..."/>

Базисные ценности Российской цивилизации и мировоззренческие ориентиры сотрудников ОВД

Доклад кандидата философских наук, доцента Московского университета МВД России А.М. Чугунова на «военной секции» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

События 90-х годов прошлого века привели к кризису ценностей и моральных ориентиров. Нарушилась трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям. Наше общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам.

Вместе с тем можно утверждать, что духовный базис нашего бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции наших народов. Только эта традиция может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития. Созданная этими ценностями система реально существует в исторической памяти людей, в их мироощущениях и разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих представлений. Это по сути дела общечеловеческие ценности, которые реально сформировались на протяжении истории становления и развития цивилизации на нашей Земле. Это такие ценности, как вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность1.

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.

Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации – в системе международных отношений.

Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) – мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.

Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.

Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.

Нравственноесть – личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество – не могут быть нравственно нейтральными.

Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного. Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следования нравственному началу в душе как образ жизни.

Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.

Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.

Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Милосердие – деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.

Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.

Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.

Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.

Трудолюбие – деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.

Самоограничение и жертвенность – отказ от потребительского отношения к близким и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

Мировоззренческие ориентиры и должны основываться на этой общности ценностей. Мировоззрение нельзя придумать, заранее сформулировать, — мировоззрение надо выстрадать, пережить. А для этого нужно время, нужна борьба, подчас — драматический выбор… Но путь, по которому надо идти, то есть методологию движения к цели, основные ее параметры можно определить уже сейчас.

Во-первых, надо всем осознать и понять, кто мы, откуда мы, что нам дорого, что любим и что отвергаем. Во-вторых, выделить основные общие черты нашей цивилизации на разных этапах ее развития. В-третьих, попытаться сформулировать те ценности, ради которых мы готовы не только жить, но и умирать.

Сейчас нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов из различных исторических периодов становления и развития российской цивилизации: древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определяющих жизнь нашего общества на протяжении большей части XX века, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветсткой России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые — левые»2.

Основные мировоззренческие, методологические идеи нового мировоззренческого синтеза для России в XXI веке можно свести к следующим положениям:

1. Единство народа нераздельно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий.

2. Любовь к родине, чувство братства и чувство долга одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда.

3. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, императорской России, России советской и постсоветской. Синтез, который можно описать формулой — «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность».

4. Платформой для упомянутого синтеза должно стать единство культуры, непрерывно и преемственно развивающейся на протяжении всей тысячелетней русской истории.

5. Важнейшим залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры и укрепление ее духовного первоисточника — Православной веры.

6. Главным творцом отечественной культуры является русский народ. Без русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем.

7. Очень важным также является поддержка традиционных религий в России и существование в стране национальных меньшинств, представители которых вносят значительный вклад в общенародное дело.

Возможность русского возрождения, восстановление национального самосознания и достоинства происходят как благодаря ответственной позиции руководства страны, так и благодаря долгим усилиям миллионов людей, хранивших верность нашему историческому выбору и отстаивавших право наследования ему.

Нашей стране, всем ее народам и, в первую очередь, русскому предстоит предпринять немалые усилия, чтобы проторить достойный путь в будущее.

Примечания:

1. См.: Базисные ценности — основа общенациональной идентичности,- Материалы XV Всемирного Русского Народного Собора.- Москва,- 2011 г.

2. См.: Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного Русского народного Собора. – Православная газета, — №43, Ноябрь 2014 г.

Top