Традиционные духовные ценности как основа воинского служения. Духовное осмысление причин религиозного радикализма и методов противодействия экстремистским проявлениям в воинских формированиях

Доклад председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на научно-практической конференции «Роль духовно-нравственных ценностей в укреплении российского общества и противодействии религиозному радикализму»

Главный тезис — для эффективного противодействия религиозному экстремизму следует бороться не с самим реальным явлением, а с причинами и предпосылками его возникновения.

Причины возникновения религиозного радикализма и экстремизма могут быть религиозными, политическими, националистическими, социальными, экономическими и др. В основе лежит противоречие между внутренним миром человека и окружающей его реальностью в разных сферах жизни: политика, общество, религия, культура, семья и т.д. Проявляются как реакция на секуляризацию и на несправедливость устроения мира.

Главная причина: отсутствие полноценных знаний об основах религии, независимо от содержания последней. Не важно, идет речь о христианстве, исламе, иудаизме и проч.

Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны различных внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств).

Все остальное носит второстепенный характер, но при устранении главной причины, может служить питательной почвой для социально-девиантного поведения, лишенного религиозной составляющей.

Второстепенные причины:

  • конфликты в семье и школе;

  • личная и профессиональная невостребованность;

  • социальные и экономические кризисы;

  • разрушение структур политической системы;

  • падение уровня жизни у существенной части населения;

  • жесткое подавление властями инакомыслия и оппозиции, национальное угнетение;

  • стремление лидеров антигосударственных политических партий и религиозных групп ускорить осуществление своих целей.

Человек, чей жизненный выбор определили перечисленные выше второстепенные причины, способен примкнуть к религиозному экстремистскому движению, однако основным мотиватором для него будет не стремление к извращенному религиозному идеалу, а жажда наживы, власти, садистские наклонности и т.д.

Методы противодействия — активное религиозное просвещение на всех уровнях, так как экстремизм — это отход от догматов традиционных религий. Особую актуальность в нынешней ситуации приобретает просветительская работа священника в воинских коллективах, направленная на объективное информирование об истории и традициях религии и формирование адекватного религиозного мировоззрения военнослужащих.

Другие методы противодействия (как комплексная программа):

  • координация действий правоохранительных органов и аналитических центров Московского Патриархата и других традиционных религий в России;

  • выявление, классификация определение уровня угрозы современных экстремистских теоретических течений и организаций (ваххабизм, сатанизм, тоталитарные секты);

  • анализ форм и методов борьбы с террористической угрозой в исторической ретроспективе (Кавказ в XIX веке. Кавказ и Средняя Азия в советское время. Россия, Израиль и др. в настоящее время);

  • контрпропагандистское противодействие экстремистским воззрениям;

  • выявление учебных заведений, пропагандирующих экстремистские течения и пресечение их деятельности;

  • выявление и пресечение деятельности СМИ экстремистских организаций;

  • создание СМИ анти-экстремистской направленности;

  • пропаганда духовных и нравственных ценностей традиционных религий России;

  • привлечение популярных известных личностей традиционных религий России для религиозного просвещения и контрпропаганды религиозному радикализму и экстремизму;

  • персональная работа с лидерами экстремистских организаций (переубеждение, изоляция, в случае неизбежной опасности для людей – устранение потенциальной угрозы);

  • выявление и работа с членами экстремистских организаций (шахидам: ты нарушаешь основные постулаты ислама).

На православной конференции в Польше 14–17 сентября 2017 г., были вскрыты характерные особенности религиозного экстремизма:

а) формальная и настойчивая приверженность догматам, представляющим собой заблуждения или неправильные интерпретации правильных догматов и этических правил;

б) безоговорочное требование, выдвигаемое всеми средствами, главным образом, навязываемое, о восстановлении истины, в соответствии с их субъективной точкой зрения;

в) применение зачастую не только физического, но и психологического насилия.

Было обращено внимание, что вероисповедание не следует считать фундаменталистским и экстремистским на основании действий некоторых его сторонников. Такое заключение можно делать лишь на основе анализа содержания самого учения и его принципов.

Православная вера и предание, а также здоровая приверженность им никогда не приводят к радикализму и экстремизму.

Религиозный экстремизм проявляется в фанатизме, нетерпимости, мстительности, психологическом насилии и террористических действиях, что представляет собой чрезвычайно серьезную опасность для человеческого общества в целом и для воинских коллективов в особенности.

Проявления религиозного экстремизма могут быть преодолены благодаря использованию богословия Православной Церкви, которая в неизменном виде сохраняет открывшуюся ей истину, христоподобную этику и истинную религиозную жизнь.

Православный христианин, если он исповедует истинную веру, соблюдает заповеди Божии, принимает нетварную Божью благодать путем участия в святых таинствах, идет к духовному совершенствованию, обожению по благодати и обретает качество духовного человека, который умеет любить «истинною любовью» (Еф. 4,15) и «любить истиною» (1-е Ин., 3,18) и не может действовать как экстремист. Этот новый человек во Христе является надежной опорой в работе по противодействию проявлениям религиозного экстремизма, каким бы вероучением он (экстремизм) не прикрывался.

Одной из практически неразрешимых проблем остается противодействие так называемым смертникам. Сложно предотвратить совершение им акта терроризма. Смертник — человек со сломанной и подавленной психикой, которому требуется длительный период психосоматического лечения, духовной и социальной реабилитации. Задача лечения и реабилитации — изменить картину мира человека, восстановить в нем правильную иерархию ценностей.

Возможные пути чисто духовной борьбы с данной категорией и с религиозным радикализмом, как явлением.

Православное Христианство утверждает наличие Промысла Божия в истории человечества, народов и отдельно взятой личности. При отхождении человека, государства и нации от Бога, Его правильного почитания и следования Законам Божиим, наступают своего рода духовные последствия, которые определяют власть сил злобы поднебесной над человечеством. Реальная задача этих бесовских сил заключается в создании атмосферы патологического страха, ненависти, злости и желании покончить жизнь самоубийством или уничтожением окружающих. Все это является следствием отхождения человека от принятия Божественной Благодати и исполнения Закона Любви.

Таким образом, победить в духовной брани можно исключительно духовными средствами, все остальные формы и методы противодействия не меняют структуры и расклада противоборствующих духовных сил.

Главным оружием в Православном Христианстве и в Христианстве вообще было и остается молитвенное делание. По количеству праведников можно судить о количестве времени, оставшемся человечеству до апокалипсиса, когда будет запущено бесчеловечное уничтожение всего живого и праведного. Духовная борьба или невидимая брань не прекращается ни на минуту, а следствием нашего отступления и переход человечества к идеалам «века сего» (меркантилизм, гедонизм, бездуховность, расслабленность) является усиление бесовских сил, которые получают неограниченную власть (с согласия самих адептов) над людьми, готовыми к осознанному или не до конца осознанному служению князю мира сего.

Вывод: если не испугаемся последствий и не осознаем необходимости изменения приоритетов на истинно духовное делание и служение Богу и ближним в законе Любви, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает (1 Кор. 13,4-8), то никакой религиозный радикализм и экстремизм не прекратится, а последствия человеконенавистнических культов будут все больше приближать нас к звероподобному существованию.

Приложение

Методические материалы для военного духовенства

«Профилактика проявлений религиозного экстремизма в воинских коллективах (основные формы религиозного экстремизма, организация

выявления и противодействия)»

Активизация религиозного фактора в современной общественной жизни нередко сопровождается возникновением и усилением экстремистских тенденций. Сам по себе экстремизм, понимаемый как приверженность к крайним взглядам и действиям, во многом характерен, прежде всего, для молодых людей, регулярно пополняющих ряды Вооруженных Сил. Этим объясняется важная роль противодействия экстремизму в воинских коллективах.

Религиозный экстремизм как разновидность экстремизма вообще можно определить как деструктивную форму социальных отношений, подразумевающую отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей, как правило, сопровождаемое агрессивной пропагандой идей, противоречащих им.

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через принуждение их адептов к своей вере, в том числе нередко и с использованием насильственных и других социально неприемлемых методов. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».

Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма, который превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных. Экстремизм сосредотачивается, главным образом, на очищении внешнего мира, его религиозная суть в обращенности не вовнутрь, а вовне, его главная цель — не внутреннее преображение личности (это оказывается вторичным), а внешнее преображение мира: это, прежде всего не проповедь для своих, а жесткое отношение к чужим.

Каковы практические проявления религиозного экстремизма?

— фанатичная нетерпимость, которая заставляет экстремиста слепо следовать исключительно своему собственному мнению и предрассудкам, не принимая во внимание интересы окружающих;

— показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении, и тенденция к принуждению других поступать так же;

— грубая, жесткая и категоричная манера общения с людьми;

— приверженность к крайностям в  религиозной и иных сферах общественной жизни;

— деятельный характер исповедания своей веры, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений.

В религиозном экстремизме выделяются следующие основные идеологические элементы, приводящие, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:

— контроль окружающей экстремиста обстановки (среды) – жесткий отбор окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго дозируется;

— требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» (свои) и «нечистый» (чужие);

— требование частой исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

— объявление положений своей догматики абсолютной истиной, а любой информации, которая ей противоречит, ложной;

— создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

— предоставление права на полноценную жизнь исключительно своим — права всех остальных существенно ограничиваются;

— культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера.

Основными видами деятельности религиозно-экстремистских организаций являются:

— распространение разнообразных пропагандистских материалов (литературы, видео-, аудиозаписей);

— организация платных курсов по профилю и направлению организаций экстремистского характера;

— создание организаций и учреждений, финансируемых на пожертвования частных лиц и из госбюджета по благотворительным и общественным программам;

— создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, нетрадиционной медицине, неоязычестве и др.

В той или иной степени проявления религиозного экстремизма возможны среди представителей практически всех религиозных учений, а также среди атеистов.

В частности, сильные позиции в США занимает протестантский экстремизм, исповедующий идеи расизма и антисемитизма (например, Церковь арийской христианской нации или “Arian nations”); нельзя обойти вниманием и Ирландскую республиканскую армию, состоящую из католических фундаменталистов; широкую известность в Индии получила ультрарадикальная организация «Шивсена» («Армия Шивы»); крайне силен иудейский религиозный фундаментализм и в Израиле.

В последнее время наиболее актуальна тема исламского радикализма. Для ислама характерна тесная связь религии с политикой, дополненная отсутствием общепризнанной иерархической структуры. Это способствует периодическому возникновению радикальных течений, пытающихся силовыми методами восстановить так называемую «первоначальную чистоту ислама», наиболее известным примером которых является ваххабизм. Из других групп исламистской ориентации можно назвать организацию «Хизб-ут-Тахрир».

Очевидно, что к разряду экстремистских необходимо отнести и многочисленные религиозные объединения закрытого типа, в обиходе называемые тоталитарными сектами, которые лишь прикрываются религиозной фразеологией, а на самом деле преследуют цель установить жесткий всесторонний контроль над своими адептами, нанося ущерб их нравственному, психическому и физическому здоровью, а также и материальному положению.

Формы религиозного экстремизма:

  1. внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);

  2. иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);

  3. личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);

  4. этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);

  5. религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);

  6. социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Указанные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер.

Основными факторами, способствующими развитию религиозного экстремизма в современной России, являются недостаточно высокий авторитет и организационные возможности традиционных религиозных объединений и конфессий, активизация национально-политического экстремизма и распространение новых деструктивных религиозных учений отечественного и зарубежного происхождения.

Как действуют эти факторы? Ограниченные возможности традиционных религиозных объединений и конфессий по распространению своих вероучений порождают неосведомленность большинства населения об их подлинной сути, что направляет естественную потребность человека в поиске ценностей высшего порядка, и часто приводит к увлечению различнымими оккультными и неортодоксальными учениями.

Национально-политический экстремизм в целях обоснований своих притязаний активно использует религиозный фактор.

Новые учения находят последователей, которые организуются в неформальные социальные группы, формулируют претензии на повышение своего социального статуса и превращаются в экстремистские. Наиболее активными и многочисленными организациями подобного типа в России являются «Общество сознания Кришны», «Церковь объединения» (муниты), организация Р.Хаббарда (сайентологи), «Богородичный центр», «Церковь последнего завета» (виссарионовцы), «Свидетели Иеговы», а также печально знаменитая «Аум Синрикё».

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России, следует отметить деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленную на формирование и разжигание политических, межнациональных и межконфессиональных противоречий. Развитие религиозного экстремизма опасно для общества тем, что раскол крупных традиционных конфессий неизбежно приведет религиозное пространство страны в неустойчивое состояние, что повлечет возникновение полноценных экстремистских групп.

Мощным средством противодействия распространению экстремизма должна стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями. Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера.

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) — противопоставить экстремистским идеям идеи взаимоуважительного межэтнического сосуществования и веротерпимости, гражданского мира и согласия.

Непосредственно в воинских коллективах противодействие проявлениям религиозного экстремизма должно вестись по принципу упреждения. На этапе призыва или заключения контракта кадровые органы должны тщательно изучать кандидатов с целью не допустить в воинские части и подразделения, выполняющие особо ответственные задачи, тех из них, кто был замечен в проявлениях экстремизма, либо склонен к нему.

Деятельность всех должностных лиц должна способствовать созданию в воинских частях атмосферы взаимопонимания и уважения между представителями различных верований, обеспечивающей сплочение коллектива и предотвращающей возникновение ситуаций, в которых возможны проявления религиозного экстремизма.

Top