Доклад председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на секции «Духовные основы воинского служения Отечеству: нравственные ценности и патриотическое воспитание» в Военной Академии Генерального штаба ВС РФ в рамках XХVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»
Тема XХVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Вопросы сохранения цивилизации, как таковой, предотвращение гибели человечества через безнравственное отношение к вопросам войны и мира, жизни и здоровью людей, именно сейчас встают с особой актуальностью и неразрешимостью без духовного и нравственного осмысления всех вытекающих последствий эгоистического взгляда на мир и свое место в нем.
Никакие экономические, геополитические, военные, социальные, национальные, этнические, культурно-эстетические, экологические и другие причины не способны объяснить и дать исчерпывающие подходы к предотвращению мировой катастрофы.
Уровень и потенциал военной-технической угрозы человечеству многократно превысил все возможные пороги разумного противостояния государств и политических систем. Гарантированность уничтожения цивилизации обеспечена потенциалом оружия, которое находится практически в состоянии мгновенного применения, и остановить этот процесс в экстремальной обстановке принятия решений человечески разумным способом не представляется возможным. Все сделает автоматика, причем алгоритмы нанесения ударов — глобальных, превентивных, встречных, ответно-встречных — не остановить.
Последствия от технических сбоев в системах оповещения, ложных срабатываний техники, хакерских атак на всех уровнях информационно-военного противостояния можно минимизировать, но всё учесть невозможно, особенно при определенной неадекватности в момент принятия решений политических лидеров ряда государств, обладающих сверхмощным потенциалом вооружений (ядерных, химических, бактериологических, высокоточных, климатических, психотронных и т.п.).
В ряде случаев, при отсутствии полной и достоверной информации о действиях противника, срабатывает инстинкт самосохранения и желание упредить возможность собственного уничтожения (особенно при угрозе самому руководителю, имеющему властные полномочия на принятие стратегических решений).
Встает вопрос, причем здесь «нравственные ценности» или «духовные ценности»?
Ответ: духовно-нравственный человек мыслит категориями вечности, зная о бессмертии своей души, и имеет приоритеты в своих действиях, исходящие из высшего смысла бытия. «Человек духовный», в высшем смысле этого слова, будет действовать из высших побуждений, совпадающих с голосом совести внутри своего сердца и согласованных с волей Божией, как законом внутри себя.
Мирное будущее человечества возможно только при условии, когда защита Отечества, всего мира и цивилизации будет в руках людей, имеющих надмирный уровень восприятия действительности. Причем, «удерживающий от катастрофы» в лице Армии России, должен осознать ответственность за судьбы всего мира, а это возможно только с личным составом, воспитанным на ценностях, отличных от меркантилизма, эгоизма и самости.
Духовно-нравственное воспитание должно стать по-настоящему духовным, а формирование патриотизма при защите Отечества должно строиться на высших смыслах бытия. Мы защищаем не территорию, ни недра, ни политическое устройство, а Святую Русь — сакральное единство наших народов, объединенных верой в Бога, сохраняющих желание служить Ему, тем самым являя возможность продолжения жизни на Земле.
Русская Православная Церковь в лице корпуса военного духовенства представляет собой тот потенциал здорового взгляда на воинское служение, который следует трансформировать в одухотворение лучших представителей нашего народа — воинов Армии и Флота, готовых к самопожертвованию ради блага Отечества.
Россия сейчас потенциально обеспечивает возможность сохранения мира на Земле, противостоя многочисленным внешним угрозам. Однако разложение общества внутри государства, привнесение идеологии меркантилизма во все сферы жизни, в том числе и в Вооруженные силы, может не просто ослабить боеспособность и боеготовность подразделений, но и уничтожить нашу способность противостоять военной агрессии через увлечение западной идеологией «вседозволенности ради экономической выгоды».
Будущее человечества невозможно без возвращения к иной парадигме бытия. Цель жизни человечества ушла от познания Бога в его сущностном, энергийном смысле. Народы мира все дальше отходят от познания бытия через самоуглубление и духовное преображение, которое в христианской парадигме предполагает очищение души для принятия благодати Духа Святого Божия.
Уход цивилизации в сторону внешнего комфорта и стимулирования всех форм страстных желаний человека приводит к расслоению и деградации: экономической, социальной и духовной. Причем духовная деградация идет настолько прогрессирующими темпами, что даже при жизни одного поколения видно реальное оскудение любви между людьми, которое характерно для последних времен и которое будет сопровождаться «гладами, войнами, морами», как и описывается в Священном Писании.
Мир во зле лежит. Эта христианская истина предполагает, что в этом мире люди, исповедующие духовные, христианские, т. е. нравственные ценности будут скорбны и всегда останутся в меньшинстве. Но Господь также говорит и другое, что мы — христиане, «соль Земли» и до тех пор, пока мы будем осаливать этот мир, есть надежда, что мир не прекратится, пока последний человек не определится в выборе своего духовного пути: готов ли он жить по законам Высшего бытия и единения с Богом или готов окончательно предать свою бессмертную душу диаволу.
Все больше люди склонны искать внешних форм благочестия и довольствоваться малым приближением к истине, желая оставить за собой право быть теплохладными, тем более, что духовный путь есть самый тернистый путь, но он же есть и единственный путь, ради которого Бог дарует нам жизнь.
Если человечество не хочет идти к Богу, оно заведомо выбирает для себя не только духовную смерть, но по факту и самоуничтожение, потому что силы злобы поднебесной, ненавидя человека, как Творение Божие, помышляют его уничтожить, причем это уничтожение — есть доведение человека до нижеестественного состояния и как финал — до самоубийства.
«Чело-век» — есть «разум, обращенный в вечность», и его сакральное предназначение научиться любить той истинной любовью, которая готова отдавать, а не брать, идти на смерть ради ближнего, оставаться верным своему долгу и Отечеству, понимая что тем самым выкристаллизовывается его вечная душа, которая соединит человека навсегда с Богом в тех небесных обителях, которые и являются истинным домом каждого из нас — по христианскому вероучению — Царством Божиим.
Каким видится пастырское служение военного духовенства на современном этапе развития военно-церковных отношений?
Духовно-нравственное воспитания военнослужащих является неотъемлемой частью процесса формирования воинских коллективов, готовых к сознательному и жертвенному служению по защите своего Отечества.
Но в эпоху псевдокапиталистических отношений, когда основополагающей целью жизни общества является достижение финансового благополучия, воины, которые имеют исключительно материальную мотивацию в своем служении, будут являть из себя достаточно удобную мишень для самых разных форм и методов воздействия на меркантильное сознание, подчиненное личным выгодам и эгоистическим приоритетам.
Подобной деградации защитников государства Российского можно избежать только за счет сознательного выбора духовных приоритетов и сохранения Отечества, как духовного-сакрального пространства, на котором будет продолжаться жизнь по законам Высшего порядка. Уже сейчас люди чувствуют разницу: европейский комфорт без духовной чистоты — есть клоака цивилизации (жить невозможно в бездуховной атмосфере). Это касается разных мест на карте нашей страны, а также внутренней атмосферы в разных городах и весях (сравните храмы и монастыри и места духовного разложения).
Но это также касается и воинских коллективов, где от роли командира-начальника, офицерского и младшего командного состава и священника-духовника зависит духовный потенциал всего воинского формирования. Победить в войне можно только с чистым сердцем и с помощью Божией, если будем следовать Его воле и внутри себя хранить духовную чистоту.
Все ли делает каждый из нас на своем боевом посту? Вопрос риторический, который требует внутреннего серьезного осмысления.
О чем думает каждый из нас 24 часа в сутки, есть ли в этом процессе место для молитвы, Богомыслия и любви в высшем смысле этого слова? Когда последний раз пребывал в мирном состоянии духа, в состоянии, когда не просто на душе спокойно, но и благодатно? Когда Сам Господь посещает человека, ему уже не надо объяснять чем отличается одно состояние от другого. Мы же большую часть жизни проводим не просто в суете, а в служении бесовским силам (гневаемся, раздражаемся, обижаемся, унываем, ненавидим, иной раз и проклинаем). Огромное количество времени посвящаем суетным делам и помыслам. Тем самым просто даже не можем приблизиться к молитвенному деланию, которое способно нас соединить с Богом.
Роль священнослужителя в воинском коллективе — создать атмосферу молитвенного делания через совершение Божественной Литургии, других богослужений и личного духовного подвига несения молитвенного послушания. Только при личной тихости ума и Христовой любви к воинам, можно надеяться на принятие самого пастыря воинским коллективом. Люди в погонах ждут не показной бравады и словесной шелухи, а реальной духовной поддержки, которая столь необходима человеку в экстремальных условиях несения воинской службы.
Другим направлением служения военного духовенства является просвещение основам Христианской веры. Но это просвещение должно строиться не в отрыве от внутренних переживаний самого человека, а исходить из его состояния на данный момент времени и соответствовать уровню духовного состояния военнослужащего. Нельзя требовать невыполнимого и заниматься только внешними формами просвещения. Надо доходить до каждого и молится за каждого и за всех. Причем своих сил никогда не хватит, поэтому упование на милость и помощь Божию должно стать естественным продолжением нашего пожелания. Следует мобилизовывать волю и самого человека, давать ему посильные духовные наставления и поддерживать решимость в борьбе с грехами и искушениями.
Военное руководство все больше ориентирует деятельность священнослужителя на повседневную, внебогослужебную работу, которая должна строиться на вовлеченности помощника командира по работе с верующими военнослужащими на предотвращение суицидальных происшествий, грубых дисциплинарных проступков, формировании здоровой атмосферы внутри воинского коллектива. Безусловно у священнослужителя есть тот потенциал, который можно и должно использовать в этом направлении, но самое главное в этом процессе — объединение всех здоровых сил внутри воинского коллектива, и в первую очередь, командного состава, офицеров по работе с личным составом младшего командного состава, психологов и воцерковленных военнослужащих, для которых нормы нравственности и духовного трезвения стали смыслом жизни.
Только объединив усилия по контрпропаганде той информации и навязываемым стереотипам поведения, которые разлагают основы бытия наших сограждан, можно надеяться на будущее страны и сильных духом защитников Отечества. Если не устоим в целомудрии, здоровом аскетизме и духовном трезвомыслии, очень быстро можем скатиться к состоянию безразличия, духовной апатии и предательства не только интересов государства, но и растления своей души, призванной к единению с Богом.
Давайте вместе учить и воспитывать наших воинов на самых возвышенных примерах героизма духа, веры и служения Родине. Уверен, что не обличение и не страх наказания должен превалировать в процессе формирования воинов духа, а утешение и укрепление в вере может и должно победить мелкое , низменное и возвысить человека до Богоподобия.
Храни всех нас Господь в этом уповании.
25 января 2018 г.