1941 год
В новый 1941 Год Советский Союз входил возросшей до 16 республик страной.
В 1939 году в СССР
— оставалось на свободе всего 4 архиерея,
— было около 400 действующих храмов,
— все монастыри были закрыты.
Но даже в такой обстановке не прекращалась молитва верных. Вставало солнце, и устремлялось к небу спасительное «Господи, помилуй» от лагерей Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Урала и через всю Россию до самой Восточной Белоруссии.
Рубрика «Великая сила молитвы»
«Накажу, но сохраню»
Перед войной было видение старцу Валаамского монастыря, как Богородица, Иоанн Предтеча, Николай Угодник и другие святые просили Господа помиловать Россию.
Но Христос возражал им, указывая на то, что велики в стране мерзость и запустение. И только по неотступности молитв Своей Матери внял Он мольбам о помиловании: «Накажу, но сохраню» .
1941 год
Из памятки немецкому солдату: «У тебя нет сердца и нет нервов, на войне они не нужны. Истреби в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского и советского. Не останавливайся, когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай».
«Убивай всякого русского и советского»
22 июня РККА (рабоче-крестьянская красная армия) не была мобилизована, и ее нельзя было толком развернуть ни для наступления, ни для обороны. Ей даже проходилось вступать в бой прямо с железнодорожных платформ. Поэтому, в целом располагая малым количеством техники, вермахт разбивал Красную Армию по мелким и разрозненным частям, всегда имея на момент боя организованное количественное превосходство.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Патриарх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с посланием о молитвенной и материальной помощи России.
В 3.15 утра 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии начали операцию «Барбаросса». Был нанесен уничтожающий удар по советским частям, находившимся на границе. Фашисты стали быстро продвигаться вглубь советской территории.
Великая сила молитвы
Митрополит Гор Ливанских Илия всегда молился о спасении России.
После обращения Александра III митрополит Илия усилил молитвы о спасении России от вражеского нашествия. Он ушел в затвор. В каменном подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, митрополит просил Богородицу открыть, чем можно помочь России. В подземелье не доносился ни один звук с земли. Затворник не ел, не пил, не спал — только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился. Каждое утро ему приносили сводки с фронтов. Через трое суток молитвы ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, xто он должен передать определение Божие для страны Российской. Если все, xто определено, не будет выполнено, то Россия погибнет.
— Должны быть открыты по всем стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.
— Священников необходимо вернуть с франтов и из тюрем и позволить им служить.
— Нельзя сдавать Ленинград.
— Надо вынести Казанскую икону и пронести ее крестным ходом вокруг города, и тогда ни один враг не ступит на его землю.
— В Москве перед Казанской иконой также нужно совершить молебен.
— Икону надо привезти в Сталинград.
— Икона должна идти с войсками до границ России.
— Когда закончится война, митрополиту Илии следует приехать в Россию и рассказать, как она была спасена.
Митрополит Гор Ливанских Илия довел до сведения Сталина пророчества.
Забегая вперёд, расскажем, чем закончилась эта история.
В 1947 году, в октябре, Сталин пригласил митрополита Илию в Россию.
Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь? Патриарх предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.
По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Митрополит Илия прибыл в Москву. При встрече ему поднесли икону, крест и панагию. Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой отечественной войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: «Пусть они пойдут на нужды вашего страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям — сиротам, у которых родители погибли».
1941 год
22 июня 1941года было воскресным днем. В первый день войны газеты молчали. Митрополит Сергий (Страгородский), патриарший местоблюститель, только что отслужил Литургию; ему сообщили о начале войны. Он сразу произнес проповедь, в которой объявил.
— что началась война.
— призвал православных встать на защиту Родины и
— велел разослать эту проповедь-призыв по теме немногим храмам, что еще действовали,
— призвал священников не предаваться лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу».
Знаменитые «братья и сестры» (обращение христианское и уж тем более не советское) И.В. Сталина прозвучали лишь 3 июля (на двенадцатый день после начала войны).
Рубрика «Православные даты»
Нападение 22 июня 1941 года выпало не только на воскресенье, но и на праздник Всех Святых в земле Российской просиявших, включая новомучеников, для верующих в этом был Божественный промысел.
«Помяни мя, Господи, …»
Атака с воздуха 22 июня была полной неожиданностью для советских ВВС. Одни самолеты уничтожались на земле, другие на взлете, третьи, израсходовав бензин, садились на аэродромы и попадали под вторую волну бомбардировки . А потом и под третью, и под четвертую.
Оставшиеся после налета самолеты бросались исправными, потому что их не чем было ни заправить, ни даже взорвать .
Потери за 22 июня — 1736 самолетов (1489 по фашистским данным).
Не менее черным днем для советской авиации стало 23 июня — уничтожено 755 самолетов.
221 июня уничтожено еще 794.
7 июля потери в самолетах составили уже 4725 машин.
Но и 2 и 3 июля поднимались в небо наши летчики. Ради жизни других людей они отдавали свои молодые жизни, не зная, что исполняют заповедь Христа: Нет больше той любви, Как если кто положит душу свою за друга своя (Ин. 15:13).
А иногда сотрясал радиоэфир предсмертный крик советского пилота: Помяни мя, Господи… ~ Помянем и мы: Упокой, Господи, его душу.
Рубрика «Православные даты»
23 июня 1941 г.
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского, Собор Рязанских святых, свт. Иоанна, митр. Тобольского, Собор Сибирских святых.
В этот же день, отражая немецкие атаки, наводчик пушки А. Серов со своими бойцами поразил 18 немецких танков.
17 июля 1941
Прп. Андрея Рублева, иконописца, страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексея, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского.
В этот же день Н. Сиротин вызвался в одиночку прикрывать отход своей части. Более двух часов он вёл огонь по фашистской колонне, уничтожив 10 танков и бронемашин. В конце дня обер-лейтенант Хенфельд запишет в своем дневнике: «Вечером мы хоронили неизвестного русского солдата, который в одиночку долго расстреливал из пушки нашу колонну, пока не погиб. Все удивлялись его храбрости».
В июле 1941 г. состоялась первая встреча Сталина с митрополитом Сергием, которой оба были удовлетворены.
— С осени 1941 года были закрыты антирелигиозные организации, некоторые атеистические музеи, распущен Союз воинствующих безбожников. К октябрю 1941 г. прекратился выход всех специальных антирелигиозных изданий. Пресловутый журнал «Под знаменем марксизма» переориентировался на публикацию историко-патриотических статей, а в 1944 году и вовсе прекратил свое существование
— Тогда же была ликвидирована антирелигиозная секция при институте философии Академии наук СССР, а Центральный музей истории и атеизма оказался фактически выброшенным на улицу.
— 7 ноября 1941 года, принимая знаменитый парад уходящих на фронт войск, Сталин призывал их следовать примерам мужества, которых так много в русской истории, упомянув имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Рубрика «Материальный вклад Церкви в Великую Победу»
— Народ начинает сбор средств для фронта. Владыка Сергий просит Сталина об открытии счета в банке и получает разрешение .
— Впервые с 1918 года Церковь была признана юридическим лицом. Начинается череда уступок со стороны государства.
Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия из драгоценных и цветных металлов (даже лом), вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое.
Рубрика «Подвиг»
Тяжелый танк КВ-1 (КВ — Клим ВОРОШИЛОВ) Павла Заскалько попал под огонь трех противотанковых батарей. Выдержав все попадания танк Павла передавил все 12 немецких пушек .
«Иду на таран»
Старшина Григорьев насчитал 7 немецких танков и вывел свой КВ-1 на выгодную позицию. Два выстрела – и два танка уничтожены. Пока прицеливался третий, страшным ударом 88-миллиметрового зенитного снаряда повредило башню и заклинило орудие. КВ не мог стрелять. В смотровую щель Григорьев увидел, как разворачивает в его сторону башню шедший навстречу Panzer 4. Правее немцы выдвинули еще 2 пушки. «Иду на таран, – скомандовал Григорьев.
В это мгновение Panzer 4 выстрелил. Снаряд ударил по броне КВ и рикошетом ушел в сторону. Танк Григорьева врезался в немца и опрокинул его.
«Русский танк КВ-1»
Рассказывает немецкий штабист:
«Русский танк КВ-1сумел достичь единственной дороги в тылу нашей ударной группы и блокировал ее. Появившиеся было наши грузовики с припасами танк немедленно сжег. Практически не было средств, чтоб справиться с этим чудовищем. Его нельзя было обойти – болота.
Нельзя было подбить из 50-миллиметровых противотанковых пушек. Танк не имел повреждений, несмотря на то, что, как выяснилось потом, получил 14 попаданий. Наша же батарея была уничтожена. Когда подвезли 88-миллиметровую зенитку, танк спокойно выждал, пока ее установили на позицию, а потом уничтожил вместе с прислугой. Попытки саперов подорвать КВ оказались безуспешными.
Заряды были недостаточными для его громадных гусениц. Наконец, мы решились на хитрость. Группа танков LТ-35 симулировала атаку, чтобы отвлечь внимание КВ. Под её прикрытием удалось выдвинуть и тщательно замаскировать новую зенитку. Из ее 12 попаданий 3 пробили броню и уничтожили экипаж».
«Один в поле – воин»
Рассказывает Иван Лобушкин, командир танка Т-34
В поле у деревни Первый Воин, что за рекой Лисица, мы на Т-34 заняли место для отражения атаки. Только доехали, как попал в нас немец, но броню не пробил. «Даешь бронебойным! Посмотрим, чья сталь крепче, – — скомандовал я и начал бить .
Зажег один танк, тут же второй, за ним третий. Ударил и по четвертому. Вижу не горит, но выскакивают фашисты. Посылаю осколочный. Он разрывается на броне и сечёт танкистов. Потом подбил еще 4 танка. И вдруг снаряд пробил борт моей машины и взорвался внутри. Экипаж ослепило. Чад. У радиста Дуванова оторвана нога. Кричу оглушенному водителю Федорову: «Заводи мотор!»
Мотор-то завелся, да скорости, кроме задней, не включались. Кое-как отползли задним ходом, укрылись за громадиной КВ. Перевязали радисту ногу, выкинули стреляные гильзы. Хотели уйти, но вижу: напротив а кустах немецкие танки бьют куда-то. Они как на ладони, жалко оставлять! Основной прицел разбит. Припадаю к вспомогательному: «Еще разок постукаемся», – и выстрелил. Удивились немцы. Развернули башни и выстрелили. Один снаряд угодил в нас, не пробил, но внутри от удара откололся кусок брони и мне по правой ноге, что на спуске была. Онемела совсем. «Может, вообще ее нет», – ощупал – крови нет, цела.
Отставил ее руками в сторону, стал нажимать на спуск орудия левой. Неудобно. Согнулся, попробовал стрелять правой рукой. Лучше, но тоже очень неудобно. С трудом зажгли мы и 9-й танк. Кругом рванули наши танки вперед, а у меня только задний ход.
Рубрика «Награды»
За этот бой И. Любушкин получил звание Героя Советского Союза. Радист Дуванов – орден Красного Знамени
«147 попаданий и ни одной пробоины»
Рассказывает старший сержант Зиновий Колобанов. Наш КВ-1 был хорошо замаскирован всего в 150 метрах от дороги. Пропустив штабные машины и мотоциклистов, мы стали считать появившиеся танки. Немцы, сидящие на броне, ничего не подозревали. Кто-то жевал, кто-то играл на губной гармошке. «Восемнадцать… Двадцать… Двадцать два, – сосчитал я.
– Ориентир первый, по головному под крест, бронебойным огонь!»
Грохнул выстрел. Остро запахло пороховым дымом. Первый танк загорелся. Второй только успел тормознуть, как мы попали в его моторный отсек. Затем мы развернули башню КВ в хвост колонны. Прицел. Выстрел. Вспышка в танке. И вдруг глухие взрывы внутри его сорвали башню, и страшный грохот сдетонировавшего боекомплекта оглушил колонну. Съехать с дороги немцы не могли: всюду было болото, а тут еще ярким пламенем полыхнул четвертый танк: мы попали в его внутренний бензобак. Пока фашисты приходили в себя, задымили пятый и шестой танки. Немцы все же открыли огонь по скирдам сена. Били пока наугад. Но когда мы подбили ещё 2 танка, заметили, наконец, и наш КВ. О чем думали фашисты, припадая к своим танковым прицелам? Наверное, экипаж одинокого русского танка казался им небольшой группкой самоубийц. Разгорелась неравная дуэль.
Закипела от взрывов земля на позиции КВ. Мы глохли от взрывов, задыхались от газов. Окалина врезалась нам в лица, духота и жарища доводили до исступления. Но наводчик Усов не отрывался от орудия, а заряжающий Родинков, словно робот, досылал снаряд за снарядом. Когда сорвало перископ на танке, радист Кисельков, рискуя жизнью, вылез из танка и установил запасной. Когда немецким снарядом заклинило башню, водитель Никифоров проявил мастерство наводчика, разворачивая танк для горизонтальной наводки орудия .
Через час с лишним удары по нашему танку прекратились, дорога молчала. Горели 22 немецких танка. На броне нашего КВ мы насчитали 147 попаданий и ни одной пробоины!
Рубрика «Православные даты»
Чудеса, явленные в годы Великой Отечественной войны
9 сентября 1941 года Г.К.Жуков прилетел в Ленинград, а там обсуждалась уже только одна тема: как лучше взорвать заминированные 140 объектов северной столицы, да затопить корабли Балтийского флота. На правах командующего Георгий Жуков отметил все мероприятия по сдаче города фашистам. Была исполнена просьба Ленинградского митрополита Алексия о проведении крестного хода с Казанской иконой Божией Матери. Накануне праздника в честь перенесения мощей св. блгв. кн. Александра Невского (11 сентября) верующие возносили свои молитвы о помиловании.
Рубрика «Православные даты»
12 сентября 1941??? года Александр Невский явил на Неве новое чудо: в этот день Гитлер приказал не брать Ленинград, а лишь блокировать его.
«Казанская икона Божией Матери в блокадном Ленинграде»
Рубрика «Чудеса, явленные через иконы»
Есть особый смысл в том, что Казанская икона Божьей Матери обретена в недрах земли. Своим явлением Божия Матерь освящает стихии нашего мира: огонь, воду, воздух, растения и землю.
— в огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская
— на водах – Иверская
— на деревьях — Феодоровская, Жировицкая.
Казанская пришла из недр земных, как человек пришел на землю из её праха.
Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери – и Она поможет Тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту Икону в новую Столицу… Казанская икона станет покровом города И всего народа твоего». В дни страшной блокады эти слова знали все жители осажденного города. И верили, что враг не войдет в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.
В первые месяцы обороны Ленинграда, когда положение было самое тяжелое и умирали тысячи людей, из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным кодом вокруг Ленинграда.
Город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру Первому о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью.
— В 1942 году было разрешено проводить крестные ходы на Пасху в Москве, Ленинграде и ряде других городов.
— В этом же году кое-где были открыты храмы.
— В кинохронике стали показывать немыслимые прежде кадры: в освобожденных городах наших солдат встречают жители с иконами, и некоторые бойцы, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к святыням.
Рубрика «Материальный вклад в Победу»
В храмах Москвы было собрано более З миллионов рублей на нужды фронта и обороны . В храмах Ленинграда собрали 5 с половиной миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941–1942 годы собрали в фонд обороны более 4 миллионов рублей.
Рубрика «В оккупации»
Чтобы показаться «освободителями от безбожных большевиков», фашисты стали на оккупированных территориях открывать церкви. Нацистский идеолог Розенберг, считавший Православие «красочным этнографическим ритуалом», допустил наших священников к миллиону советских военнопленных. Благодаря этому тысячи красноармейцев смогли принять крещение, исповедаться и причаститься. Все это делалось фашистами по плану, который предусматривал использование Церкви для помощи оккупационным властям, раздробление её на части, ликвидацию Православия после войны.
В открытых немцами храмах священников заставляли называть Гитлера «боголюбивым» фюрером и призывать народ к покорности, однако верные чада Русской матери Церкви и в оккупации были знакомы с обращением митрополита Сергия от 22 июня 1941 года, в котором он призывал священников не предаваться лукавым соображениям о возможных выгодах по другую сторону фронта».
Рубрика «В оккупации»
1941 год
Формы помощи священников партизанам были различны:
— снабжали партизан продуктами, одеждой, медикаментами, предоставляли кров для отдыха,
— лечили раненых,
— доставали документы,
-писали фиктивные справки, укрывали молодёжь от угона в Германию,
— участвовали в разведках,
— воевали с оружием в руках, распространяли газеты, листовки, обращения,
— распространяли обращения, изданные Московской Патриархией, распространяли реальные данные, полученные по советскому радио, о положении на фронтах.
Рубрика «На полях сражений»
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии.
На фронтах служил полковые священники. Можно была увидеть батюшку в военной шинели, поверх котором была надета епитрахиль.
1942 год
Постепенно восстанавливается приходская жизнь в Москве, крупных городах, прифронтовой полосе.
Январь 1942 г. Вышло специальное обращение митрополита к пастве на оккупированных землях: «… Пусть партизаны будут и для вас не только примером, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена» .
И священники повсеместно оказывали помощь как попавшим в окружение красноармейцам, так и партизанам.
Рубрика «В оккупации»
Весна 1942 г. Гестапо выявило немало случаев, когда евреи обращались в православные церкви с просьбой крестить их детей и выдать им об этом свидетельство. Церковь принимала их, надеясь уберечь от гибели. Несмотря на это, все выявленные фашистами евреи, в том числе и дети и, были расстреляны.
В Одессе священник Ф.Петрановский организовал подпольную группу. Он принимал сводки Совинформбюро по радиоприемнику, расположенному в подвале собственного дома и распространял их разными путями. Отец Ф. Петрановский крестил более 100 еврейских детей, выдав им документы о крещении. Спасал батюшка от смерти и взрослых.
Май 1942 г. Бесстрашный священник был посажен на полгода в тюрьму по обвинению в большевизме. Он и в тюрьме умудрялся получать сводки Совинформбюро и передавать их заключенным, которых еще и снабжал продуктами. Он помогал продуктами и партизанам, испытывающим нужду в провианте.
В 1942 году было разрешено проводить крестные ходы на Пасху в Москве и Ленинграде и ряде других городов.
Рубрика «Замляки»
Перед войной священник Фёдор Иванович Дмитрюк (впоследствии архиепископ Горьковский и Арзамасский) служил в Александро-Невском соборе г. Пружаны Брестской области. В период оккупации отец Фёдор и вся его семья участвовали в работе патриотического подполья г. Пружаны и имели прямую связь с белорусскими партизанами, действующими в данной местности. После разгрома фашистами Пружанского подполья большая часть его участников погибла в застенках гестапо. Отец Фёдор спасся чудом, но его жена, старшая дочь, зять и другие ближайшие родственники были расстреляны, а младшая дочь тяжело ранена.
Рубрика «Материальный вклад в Победу»
23 июля 1943 года неизвестный священник из д. Вётлы Пинского района передал комиссару партизанского отряда имени Суворова на строительство танковой колонны в фонд обороны 490 рублей.
Саратовские православные внесли 131 тысячу рублей на восстановление Сталинграда.
Рубрика «В оккупации»
Представители православного духовенства спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности. Украинский священник Иоанн Карбованец и насельницьы Домбокского монастыря близ г. Мукачево спасли обреченных на голодную смерть 180 детей, вывезенных фашистами в августе 1943 года из орловского детского дома.
Настоятель Церкви в Старом Селе Ровенской области Николай Пыжевич помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами, распространял листовки.
В Орле весь период немецкой оккупации действовал подпольный госпиталь, одним из руководителей которого был врач В.И.Турбин, в 1930-е годы тайно принявший монашество.
В домах верных ему людей он распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром.
Донесли. В сентябре 1943 года в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже почти скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, что дом его, где остались жена и пять дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломок. «Я здесь, – закричал он, – меня берите. Богом прошу, детушек невинных пожалейте». Офицер ударом сапога опрокинул его на землю и расстрелял в упор, а тело священника солдаты бросили в уже пылающий дом. Через какое- то время полностью было уничтожено всё село, 500 жителей его сожгли в храме.
Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хоростово Минской области священник Иоанн Семёнович Лойко принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хоростово было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было решено без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. Он был сожжён фашистами 15 февраля вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию. Из объятой пламенем церкви каратели слышали всенародное пение молитв. Прихожанин этой же церкви Иван Цуб на требование фашистского офицера показать, куда ушли партизаны завёл карателей в трясину непроходимого болота. Из них спасся только один переводчик, полуживым попавший в руки народных мстителей. Он и поведал о подвиге Ивана Цуба. Тело героя было погребено по православному чину с воинскими почестями рядом с церковью, прихожанином которой он был всю жизнь.
«В разведке»
Рассказывает отец Борис Васильев
Нас выбросили на самолёте в 18 километрах от Запорожья, чтобы узнать, где находится штаб противника. Мы два дня наблюдали за действием этого штаба, двое из нас вернулись. А.Смирницкий, тоже сын священника, был хороший человек. В разведке был отчаянный, моряк–штрафник, – погиб там. Я сам видел своими глазами; немцы его распяли на сарае. Прибили руки гвоздями. Ничего нельзя было сделать. Я сидел в колодце в сорока метрах… Это было 16 августа. а уже 17-го началось наше наступление по всему фронту».
Осенью 1943 года немцами расстрелян священник Николай Иванович Михайловский, настоятель Свято-Воздвиженской церкви деревни Рогозино Брестскои области.
Осенью 1943 года за связь с партизанами расстреляна семья священника д. Лаша Белостокской области Виталия Михайловича Боровского. Его выдала жена помощника старосты Мария Лянгер, которая увидела в даме священника партизан и донесла на отца Виталия. Доносчицу расстреляли партизаны.
Священника Петра Бацяна, настоятеля В д. Кобыльники Вилейской области, арестовало СД за помощь евреям. Над ним жестоко издевались в Минской тюрьме: запрягали в плуг и пахали тюремный огород, травили собаками до тех пор, пока священник не умер.
1943 год. СД расстреляло священника Малишеского в г. Слониме Барановичской области.
Протоиерей Павел Сосновский выдавал справки о благонадёжности во время облавы был арестован человек со справкой отца Павла, за что Сосновский был арестован СД и зверски замучен.
Наступление. Отец Александр Романушко награждён медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. Он на похоронах убитого полицая перед строем вооружённых полицаев произнёс такую проповедь, что в партизанский отряд, в котором сам состоял, после похорон вернулся с группой бойцов, увеличенной во много раз. Среди партизанского пополнения были теперь уже бывшие полицаи.
Протоиерей Димитрий Логачевский награждён медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Священник служил с 1924 года в Уфимской епархии, в годы войны был в рабочем батальоне. Впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора в г. Куйбышеве.
Рубрика «Материальный вклад в Победу»
На оккупированной Псковщине иерей Федор (Пузанов) собрал среди верующих целую котомку золотых монет, серебра, церковной утвари и денег. Эти пожертвования (около 500 тыс. рублей) были переданы партизанами на Большую землю.
Рубрика «Подвиг»
Фашисты расстреляли как советских агентов священников А. Вишнякова и П. Остринского. С остальных священников, участвовавших в собрании под председательством митрополита Алексия (Громадскаго), 7 ноября в Киеве взяли подписку о неучастии во враждебной Германии работе.
Рубрика «Подвиг»
За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами, среди них священники Николай Иванович Пыжевич, Александр Новик, Павел Щерба и Павел Сосновский, Назоревский и многие другие.
Рубрика «Юмор»
В Херсонской области был священник, который в шутливой форме выражал своё отношение к оккупантам. Во время церковной службы, кадя перед немецкими солдатами, он нараспев говорил, как молитву, такие, к примеру, слова: «Господи, помилуй, пришли эти привередники, пришли эти яйцеедники, Господи, помилуй…. Как были наши красные, жили люди согласные, а пришли германияки, кусаются, как собаки, Господи, помилуй».. Долгое время фашисты полагали, что это им батюшка акафист читаете пока не выяснился действительный смысл его таких вот «молитв”. Пришлось разоблачённому священнику оставить на время службу и уйти к партизанам.
Переломный 1943 год
В ночь на 5 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия, Алексия (Симанского, Николая (Ярушевича) со Сталиным и Молотовым. На ней Церкви разрешили:
избрать Патриарха,
выпускать ежемесячник Журнал Московской Патриархии ,
постепенно открыть семинарии и духовные академии
В Москву на самолетах доставили из ссылок и лагерей несколько епископов.
Рубрика «Православные даты»
8 сентября
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Собор из 18 архиереев избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Рубрика «Чудеса, явленные через иконы»
«Казанская икона Божией Матери в Сталинграде»
1943 год. Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стоял среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была икона Божией Матери. «Сталинградская битва, сообщает протоиерей Швец, – началась с молебна перед этой Иконой, и только после молебна был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой»
Существенный поворот государства лицом к религии состоялся после встречи митрополита Сергия и Сталина 4 сентября 1943 года в Кремле. Сталин встретился с первоиерархами Русской Православной Церкви.
Митрополит Сергий говорил о необходимости открытия учебных заведений для подготовки священнослужителей
– А почему у вас нет кадров?– спросил Сталин.
Местоблюститель патриаршего престола ответил:
– Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза.
Сталину ответ понравился. Он любил вспоминать о своем семинарском прошлом. Маршал ответил, что его мать до конца своей жизни жалел, что он не стал священником.
Собор избрал Священный Синод. 1943 год. Авторитет Советского Союза, который понес на себе всю тяжесть борьбы с гитлеровской Германией, неизмеримо вырос во всех странах мира. Симпатии к СССР усилились в период Сталинградской битвы, особенно после впечатляющей Победы советских войск осенью-зимой 1942-194З гг. По данным опроса Гэллапа, в Англии, например, уже в июле 1942 года 62% опрошенных считали, что Россия более популярна, чем США, а в 1943 году «Святая Русь» стала в стране темой.
1943–1944
Наместник Псково-Печёрского монастыря игумен Павел участвовал в подготовке антисоветских документов, подписывал официальные приветствия фашистским властям. В то же время он прятал в помещении монастыря рацию, по которой передавали через линию фронта сведения о фашистах, переправлял в партизанские отряды целые возы продовольствия через жительницу Пскова, горячую ревнительницу монастыря И. Рубцову. Женщина была арестована гестапо в 1943 году и расстреляна. На допросах она держалась с удивительной стойкостью и не выдала наместника.
Ноябрь 1943 года. Покровский женский монастырь исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестёр и санитарок насельницы обители, а затем в нём разместился эвакогоспиталь, в котором сёстры продолжали работать до 1946 года. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от военной администрации за обслуживание раненых, а настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность.
Рубрика «Православные женщины»
Настоятельницу одесского Михайловского монастыря игуменью Анатолию (Букач) наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной воине». Она с сёстрами оказала Советской Армии большую помощь
— медикаментами.
— продуктами и
— тёплой одеждой.
Медсестрой участвовала в боях на ростовском и харьковском направлениях монахиня Антония (Жертовская), награждена медалью «За боевые заслуги».
Памяти и уважения поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Военным врачом с Третьим Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии прошла монахиня Серафима (Зубарева). Награждена медалью «За победу над Германией»
Рубрика «Православные священники»
Серафим Вырицкий
Были великие молитвенники о победе над врагом и в России, такие как иеросхимонах Серафим Вырицкий. С первых дней войны о.Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.
Современники оставили свидетельства, что с 1935 года, когда на Церковь обрушились страшные гонения со стороны властей, Серафим Вырицкий начал моления на камне перед иконой Серафима Саровского. С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне – стал совершать его ежедневно. В самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек
Молился батюшка и о спасении Вырицкого храма. Это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!
СТАТЬЯ «КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И КИЕВ»
Киев – матерь городов русских – был освобожден нашими войсками 22 октября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля.
Рубрика «Подвиг»
Ночью 6 апреля 1944 года отца Николая Александровича Хильтова, его брата Георгия Александровича Хильтова, тоже священника, арестовали за связь с партизанами
Жёны священников Наталья Ивановна и Лидия Александровна вместе с детьми поехали в г. Барановичи, надеясь узнать о судьбе мужей. Оставив детей у знакомых, женщины пошли на приём к Радославу Островскому, надеясь на его помощь. Николай Хильтов был учеником Островского, когда тот преподавал в г. Вильно в белорусской гимназии. Но из Барановичского СД жёны не вернулись; они были вместе с мужьями замучены в концентрационном лагере «Колдычево».
Народ наш так любил свою Церковь, что за три года оккупации в условиях голода, разрухи и отсутствия материальных возможностей люди восстановили на захваченных немцами земляк около 7500 церквей.
Рубрика «Православные священники»
Статья «Лука Войно-Ясенецкий» часть 1
Ярким примером выполнения патриотического долга можно считать жизнь священника В.Ф.Войно-Ясенецкого (1877–1961).
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий — хирург, доктор медицины. До 1917 года он был врачом в ряде земских больниц средней России, позднее – главным врачом Ташкентской городской больницы, профессором Среднеазиатского Государственного университета. Он автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Гнойная хирургия».
В начале 20-х годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа
Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Избран почетным членом Московской Духовной академии в Загорске (в Сергиевом Посаде).
Награды:
— премия Хойнатского от Варшавского университета (1916 г.);
— бриллиантовый крест на клобук от Патриарха всея Руси (1944 г.);
— медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1945 г.);
— Сталинская премия первой степени за книги «Гнойная хирургия» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 Г.).
Он читал студентам лекции, произносил доклады на научных съездах и проповедовал в церквах.
6 мая 1930 года Войно-Ясенецкого арестовали, и только через год он был приговорен к ссылке на три года.
13 декабря 1937 он снова был арестован и обвинен в шпионаже… в пользу Ватикана!
В неимоверно тяжелых условиях тюрьмы, подвергаясь непрерывным допросам днем и ночью, лишенный сна, сраспухшими от долгого стояния ногами, Валентин Феликсович объявил голодовку. Но допросы продолжались, и он падал от истощения. А ему уже было 60 лет.
В состоянии крайнего истощения он был помещен в тюремную больницу, и там, по долгу врача и священника, старался оказывать другим посильную помощь.
Начало Второй мировой войны застало Войно-Ясенецкого в третьей ссылке.
С первых дней ссылки он неотступно обращался к начальству с просьбой о разрешении ему лечить раненых.
Рубрика «Православные священники»
Статья «Лука Войно-Ясенецкий» часть 2
Войно-Ясенецкий отправил Сталину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
1942 г. Разрешение было получено. Сталин сам распорядился, чтобы епископу Луке было присвоено звание генерал-лейтенанта, и направил командовать всеми госпиталями Сибири. С первых же дней работы Красноярских госпиталях он трудился самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодым хирургов и, как всегда, тяжело переживал каждую смерть.
В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным висевший у него на груди.
До болезни в 1942 году Святитель Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день.
Синод назначил Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молебен о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. В.Ф.Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания, учил паству милосердию и соблюдению заповедей.
Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке.
Рубрика «Материальный вклад в Победу»
Священник отец Фёдор Пузанов из села Бродовичи-Заполье на Псковщине собрал среди прихожан средства на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. В фонд обороны были сданы деньги, куски золотых окладов и риз, кадила и подсвечники из сожженной церкви на сумму 500 000 рублей.
В 1944 году отец Фёдор Пузанов был вызван митрополитом Алексием, которым отметил заслуги священника перед Родиной и Церковью наградным крестом.
Священник Слобухо Яков Фёдорович из Гресского района Минской области передал подполью 200 рублей деньгами и 180 рублей облигациями в фонд обороны страны.
По Горьковской области сумма церковных взносов составила 9 234 000 рублей,
— по Ставропольскому краю — 6 130 000 рублей,
— по Свердловской области — 4 615 000 рублей,
— по Красноярскому краю — 4 179 000 рублей
В мае 1944 года митрополит Алексий (Симанский,) и его сестра А.Погожева передали свою дачу на станции Сиверской под детский дом для детей погибших солдат и офицеров. В Орле после изгнания фашистских войск было собрано 2 миллиона руб.
День освобождения Донбасса (10 сентября) священники Ворошиловградской области ознаменовали сбором 202 000 рублей в фонд Красной армии.
Монахи Киево-Печёрской Лавры за 1944 год внесли в оборону страны более 70 тысяч рублей.
За пять месяцев 1944 года (с августа по декабрь,) в Брестской области было собрано на военные нужды 140 986 рублей и два фунта серебряных монет.
С 1 сентября по 31 декабря 1944 года духовенством Белоруссии и верующими было собрано деньгами, продуктами и холстом и внесено 2 19О 473 рубля. Из них в фонд обороны страны поступило 1 639 393 рубля и в фонд помоши семьям и сиротам бойцов Красной Армии – 551 O8O рублей.
Кроме того, лично архиепископом Василием было внесено в фонд обороны 33 000 рублей и в фонд помощи семьям и сиротам бойцов Красной Армии – 75 000 рублей.
В целом же благодаря усилиям православного клира было собрано и передано в оба фонда 2 300 475 рублей.
В конце 1944 года каждая епархия прислала в Синод отчёты: общая сумма церковных взносов на нужды войны составила более 200 миллионов рублей.
1945
За январь – февраль 1945 года в Брестской области денежный сбор на нужды обороны составил 512 627 рублей и один фунт серебряных монет. Православной Церковью Белоруссии за 1944–1945 гг. было внесено в различные фонды около 6 миллионов рублей и три фунта серебра.
К лету 1945 года собрано более 300 миллионов рублей, драгоценности, вещи и продукты.
Общая сумма была больше на несколько миллионов, т. к. не везде был организован учёт взносов.
Бывший репрессированный красноярский священник Н. В. Попов за 1943–1945 г. собрал на нужды фронта 620 000 р. Его стараниями вновь открылась Покровская церковь, в которой собрали 247 000 р. Н. В. Попов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Рубрика «Награды»
Заштатный диакон храма в с. Бровары Борис Крамаренко кавалер солдатских орденов Славы всех трёх степеней.
Диакон Константин Владимирович Глаголевский награждён орденом Красной Звезды и тремя медалями.
Диакон Роман Логинович Чух отмечен орденом Славы 3 степени и двумя боевыми медалями.
СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ПОБЕДА!
Священник Пётр Иванович Ранцев за боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от И.В.Сталина.
Священник Василий Дмитриевич Троицкий награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг» и «За оборону Кавказа» за службу начальником метеорологической станции в Грузии.
Многие клирики Русской Православной церкви в годы войны получили государственные награды. Но среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые так и остались безвестными.
Протоиерей Василий Копычко награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» первой степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» и другими. Награждение двумя последними медалями одного человека – случай очень редкий, т. к. обычно награждали только одной из них.
Орденом Славы третьей степени и медалью «За победу над Германией» награждён протоиерей Стефан Козлов, служивший пулемётчиком с момента призыва – с июля 1944 года. В последние годы своего служения он был клириком храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге.
Всего за патриотическую деятельность почти 40 представителей духовенства были награждены медалями :
«За оборону Ленинграда» и –
«За оборону Москвы»;
Более 50 удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;
Несколько десятков – медали «Партизану Великой Отечественной войны»
ИТОГИ
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви многообразна:
Молитвы о спасении Отечества, возносимые всей Православной Церковью.
Морально-нравственное влияние на население (послания, проповеди, воззвания, обращения).
Сбор денежных средств, драгоценностей.
Сбор медикаментов, одежды.
Служба церковнослужителей в рядах действующей армии.
Участие церковнослужителей в партизанском движении.
Помощь раненым бойцам.
Шефство над госпиталями.
Создание санитарных пунктов.
Патриотическая деятельность РПЦ во время Великой Отечественной воины оказала влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны.