..."/>

Концепция предопределения в исламе и ее оценка в свете православного учения о Промысле Божьем — миссионерский аспект

Доклад сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами А.Д. Редкозубова на «военной» секции XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

ВВЕДЕНИЕ

Идея предопределенности событий мировой истории в общем плане и в жизни конкретного человека в частности занимает важное место в различных мировых религиях. Среди религий, наиболее четко сформулировавших эту идею и включивших ее в свою догматику особым образом выделяется ислам. Большую актуальность этот аспект приобретает в связи с активизацией деятельности его адептов в современном мире. Важной ее составляющей является активная миссионерская деятельность, которая в наши дни широко ведется как в Европе, так и во всем мире. При этом фактически ускользает то истинное лицо ислама, которое может быть до конца понятно только традиционному носителю этой религии. В частности, одним из положений исламской догматики, которое умалчивается или целенаправленно ретушируется в ходе этой миссии является именно вера в предопределение.

Особое значение данный вопрос приобретает в свете той миссионерской деятельности, которую в той или иной степени ведут православные священники, работающие в Вооруженных силах как на штатных, так и на внештатных должностях. Наиболее крупной конфессией после православных как в России в целом, так и в войсках в частности, являются мусульмане, ввиду чего возникает необходимость противостоять проводимой ими проповеди своей веры с показом мнимых ее преимуществ. При этом главный упор они делают на гарантию блаженств в жизни будущей и уверенности в правильных действиях в жизни настоящей.

  1. Концепция предопределения в исламе
    1. Общее понятие о предопределении в исламе и его исторические корни

Вера в то, что все, что происходило, происходит и произойдет в мире и в жизни каждого человека, предопределено Аллахом, считается в исламе настолько важной, что является одной из его догматических основ.

Идея эта появляется вместе с возникновением и развитием учения о единобожии как показатель всесилия и всевластия единого и единственного божества – Аллаха, среди основных имен которого (всего их – основных — девяносто девять) отображающих его свойства, упоминаются: «Всесильный», «Всевышний», “Творец” , “Судия”, “Истина”.

Таким образом, всякий, отрицающий предопределение как одну из догматических основ вероучения, отрицает присущие Аллаху свойства, прежде всего всемогущество, и мусульманином по определению быть не может.

    1. Коран и Сунна о предопределении

В Коране содержится множество текстов, темой которых является предопределение. Для удобства рассмотрения вопроса их можно разделить на две категории: тексты, которые утверждают существование предопределения как такового и тексты повествующие о том, каким образом оно реализуется в бытии сотворенного Аллахом мира, в первую очередь в жизни людей.

Приведем лишь некоторые тексты первой категории, на самом деле их намного больше:

«Он сотворил всякую вещь и предопределил ее»1)(25: 2)

Все дела людей также сотворил Аллах:

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете»2) (37:96)

«И не будет для верующего мужчины или для верующей женщины, если Аллах и Его посланник решат какое-то дело, чтобы они выбирали по своему решению» [7, 33:36]

В современном учебнике для исламских религиозных учебных заведений говорится прямо: «…считается, что поступки людей совершаются ими, но создаются Аллахом, единственным Творцом всего сущего».

Поразительными для христианского мировоззрения представляются тексты второй категории, в которых говориться о предопределении жизни, смерти и посмертной участи людей. Они прямо говорят о полной предопределенности людей либо ко спасению, либо к вечной гибели. Так, часть людей сотворена непосредственно для ада:

«Мы сотворили много джиннов и людей [, предназначив их] для ада». (7:179),

другие сотворены для рая:

«Воистину удалены от ада те, кому Мы прежде предначертали доброе [воздаяние]». (21:101)

Сотворенные Аллахом люди не одинаковы в его глазах, одним он отдает предпочтение, другим — нет, критерии предпочтения не указываются:

«Посмотри, как одним [людям] Мы отдали предпочтение перед другими». (17:21)

Тексты указывающие на предопределенность судьбы можно, в свою очередь, разделить еще на несколько видов:

Во-первых, указывающие на то, что сам Аллах ведет людей к их участи, сбивая с правильного пути, вводя в заблуждение, или наоборот, помогая им идти путем правильным, никакой свободной воли человека в этой ситуации не предусмотрено:

«Одних из вас Аллах направил на прямой путь, другим Он предопределил заблуждение». (7:30)

«…если Аллах собьет кого-либо с дороги, то ему уж не найти пути [истинного]». (4:143)

Во-вторых, люди подвергаются вечной гибели или наоборот предназначены ко спасению исключительно по желанию Аллаха:

«Кого Аллах пожелает вести прямым путем — облегчает Он душе его принятие ислама, а кого пожелает сбить с пути — сдавливает и сжимает тому грудь». (6:125)

«Воистину, Аллах поступает так, как Ему заблагорассудится». (22:18)

В-третьих, Аллах не только предопределил, но и неустанно трудится над тем чтобы его предопределение исполнилось, поэтому «он каждый день занят делом» (55:29):

«Мы отвращаем их сердца и взоры [от истины]… и мы оставляем их в неповиновении [Аллаху], заблудшими». (6:110)

«Так Мы внедряем неверие в сердца грешников». (26:200)

То есть, именно Аллах — причина вечной гибели определенной части людей:

«А сколько поколений, живших до них, Мы подвергли гибели». (19:98)

Сами погибающие не видят для себя никаких перспектив, как бы они не прожили свою жизнь, какие бы усилия они ни приложили. Так, в последний день люди спросят своих вождей, почему те привели их к вечной погибели: «[Вожди] ответят: «Если бы Аллах направил нас на прямой путь, то и мы направили бы вас [туда].» (14:21).

О смысле творения людей в Коране говорится вполне определенно:

«Я создал ….. людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». (51:56)

А вообще «Аллах не нуждается в [обитателях] миров!»(29:6)3 «и их деяниях».

Также и в Сунне — втором по значению источника исламского вероучения — содержится достаточно много хадисов, темой которых является предопределение. В первую очередь подтверждается то, что предопределение является одной из основ вероучения ислама. В «Сахихе» Муслима приводится хадис, повествующий о том, как однажды Джибрил ( так они называют архангела Гавриила) явился Мухаммеду в облике путешественника и спросил его о вере, тот сказал: ««[Ты должен] верить в Аллаха, его ангелов, его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом». Тогда Джибрил… сказал: «Ты сказал правду«».4

В другом хадисе Муслим приводит такой рассказ:

«Я застал (ещё живыми) некоторых людей из числа спутников Посланника Аллаха, говоривших: «Каждая вещь — с кадаром»( предопределением)».5 Подобный хадис есть у Тирмизи.

В Сунне говориться о том, что все было предопределено Аллахом за 50 тысяч лет до сотворения мира и записано в «хранимой скрижали»:

Этот хадис передает Муслим в следующей форме: «Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли».6

Все что предопределено о судьбах мира известно одному Аллаху. Однако ангелы, как служебные духи, чтобы исполнять его волю, должны знать ее в некотором объеме. Поэтому через 40 дней после зачатия человека, ангел посылается к зародышу и, со слов Аллаха, записывает его судьбу и все, что о нем предопределено. В другом хадисе Муслима говорится: «Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит….Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?» Все это записывается еще в утробе матери».7Подобный хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи.

Люди не могут знать или догадываться о том, что предопределено человеку, так как, если человек предопределен для рая, пусть даже он грешит всю жизнь, Аллах поможет ему перед смертью совершить праведный поступок и он попадет в рай и наоборот.

«Любой из вас может совершать поступки обитателей Рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Огня, и попадет туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей Огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Рая, и попадет туда».8

В отличие от Корана, в Сунне содержатся тексты из которых видно, насколько первым мусульманам было сложно вопринять учение о предопределении. В связи с этим, Мухаммеду часто приходилось отвечать на их недоуменные вопросы. Так, Муслим передал со слов Джабира, что один из сподвижников однажды спросил Мухаммеда, что раз все предопределено «к чему же тогда деяния?» Тот на это ответил:«Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к его деяниям».9 Иначе говоря, каждый будет заниматься тем, что покажется ему наиболее лёгким, чтобы прийти к тому, что ему было предопределено.

По-видимому, в связи с тем, что разъяснения не помогали, в скором времени спорить и рассуждать о предопределении было запрещено под страхом вечного осуждения. В сборнике хадисов Тирмизи приводится рассказ о том, как однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, Мухаммед вышел к ним сильно разгневанный, так что его лицо даже покраснело. Он сказал: «Разве это вам велено? Или это то, что я принес вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом».10

В Сунне есть тексты утверждающие, что без веры в предопределение невозможно спастись, неверие в предопределение — наихудшее заблуждение какое предвидел Мухаммед в среде своих последователей. Так в достоверном хадисе из «Сахиха» Муслима, сообщается, что он сказал: «Я опасаюсь, что после меня моих последователей постигнут три вещи: несправедливость имамов, вера в звезды и неверие в предопределение».11

Другим аргументом в борьбе с критикой предопределения, помимо обещания вечных мук, является утверждение полного права Аллаха поступать как ему захочется. Что бы ни предопределил Аллах человеку — это его полное и безраздельное право, поскольку Аллах — господин своих слуг, его роль во взаимоотношениях с человеком заключается в утверждении своего величия и власти. Под определенным нажимом, первым мусульманам пришлось уяснить для себя, что истинный раб Аллаха, в первую очередь, должен быть заинтересован в покорной службе, он должен обращать самое пристальное внимание на волю Аллаха, стремясь безропотно подчиняться его приказам и установлениям, а не критиковать их. Аллах же не несет никакой ответственности ни перед кем, и никто не может потребовать от него отчета: «(Аллаха) не спросят о том, что Он вершит, а они будут спрошены» (21:23)

В сборнике хадисов Абу Дауда приводится следующий рассказ:

«..если ты потратишь гору золота величиной с Ухуд, то Аллах не примет это от тебя, пока ты не уверуешь в предопределение …Если же ты умрешь без подобных убеждений, то попадешь в Ад».12 

Иначе говоря, по-настоящему свободен и все контролирует один только Аллах. А для человека – это лишь дарованное или запрограммированное Аллахом ощущение мнимой, иллюзорной свободы. Таким образом, свобода воли человекав исламе есть форма реализации Аллахом своего замысла.

    1. Историческое развитие концепции предопределения в исламе

Первые заметные разногласия среди мусульман по поводу предопределения появляются в VII-VIII веках — мнения разделились на тех, кто принял учение об абсолютном предопределении, отвергая саму возможность человека выбирать между добром и злом (джабриты от араб. джабр – «принуждение») и тех, кто считал, что люди способны поступать независимо от воли Аллаха (кадариты, от араб. кадар – «мера», «предопределение»).

В крайней степени предопределенным порядок мира виделся в учении джабритов — существование мира не просто поддерживается Аллахом – он творит его в каждое мгновенье. В каждый миг все вещи и люди становятся уже другими, то есть, у мира нет даже онтологического статуса, потому что Всевышний все изменяет по своему усмотрению, то есть предопределение возводится в степень принуждения – Аллах принуждает всех людей к действиям, им определенным.

Кадариты утверждали, что человек сам является творцом своих поступков и мыслей и отрицали их зависимость от воли Аллаха, опираясь при этом на ряд стихов Корана, которые как провозглашают абсолютную зависимость человека от решений Всевышнего, так и то, что человек сам отвечает за свои действия – впрочем, ясность этих высказываний оставляет желать много лучшего. При этом, отстаивая тезис Божественной справедливости, кадариты не могли допустить мысли о происхождении злых поступков от Аллаха.

Это противоречие вызвало к жизни несколько доктрин. Самая первая из них сформировалась в VII веке в Басре — это рационалисты–мутазилиты (от арабского «отделившиеся»), отделившиеся от виднейшего ученого и философа того времени Хасана аль Басри) и их последователи пытались преодолеть противоречие учением о свободе воли, согласно которого человек совершает добрые и злые поступки своей свободной волей, но вложенный в них Аллахом, т.е. человек поступает свободно согласно наделенным от Аллаха могуществом, но происходит это при помощи присвоения, то есть свобода присвоена от Аллаха, который не властен над злом и грехами, т.е. Аллах не является источником зла.

Тема предопределения была затронута и в суфизме – исламском мистицизме. Суфийское упование на Аллаха безоговорочное, без участия воли человека: «всякому человеку уготована его земная доля задолго до того, как он появился на свет» и «бежать от этого равносильно бегству от смерти: это его неизбежно настигает», «если кто-то утром заботится о вечере, ему это вменится в грех». Вместе с тем, один из авторитетнейших суфиев Абу Хамид аль-Газали (XI век) придерживался убеждения, что действия человека имеют промежуточное состояние между принуждением и свободным выбором.

Представители ортодоксального ислама заняли среднее положение между джабром и кадаром, аргументируя свой взгляд тем, что в Коране и Сунне содержатся тексты как в защиту полного предопределения волей Аллаха, так и в защиту ответственности самого человека за свой выбор.

Богословские споры, получившие широкое распространение в начале VIII в., постепенно прекратились и уже в позднее средневековье в исламе практически не наблюдается никакой более или менее заметной их активизации, что неудивительно – большинство наиболее их выдающихся представителей были просто уничтожены физически. С этого времени традиционные коранические представления о свободе воли занимающие срединное положение между двумя крайностями, отраженными в учениях джабритов и кадаритов, приобретают господствующее положение в исламской науке вплоть до наших дней.

  1. Суть учения о Промысле Божьем в Православии

Одно из классических православных определений Промысла Божия: «Это непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости, которыми Бог:

— сохраняет бытие и силы тварей,

— направляет их к благим целям,

— всякому добру делает мощь,

— возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».13

Однако термин «предопределение» все же встречается в Священном Писании, в частности в посланиях апостола Павла. В послании к римским христианам, апостол, желая решительно обнадежить римских христиан в том, что Сам Бог заботится об их спасении, говорит: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:29 — 32).

Мысли апостола, заключающиеся в вышеприведенном месте, перефразируя, можно передать так: Бог предузнал, что те, кто раньше не знали о Христе, но теперь стали римскими христианами, хорошо воспользуются своей свободной волей, и потому дал им благодатный дар восприимчивости к благовествованию о Нем, тем самым как бы предопределив их вступление в спасительную христианскую жизнь. А дав этот дар, Он затем и действительно призвал их в Церковь Христову, оправдал их в таинстве Крещения и прославил приобщением ко всей полноте жизни во Христе.14 Поэтому предопределение в православии можно рассматривать как частный вопрос Промысла Божия о человеке.

В Православии предопределение ко спасению понимается как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто правильно пользуется своей свободной волей, кто со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп. 2, 12), кто «ищет благодати и свободно покоряется ей»15 и, затем, остается верным до смерти (Откр. 2, 10).

Те же, кто использует свою свободную волю для противления благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть,

Итак, мы видим типичную антиномию: если есть свобода, нет всемогущего Бога; если есть Бог, нет свободы. Какое же решение этой антиномии предлагает Православие? Главное решение состоит в том, чтобы интерпретировать онтологическую божественную свободу человека как «промысл Божий о человеке». Реальная и полноценная свобода личности есть, но она подчинена промыслу Божьему о человеке, чтобы через нее, через искушение, грех и раскаяние человек свободно вернулся к Богу. Это означает, что всемогущий Бог свободно ограничил Свое всемогущество ради того, чтобы сотворить свободу, которую Он пожелал даровать человеку. Свобода же лишь тогда и свобода, когда никто не властвует над ней и никто не распоряжается ею, кроме ее обладателя. Бог захотел, чтобы эта свобода свободно признала Его власть, свободно припала к Его всеблагости, свободно поклонилась Его Красоте» [14, с. 48–49]. Богу не нужно, чтобы добро, делалось принудительно, а нужно свободное обращение человека к Богу, возможность которого всегда остается у всех, как и возможность грехопадения.

  1. Оценка концепции предопределения в исламе в свете православного учения о Промысле Божьем

а. Прежде всего, Аллах в исламе является творцом как добра, так и зла — это положение появилось в исламе с целью подчеркнуть его всесилие — творец в мире только один — это Аллах, он творит абсолютно все сам и в помощниках не нуждается.

Согласно православному вероучению, Бог зла не сотворил и не промышляет о нем, хотя по своему всеведению предвидит и попускает. Поэтому зло изначально не создавалось и его как особой сущности нет, оно появляется в мире в связи с присутствием в нем свободных личностных существ. Чтобы быть могущественным и свободным, Богу, в отличие от мусульманского Аллаха, не нужно быть деспотичным. В христианстве Бог благ, и будучи абсолютным Благом, Он реализует Свои замыслы в тварном мире именно в творении блага.

б. Согласно предопределению в исламе, одни люди сотворены непосредственно для рая, другие для ада.. Православному человеку, да и любому человеку, укорененному в христианской культуре, подобное утверждение исламской религии абсолютно невозможно вместить. Даже в нерелигиозной среде оно воспринимается как совершенно абсурдное и несовместимое с нормальными представлениями о Боге.

Именно по этой причине, в современной исламской литературе не всегда можно встретить упоминания о предопределении, особенно в исследованиях написанных для людей христианской культуры. Зачастую тема предопределения или умалчивается, или, если и упоминается, то только общими словами. С одной стороны, учение о предопределении призвано свидетельствовать о всесилии Аллаха, с другой, учение о предопределении вносит такие заметные противоречия в исламскую этику, что скрыть их можно только умалчиванием. Поэтому от потенциальных объектов миссии именно полное описание этого аспекта чаще всего просто утаивается.

Этому положению логично противопоставить православное вероучение о Боге — Промыслителе.

Личный Бог Откровения не только все знает, но и любит Свое творение и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его сущности. Он не может быть безучастен к миру, который Он Сам сотворил по Своей благости. Таким образом, учение о Промысле Божием есть естественное следствие учения о благости и премудрости Божией.

в. Аллах творит не только самих людей, но также и их дела, желания и помышления — иными словами, человек в представлении ислама существо абсолютно несвободное.

Согласно православному вероучению, человек был сотворен Богом по Своему образу и подобию свободным — это одно из проявлений его богообразности. В Православии прежде всего утверждается божественный статус свободы человека как божественного дара и качества, принципиально неотъемлемого от него и никак не ограничиваемого Богом — хотя свобода человека, в отличие от абсолютной свободы Бога и является условной, она никогда не может быть нарушена даже Богом.

Спасение человека совершается только при добровольном и согласованном действии воли человеческой и воли Божией.

В исламе ни о какой свободе со стороны тварного существа не может быть и речи, любая самостоятельная его деятельность рассматривается как «худший вид ереси, ибо она утверждает разделение труда между Создателем и тем, что Им сотворено…»16.

То есть, Аллах сам заранее предписывает человеку грехи, затем сам творит их за человека, а потом наказывает за них человека вечным мучением в аду.

Таким образом, и в исламе, и в христианстве свобода предполагает покорность воле Бога, но смысл и механизм этой покорности различен. В христианстве свобода выбора, свобода воли и сопряженная с ней личная ответственность человека есть изначальный божественный дар, внутренняя сущность богоподобного существа. В исламе же нравственная детерминация задается не изнутри личности, а извне в форме предустановленного Аллахом порядка — человеку нужно лишь следовать уже заданным Аллахом нормам.. Именно, соблюдением или уклонением от внешне установленных Аллахом норм добра определяется исламская нравственность» [17, с. 83].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сравнительный анализ исламского догмата о предопределении, произведенный на основе текстов Корана и Сунны, с учением о Промысле Божием в Православии, наглядно показывает, что мусульманский коранический образ Аллаха, который породил комплекс идей о предопределении, совершенно противоположен христианскому представлению о Боге, основанному на словах Священного Писания.

Постоянно оказываясь то в одном, то в другом смысловом и логическом тупике, ислам в своей миссионерской деятельности вынужден, с одной стороны, присваивать себе черты христианской религии, изображать из себя нечто подобное христианству (и даже лучше!), с другой стороны, всячески прикрывать некоторые свои положения, что, например, и происходит в настоящее время с учением о предопределении.

В отличие от цели Промысла Божьего в Православии, в исламе целью деятельности Аллаха в этом мире является не благо человека, а утверждение своей власти путем полного своеволия. Такие представления противоречат не только Библии, но и естественным представлениям о справедливости, вложенным в человека Богом и принятым в любом человеческом обществе.

Итак, подробное сравнение всех указанных аспектов в первую очередь наглядно показывает всю противоречивость исламского богословия в этом вопросе. Более того, в связи с вышесказанным, можно утверждать, что само могущество и всесилие Аллаха в контексте предопределения, фактически, представляет собой только иллюзию самовластия — по сути, результат оказывается прямо противоположным — совсем не велика честь для всемогущего Аллаха управлять и властвовать над людьми за которых он сам все решил и осуществил.

Таким образом, в плане практического применения этого вывода в миссионерской работе, к известному положению о том, что Православие – религия любви, а ислам – религия покорности, можно добавить вполне обоснованное утверждение, что Православие – религия свободы, а ислам – фатализма, естественным следствием которого является духовная (и не только духовная) расслабленность и леность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Августин, блаж. О граде Божием. В 4-х Т. Минск: Хорвест, 2000.

  2. Абу Дауд ас-Сиджистани. Китабам-Сунан. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi/sunan-abu-daud.

  3. Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммед ибн Ханбальаш-Шайбани. Муснад. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://hadis.info/sborniki-xadisov/musnad-imama-axmada/.

  4. Абу Джафарат-Тахави, имам. Акида. Электронный ресурс].- Режим доступа: http://muslimuzbekistan.net/download/files/Akida_Attahru.rar
  5. Библия. М.: Российское Библейское общество, 2008.

  6. Василий Великий,свят. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

  7. Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. В 2-х Т. М.: Солон-Пресс, 2006.

  8. Григорий Нисский, свят. Точное истолкование Екклисиаста Соломонова. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Grigorij_Nisskij/tochnoe-istolkovanie-ekkleziasta-solomonova/

  9. Григорий Богослов, свят. Творения в 2-х т. М.: Сибирская Благозвонница, 2010

  10. Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. М.: Дар, 2012.

  11. Иоанн Дамаскин преп. Точное изложение Православной веры. М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

  12. Иоанн (Максимович) свят. О божественном промысле. М.: Паломник, 1996.

  13. Иоанн (Максимович) свят. Илиотропион. М.: Благовест, 2006.

  14. Коран. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/koran-tafsir/koran-na-russkom-yazike/koran-perevod-m-n-o-osmanova.

  15. Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М.: Институт св. Фомы, 2006.

  16. Максим Исповедник, преп. Избранные Творения. М.: Паломник, 2004.

  17. Максим Исповедник, преп. Творения. В 2-х Т. М.: Мартис, 1994.

  18. Макарий Великий, прп. Духовные беседы. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2004. С.225.
  19. Мухаммед аль-Бухари. Аль-Джами ас-Сахих. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi/sachich-al-buchari-kratkoe-izlozhenie.

  20. Муслим ан-Найсабури. Аль-Джами ас-Сахих. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi/chadisi-sachich-muslim.

  21. Мухаммед ат-Тирмизи. Аль-Джами ас-Сахих. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi/sunnan-at-tirmizi-al-dzhami-as-sachich.

  22. Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани. Сахих аль-Джами ас-сагир. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/namaz-post-chadisi/chadisi/sachich-al-dzhami-as-sagir.

  23. Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/
  24. Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца// ЖМП. 1973.№9.С. 77-78.

  25. Сочинения древних христианских апологетов. СПб.: Алетейя, 1999.

  26. Феофил Антиохийский, свят. К Автолику.[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/ poslanie_k_avtoliku

  27. Филарет Московский, свят. Творения. В 3-х Т. М.: Новоспасский монастырь, 2006.

  28. Филарет Московский свят. Пространный ристианскийкатихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Благовест, 2015. С.33.

  29. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. I и II. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Паломник,1994.

  30. Грамота императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках // Деяния Вселенских соборов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom5/1_8

  31. Абу ДжафарБалкари. Беды и невзгоды в свете ислама.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/knigi-na-russkom/novie-knigi-sayta/bedi-i-nevzgodi-v-svete-islama.

  32. Ахмад ХадиМаксуди. Введение в практику ислама. М.: Диля, 2008.

  33. Биринджакр Рида. Знакомство с исламскими науками. Калам, фалсафа, ирман. М.: «Садра», 2014.

  34. Бертон Д. Введение в хадисоведение. М.: Диля, 2006.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бартольд В. Ислам. М.: Книжный Клуб Книговек, 2012

  2. Васечко В. свящ. Сравнительное богословие. М.: ПСТГУ, 2011.

  3. Воронов Л. прот. Догматическое богословие. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1196177654.liveriy.pdf

  4. Гудратов О.Г., Гудратов Н.О. Ислам. М.: Диля, 2008.

  5. Гилкрист Д. Коран: священная книга мусульман. Казань, 1999.

  6. Гориберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на Дону: Феникс, 2009.

  7. Давыденков О. прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013

  8. Епифанович С.Л. Преподобный Максим исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 1996.

  9. Журавский А. Ислам. М.: Весь мир, 2004.

  10. Иванов Н.А. Труды по истории исламского мира. М.: «Восточная литература» РАН, 2008.

  11. Иустин (Попович), архим. Догматика Православной Церкви// Собрание творений преподобного иустина (Поповича). Т. 2-3. М.: Паломник, 2006.

  12. Иларион (Алфеев) митр. Во что верят православные христиане. М.: Никея, 2014.

  13. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.: СТСЛ, 2003.

  14. Кулиев Э.Р. Исламоведение. М.: Издательство МИУ, 2008.

  15. Кулиев Э. Р., Муртазин М. Ф. Корановедение. М.: Издательство МИУ, 2010.

  16. Коберн А. История исламской философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

  17. Кутб Мухаммад. Мусульмане ли мы. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/knigi-na-russkom/novie-knigi-sayta/skachat-besplatno-musulmane-li-mi.

  18. Курганова У. С. Ислам. Харьков: Фолио, 2013.

  19. Лосский В.Н.. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

  20. Ланд П. Ислам. Религия, культура, история. М.: Астрель, 2003.

  21. Леонов В. прот. Основы православной антропологии. М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013.

  22. Легенгаузен Мухаммад. Современные вопросы исламской мысли. М.: Феория, 2010.

  23. Максмов Ю.В. История религий. М.: Издательство МДА, 2011.

  24. Максимов Ю. Православие или ислам. М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008.

  25. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.:ПСТБИ, 2003.

  26. Мухаммад Насыруддин аль-Албани. Место сунны в исламе. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/knigi-na-russkom/novie-knigi-sayta/mesto-sunni-v-islame.

  27. Мутахари Муртаза. Исламское мировоззрение. М.: Исток, 2010.

  28. Помазанский М. протопр. Догматическое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2001.

  29. Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под редакцией Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. М.: Академический проект, 2006.

  30. Свешников В. прот. Мировоззрение. Структура, содержание, созерцание. М.: Никея, 2015.

  31. Свешников В. прот. Очерки христианской этики. М.: Лепта Книга, 2010.

  32. Садык Мухаммад, Юсуф Мухаммад. Основы исламской веры. М.: Диля, 2014.
  33. Светлов П.Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1-2. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sofia-sfo.ru/sites/default/ files/img/svetlov-ap.pdf
  34. Сильвестр (Малеванский), архиеп. Опыт православного догматического богословия. С историческим изложением догматов. 1-5 Т. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009.
  35. Умар бин Сулайман аль-Ашкар. Судьба и предопределение (ал-Кадавалкадар). Пер. с арабского: Э.Р. Кулиева. М.: Издательство Мир, 2008.

  36. Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе. М.: URSS, 2011.

  37. Фахд ибн Хамд аль-Мубарак. Ислам. Часть 1. М.: Издатель Эжаев, 2008.

  38. Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. В 2-х Т. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-1,2/

  39. Хорри К., Чиппиндейл П. Что такое ислам. История и действительность. СПб.: Амфора, 2008.

  40. Хопко Ф., прот. основы Православия. М.: Эксмо, 2013.

  41. Цыпин Л. прот. Вселенная, космос, жизнь — три дня творения. Киев: Пролог, 2008.

  42. Чурсанов С.А. Лицом к лицу. М.: ПСТГУ, 2014.

  43. Что является доказательством в исламе. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://islam-book.info/knigi-na-russkom/novie-knigi-sayta/chto-yavlyaetsya-dokazatelstvom-v-islame.

  44. Шомали М.А. Ислам. Основы вероучения, религиозная практика и мораль. М.: Садра, 2015.

1Перевод по:Умар бин Сулайман аль-Ашкар Судьба и предопределение. С. 5

2Перевод по:Умар бин Сулайман аль-Ашкар Судьба и предопределение. С. 12

3Фахд ибн Хамд аль-Мубарак. Ислам. С. 15

4Муслим ан-Найсабури. Аль-Джами ас-Сахих.80

5 Там же 2655

6Муслим ан-Найсабури. Аль-Джами ас-Сахих. 2653

7Там же 2646

8Муслим ан-Найсабури. Аль-Джами ас-Сахих. 2643

9Там же 2648

10Там же 2223

11Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани. Сахих аль-джами ас-сагир. 214

12Абу Дауд ас-Сиджистани. Китаб ам-Санун.3699

13Помазанский М. протопр. Догматическое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2001. С. 125.

14Воронов Л. прот. Догматическое богословие. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1196177654.liveriy.pdf Лекция XI.

15Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/ ч. 3.

16Мутаххари Муртаза. Исламское мировоззрение. М.: Исток, 2010. С. 77.

Top