение направления движения в будущее и желание осознать свое место служения в настоящем.

Как много времени должно пройти, чтобы оценить духовный опыт пастырского служения в Армии и на Флоте? Почему в предреволюционное время духовенство практически не ощущало приближающуюся катастрофу? Куда девались с приходом новой власти тысячи воинов, регулярно участвовавшие в церковных таинствах и исповедующие Христа? Можно ли сегодня избежать ошибок в формировании духовного пространства России и в первую очередь ее Вооруженных сил?

Для ответа на эти и другие животрепещущие вопросы современности без духовного взгляда на проблематику обойтись невозможно.

Человек, в первую очередь, существо духовное, и на его служение оказывают влияние все факторы, определяющие наше религиозное сознание. Поиск смысла жизни, желание следовать ему и постоянные метания человека при столкновении с дольним миром, который «во зле лежит», безусловно, составляют основную дилемму для каждого и, в том числе, для человека с оружием в руках.

Воин Отечества в понимании Русской Православной Церкви – воин Христов, его прямая обязанность – защита наших духовных и нравственных ценностей, причем не только от внешнего агрессора, но и от внутренних нестроений. Лучшие и преданные сыны и дочери Родины объединены в воинские формирования, научены военному искусству, наставлены в готовности к защите Отечества, вплоть до самой смерти. В этих условиях роль духовного фактора неизмеримо возрастает. Человек перед лицом смерти должен быть уверен, что готов пожертвовать самым дорогим во имя высшей цели, высшей справедливости, соблюдая Закон Божий.

Практика пастырского служения в войсках все более ставит перед священнослужителями вопросы гносеологические, смыслообразующие, апеллирующие к сакральным, духовным ценностям.

Первое и ключевое направление, которое следует обозначить – это честность и справедливость. Данные нормы морали можно расширить до «духовной честности» и «духовной справедливости», которые не всегда совпадают с обычным утилитарным пониманием этих слов. Справедливость христианская – это закон любви, который покрывает немощи согрешающих и не требует безусловного воздаяния за совершенное против тебя.

Честность и справедливость — не в перераспределении всего накопленного богатства поровну, и даже не в следовании принципу «от каждого по способности – каждому по труду», а исполнение закона Божия в человеке и единение со Христом, которое и есть цель нашей жизни.

Изучая уроки истории, следует видеть, что человек во все времена, даже будучи в несовершенном духовном состоянии, тянется к правде, ищет истину, негодует о несправедливости. И нам, как духовенству Русской Православной Церкви не следует забывать эту тягу человека к свету, к высшей правде, которую по политическим или другим своекорыстным мотивам пытаются заменить на меркантильное потребительство и утилитарное стяжание земных благ, уподобляя это единственному смыслу человеческой жизни. Получить все возможное здесь и сейчас, не сообразуясь с высшими законами бытия и Божественными заповедями.

Идет борьба за души людей, и эта борьба проходит здесь и сейчас, проходит невидимо и в тоже время зримо. Она проявляется в том числе и в атаках на духовную составляющую человека и общества. Ненависть мира сего, с его внутренними и внешними противоречиями, ко всему чистому, целомудренному и святому — факт сегодняшнего дня. Безудержная ложь, когда голос совести заглушен полностью или не воспринимается как голос Божий внутри нас, является основой политики большей части стран современного мира и культивируемых на основе насилия и псевдорелигиозных воззрений большого ряда политических образований.

Что в этом случае отстаивает Россия, как государство с культурообразующей религией христианства?

Современные Вооруженные силы Российской Федерации должны стать оплотом мира, стабильности и принципиальной позиции защитника всех людей доброй воли, желающих в этом земном бытии служить в любви Богу и ближним.

Выполняя стратегические и оперативно-тактические задачи военнослужащие Армии и Флота призваны к более серьезной и ответственной функции – сохранению духовных основ бытия на Земле. При отсутствии этой цели, все остальные задачи не имеют бытийного смысла. Человечество, которое перестанет искать Бога в своем сердце, обречено. Оскудеет любовь и наступят глады, моры, войны, о которых достаточно емко повествует Священное Писание.

Таким образом, первая задача земного воинства состоит в осмыслении своего высокого предназначения — не только защищать границы Отечества, но и сохранять духовную самоидентичность Святой Руси.

Вторая задача Армии России – это борьба с внутренним врагом или противником, уводящим человеческую душу от Бога, растлевающим и низвергающим его до уровня «человека жующего», «человека потребляющего» все без разбора или по выбору князя мира сего, подбрасывающего очередные уловки для порабощения личности.

Одни бабушки в платочках, как во времена минувшего лихолетья, уже могут не справиться с тем потоком лжи, дезинформации, интеллектуальной какофонии, которая безудержно устремляется в души человеческие.

Мобилизация усилий на духовную брань должна пройти внутри воинских формирований, а генератором благих начинаний следует стать всему корпусу военного, и не только военного, духовенства.

Роль священнослужителя в Армии – это не только роль совершителя Таинств и требоисполнителя. В современной обстановке священник – это духовный светоч, просвещающий и освещающий светом Христовой истины души своих подопечных.

Готовы ли мы к столь высокой миссии и задачам? По человеческому пониманию, безусловно, нет, но все возможно в укрепляющем нас Господе. Человек внутри себя все равно жаждет света, все равно ищет смысла жизни, согревающего его душу и сердце. И роль священника-духовника, военного пастыря и любящего отца должна быть вплетена в нашу повседневную жизнь.

В своем обращении к столь высокому собранию у меня нет возможности напоминать о духовных основах воинского служения Отечеству, которые вытекают из тестов Священного Писания и Святоотеческого наследия. Позволю себе лишь упомянуть об информационном обеспечении нашей пастырской деятельности.

Синодальный отдел по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с конца 2016 года приступил к регулярному вещанию на радиостанции Синодального отдела «Победа» (pobeda.audio). Но Победа будет только в том случае, если военное командование сочтет возможным достаточно широкое использование ресурсов радиовещания через внутриказарменную сеть и другие формы распространения духовно выверенной, патриотически и нравственно безукоризненной,
воодушевляющей и вдохновляющей наших сограждан информации.

Военному духовенству, в рамках духовно-просветительских мероприятий, желательно найти доступные формы замены растлевающей душу и сердце негативной информации, заполонившей все пространство жизни человека и воина, на информацию возвышающую и освящающую душу человека, возводящую его от дольнего мира к горнему.

Нет смысла убеждать, что самая лучшая информация – это молитва к Богу и ответное Слово Божие на наше прошение. Научиться молитве самому и помочь воинам овладеть ею – главная задача духовенства в войсках. Путь к сердцу человека лежит не через желудок, а через соединение в Богомыслии и жертвенной любви к Богу и ближнему. И начинать тут надо с себя. Ведь чаще всего негативные явления в нашей жизни и нашем служении происходят по причине оскудения у нас любви, отсутствия горения в наших душах. Господь тем самым указывает нам на наше личное отхождение от Него. И печально, что пастыри Христовы порой забывают об этой истине и ищут причины нестроений не в себе, а в ближнем.

Хочется надеяться, что, встав на путь служения Богу, военное духовенство уже не будет возвращаться назад, а пойдет за Ним, не оглядываясь и ведя за собой тех, кто готов служить Вере и Правде, защищая свою Родину.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top