Главный вопрос каждого человека – для чего я здесь, в этом мире? В чем смысл моего существования, моей семьи, моей страны, человечества, Вселенной? Ради чего жили наши предки?
Восточные славяне, сделав свой выбор в пользу христианства, приобщились к великой Византийской цивилизации, которая созидательно объединила христианское и лучшее античное наследие.
Это дало русскому обществу доступ к результатам тысячелетнего развития философской мысли, гуманитарных и естественных наук, ремесел. Русь построила собственные социальные институты в соответствии с достижениями европейского сообщества во всех сферах от государства и до епископата, от школы и до суда.
Что окрыляло наших предков на подвиги созидания, патриотизма? За что отдавали они свои жизни?
Откуда появлялись многочисленные герои, подобные гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому? Благодаря каким силам веры и духа был совершен Всенародный Подвиг патриотизма в Великую Отечественную войну 1941 – 45 годов? Нам есть чем гордиться в нашей великой истории и с кого брать пример!
Между тем сегодня более чем актуальны слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» … Налицо глубокий социальный кризис.
Состояние духовности российского общества зависит от качества духовно-религиозного пространства России, гражданственности, патриотизма, сознательности российских граждан, степени их консолидации.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года пишется, что «возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти». … Далее в ней указано: Силы национальной безопасности обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информации по различным вопросам духовной жизни общества… Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации,… создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России …
Приводим выдержки из Военной доктрины Российской Федерации, из раздела «Основные внутренние военные опасности»: «в) Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; г) Провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».
Защиту и позитивное развитие образа, способа и стиля жизни российских народов обеспечивает система национальной безопасности России. Эффективность этой системы определяется многими факторами. Одни из важнейших – духовное, нравственное и правовое содержание российской культуры.
Неотъемлемая часть культуры – этика и право. Культура есть практическое воплощение идей, идеалов и взглядов господствующей духовности, идеологии и мировоззрения в общественном сознании и бытии: праве, морали, образовании, искусстве, науке, технике, армии, политике, средствах массовой информации, обыденной жизни. Духовность через системы идеалов влияет на культуру и сама подвержена воздействию со стороны культуры. Этот процесс, затрагивающий все формы общественного сознания, действует через этические, правовые, эстетические и религиозные нормы.
Системы идеалов имеют свою собственную иерархию, определяемую духовными потребностями человека и общества.
Духовные потребности порождают вполне конкретные явления и результаты духовной жизни. В конечном итоге, в целом по всем странам, формируется идеологическая карта современного мира. Цивилизация Северной Америки создает идеологию PaxAmericano, Южной Америки – боливарианского социализма, Европы – европейизма, мусульманского Востока – исламской интеграции нового халифата, Индии – неогандизма, Японии – японской национальной самобытности, Китая – китайской глобализации
Закономерен вопрос: «А что же Россия?». Кто даст нам идеологию и национальную идею? Инопланетяне? Наши западные «друзья»? Здесь нам не обойтись без духовности, причем именно нашей, созидательной и традиционной.
Рассмотрим право и мораль. Право – это моральный минимум. Правовое регулирование невозможно без опоры на мораль. Наличие их общей цели – способствовать общественному согласию. Наличие духовной, идейной основы – исходит из принципа справедливости. Опять духовность. Какая?
Статистические исследования показывают, какая духовно-религиозная культура определяет стратегическое развитие нашей страны уже многие века (http://o-religii.ru/pravoslavie_v_rf.htm).
Что говорит об этом Российское законодательство?
Приводим текст преамбулы Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях: «Федеральное Собрание Российской Федерации, … признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».
А вот слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «…и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться – и сегодня, и в будущем – и к тому, и к другому» (01 февраля 2007 года шестая пресс-конференция в Кремле).
Здесь мы приходим к такому важному явлению для России, как ее духовная безопасность. Например, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в разделе «В сфере духовной жизни» указывается на возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект.
Возникает важнейшая и актуальнейшая проблема классификации видов духовности, вероучений, религий и культов (сект).
Основой сравнительного анализа различных видов духовности, религий и культов являются их ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ особенности: принятые идеалы – духовные, нравственные, философские (прежде всего, онтологические, гносеологические, антропологические), правовые и иные характеристики Объекта служения; понимание духовности; трактовка происхождения и взаимоотношения добра и зла; построенные системы нравственности; определение смысла жизни и ценности каждого человека; отношение к общественным институтам и личности; выбор средств и методов достижения своих целей; духовные, нравственные, правовые и иные характеристики основателя и лидеров культа.
Появляется такое значимое понятие как секта. Далее в качестве примера показано несколько из целого ряда вариантов ее определения (см. указанную внизу литературу). Секта – 1) в общем смысле – объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им;… 3) в монотеистическом абсолютном смысле – всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший свое самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией;… 5) в политологическом смысле – группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на духовно-психологическую дестабилизацию их адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического восприятия и представляющие опасность для свободы личности, здоровья, образования, созидательных социальных институтов…
Главная особенность сект – нарушение духовных законов. Духовный мир имеет свои специфические законы. Законы бывают природные, социальные и духовные. Они появляются в результате взаимодействия природных, социальных и духовных систем. Несоблюдение законов всегда приводит к деструктивным разрушительным процессам в физиологии, психологии, технологии, экономике, политике, этике, праве, науке, а также… в духовности.
Последствия нарушения любых законов неумолимо приводят к несчастьям и трагедиям.
С этой точки зрения обнаруживается, что есть законные религиозные учения и практики, и наоборот – беззаконные (в том числе и в духовной сфере). Например, события на Украине ярко высветили эту особенность деструктивных религиозных организаций, о чем сообщают многочисленные публикации в Интернете (например, http://www.pravda.ru/world/formerussr/ukraine/19-01-2015/1244476-lantratova-0/; http://ria.ru/cj_analytics/20141126/1035175803.html). На это указывает рисунок в данной статье про правовые и духовные обстоятельства начальной фазы антиконституционного переворота на Украине.
Беззаконные религиозные течения и объединения во всем мире активно используются различными деструктивными силами, в том числе и враждебными по отношению к нашей стране. О чем свидетельствует и наш президент: «Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам». (Президент Российской Федерации В.В. Путин. 12 сентября 2012 года Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи).
Здесь на двух рисунках показана официальная эмблема одной из ведущих сектантских структур западного мира, осуществляющих информационную войну против России (и не только против нее). Ее духовный смысл очевиден.
Для развала России используется экспансия протестантских, исламских и иных обильно поддерживаемых сект.
США в своем отношении к духовности России копируют политику Гитлера. В своей религиозной политике оккупационные германские власти исполняли указание Гитлера: «Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если … захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола» (Цит- по: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1977. С. 510).
Известны планы употребления сект для развала России. Возможная политическая карта России к 2030 году (карта составлена в РАН на основе прогнозов ЦРУ и Пентагона США).
Основные религиозные направления, используемые для агрессии против России: 1. Сатанинской и демонической ориентации. 2. Неохристианской ориентации. 3. Неоязыческой ориентации. 4. Оккультной, эзотерической, псевдонаучной ориентации. 5. Восточной и неовосточной ориентации. 6. Псевдопедагогической ориентации. 7. Псевдоспортивной ориентации. 8. Корпоративной ориентации (бренд-религии). 9. Финансово-идеологической ориентации. Карта территорий России, где наиболее активны указанные сектантские направления, показательно совпадает с планами аннексии нашей страны.
Несмотря на то, что по данным экспертов, россияне против Майдана (видя события на Украине), российская «оранжевая» оппозиция собирается запустить американский сценарий «Майдана» в России. Основной деятельностью сект определено их продвижение в органы государственной власти в соответствии с политической программой «Новый мировой порядок». Секты принимают деятельное участие в «оранжевой революции» на Украине, высказываются о необходимости смены действующего в России «тоталитарного политического режима».
«Как показывает… исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки» (Президент Российской Федерации В.В. Путин. 12 сентября 2012 года. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи).
Вот отборные высказывания «русских» либералов, представителей правящей элиты нашей страны: ЧУБАЙС: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут»; ГАЙДАР: «Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее». «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы»; НОВОДВОРСКАЯ: «В России все растекается и свисает, как макароны с ложки. Шестая часть суши была заселена беспозвоночной протоплазмой.»; В.ПОЗНЕР: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия… Я считаю, что православие явилось тяжелой ношей для России» (http://oko-planet.su/politik/politiklist/99675-otbornye-vyskazyvaniya-russkih-liberalov.html).
Подобная элита глубоко заражена антипатриотизмом. Вот так неолибералы на своих официальных выставках глумливо изображают наших ветеранов. Искусство «небыдла» (http://www.blagogon.ru/digest/416/).
Как мы должны на это реагировать? «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (речь П.А. Столыпина; 5 Мая 1908; Гос. Дума).
Опять встает вопрос: где искать рецепты спасения нашей Родины и нас самих?
Российская созидательная традиционная культура предлагает свой ответ на главные вопросы человеческого бытия – о смысле, ценности, назначении человека и общества.
Конкретизация статуса и суверенитета человека требует определения его сущности, значения и ценности для общества, семьи и для него самого. В разных духовных, мировоззренческих и религиозных системах весьма неодинаковы взгляды на человека, на содержание и цели воздействия на него.
Опять вернемся к духовно-религиозному фактору в российской культуре. Ее основой являются наши традиционные созидательные религии, в первую очередь Православие, затем Ислам и Буддизм, а также Иудаизм.
Православие – такая государство-, социально- и культуро- образующая религия, которая внесла и вносит значительный устойчивый позитивный вклад в историю, традиции, культуру, самосознание и язык многих российских народов. Важно также ее конкретное созидательное влияние на официальный российский государственный язык, на государственную символику и на российское право. Поэтому рассмотрим кратко некоторые основные социально значимые характеристики Православия, не принижая иные религиозные направления.
1) Статус человека и мира в православной культуре.
Православие считает, что каждый и любой человек наделен бесконечной ценностью и высшим статусом. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).
Одна из важнейших задач, поставленных Православием перед человечеством – одухотворение всего мира. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления…» (Рим. 8, 19-23).
2) Православная культура нравственности … и права.
Главное для человека, семьи, общества и всего мира – их духовно-нравственное содержание.
3) Православные корни современного российского права.
Вот ключевые вопросы российского права, которые на самом современном уровне проработаны и предлагаются Православием. Библия и права человека: Право на жизнь. Свобода личности. Свобода мысли, слова, убеждения. Право на семью. Право на труд. Право на собственность. Библия и властные структуры: Христианский смысл государства. Единство и разделение властей. Духовная власть. Закон и представительная власть. Судебная власть. Исполнительная власть. Божий промысел и пути человечества. Проблема демократии. Церковь и государство.
Широко декларируется, что основой российского и общемирового права являются права и свободы человека. В Конституции Российской Федерации написано: «Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Но ведь указанные нормы – дар именно христианства всему человечеству!
4) Православная культура законности.
Главные заповеди Православия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40). Причем ближний для православных – любой человек, независимо от веры, культуры, взглядов, национальности, пола, возраста, профессии и т.п.
5) Православие и духовная законность.
Духовная законность – одна из основ Православия. Путь Православия – это путь апостолов и их верных последователей… Оно сберегло то, что получило от Бога, ничего в существе полученного не изменяя… Основы православной традиции и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, они вне времени и перемен, превыше этого мiра. И здесь традиционность – не самоцель и не косность, а выражение верности и любви, единства духа и веры, гарант сохранения истинности религии и подлинной свободы личности.
6) Библия и Православие весьма строго заявляют о духовной законности.
Например: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5); «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23); «Корей, … начальники общества, … собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, … сказал …:«… покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Чис. 16, 1-5); «… и сошли они … живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они … И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, …» (Чис. 16, 30-35); «И призвав … учеников Своих, Он дал им власть …» (Мф. 10, 1); «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел…» (Мк. 3, 13).
7) Православие и светская законность.
Исходя из природы государства Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповеданий ее носителей, а также молиться за нее. Эта Православная Церковь основана Богом, законность власти государственной опосредована ходом истории, который свершается по воле Бога. Целью Православной Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Для Православной Церкви и государства небезразлична общественная нравственность, которая важна для созидаемого этой Церковью дела спасения людей, а также составляет внутреннюю опору государственного правления.
8) Православная культура языка.
В любой культуре неотъемлемая ее часть – язык общения и мышления. Мы воспринимаем, познаем и понимаем мир через наш язык общения и мышления. Исторически развивающийся церковно-славянский язык является духовной (сакральной, священной) частью православной, русской и российской культуры. Более того, для русского языка его духовной основой служит именно церковно-славянский язык (аналогичная ситуация со своей собственной духовной языковой основой наблюдается в любой другой традиционной культуре: иудейской, исламской, буддийской и т.д.). Напомним духовную иерархичность функциональных стилей русского (и любого иного) языка: Сакральный (священный). Возвышенно — поэтический. Научный. Официально-деловой. Публицистический. Обыденно — бытовой. Жаргонный.
9) Православная культура семьи.
Идеал православной культуры – полноценная традиционная семья. Семья – малая Церковь. Здесь Православие не приемлет (как и во всем остальном) никаких извращений, столь любезных ныне западной «культуре».
10) Православная культура научной деятельности.
Православная Церковь высоко ценит науку, как одно из средств познания мира и человека. Но считает чрезвычайно опасной лженауку!
Признаки лженауки: использование малоизвестных наукоподобных терминов; спекуляции на таинственности и секретности; пренебрежительное отношение к преемственности научных знаний; сенсации в СМИ при непризнании в научной среде; опора на оккультную и эзотерическую духовность.
11) Православная культура предпринимательства.
Принципы ведения дел в дореволюционной России (1912 г.): Люби и уважай человека. Уважай право частной собственности. Уважай власть. Живи по средствам. Будь честен и правдив. Будь верен своему слову. Будь целеустремлен.
12) Православная культура воинского патриотизма.
Выдержка из Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 — 26 декабря 2013 года (журнал № 141).
«Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15:13).
Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве.
С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3-12). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг… <…>» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html).
13) Выдержки из Кодекса чести офицера Российской Империи (1804 года):
«Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой! Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной. <…> Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому!» (например, http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/kodeks-chesti-russkix-oficerov-1804-g.html).
14) Направления социального взаимодействия Православия и гражданского общества.
Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с Русской Православной Церковью в сферах: формирования нравственных, гражданских и патриотических ценностей (укрепления института семьи, развития культуры, развития правового и нравственного статуса личности); предотвращения и разрешения религиозных конфликтов; благотворительности; обеспечения национальной безопасности (включая экспертную и просветительскую деятельность); использования и сохранения памятников истории и культуры; образования и науки.
В делах благотворения, милосердия, развития культуры, сохранения и улучшения духовно-нравственного и материального состояния мира Православие стремится к симфонии (созвучию) с государством. Принцип взаимной свободы Православия и государства предполагает сотрудничество, в котором вера становится совестью общества, призывающей всех к единению и исполнению заповедей любви, а также обличающей зло.
Итак, перед Россией и ее народами стоит проблема стратегического избрания своего будущего. Выбор духовного пути неизбежен, труден и ответственен. Цена ошибки – гибель человека, семьи, общества, государства. Опыт наших предков помогает найти правильное решение. Он является фундаментом вечной России и созидательной духовности.
«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына» (Салтыков-Щедрин М. Е.).
15) Народное единство, гражданское согласие, патриотизм:
«Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие ее существования» (Из Послания Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года).
Протоиерей Андрей ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России,
доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, полковник внутренней службы в отставке
Литература:
1. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.
2. Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М., «Даръ», 2008.
3. Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. – М., Академия управления МВД РФ, 2012.
4. Хвыля-Олинтер А.И. и др. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. – М.: Наука и политика, 2014.