..."/>

О соотношении духовных и профессиональных начал в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Однозначного понимания о соотношении духовных и профессиональных начал в деятельности сотрудников органов внутренних дел не существует. Одни авторы считают, что важнее профессиональные качкства, другие – духовные, третьи считают, что важно все. В нашем понимании духовные начала являются основой, базисом личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел.

Определимся с базовыми категориями: что такое «дух» и «духовность»? Эти понятия по-разному рассматриваются в разных мировоззренческих контекстах.

Материалисты трактуют жизнь как форму существования материи. По их мнению, человек и человеческий мозг – высшая стадия развития материи. Сознание и психика – свойства мозга. Психическое – социальная дефиниция: способность человека субъективно отражать объективный мир и т.д. В данном контексте изучается душа и дух. Духовность трактуется как сопричастность к наиболее важным ценностями общественного сознания. Материалисты отрицают бессмертие души, видимо, потому, что не знают сущностного о духе.

В научной литературе отмечается, что в духовной сфере осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целей. Она предполагает не просто усвоение знаний, почерпнутых из человеческой культуры, но осмысление и переживание их как личного жизненного опыта. В данном контексте «духовное» есть интегральное качество, относящееся к смысложизненной сфере, определяющей содержание, качество и направленность человеческого бытия.

Для идеалистов Создатель, Творец — источник жизни, видимого и невидимого мира.

Объективный идеалист Гегель в своих фундаментальных работах «Философия права» и Философии духа» дифференцирует три вида духа:

1) субъективный дух – метущийся дух – разум, который не понимает, что все есть дух;

2) объективный дух – право в трех формах: правовые нормы, гражданское общество, государство;

3) абсолютный дух в форме философии, религии, искусства.

Философ следующим образом объясняет идеальное единство мира и истории:

Природа – это дух, объективированный вовне. Мир един за счет Духа. Дух – идеальное начало общества и сознания.

Дух господствует над миром при помощи сознания. Главенствуют не штыки и не золото, не интриги и хитрости — они существуют подобно шестеренкам в часовом механизме, — но душа, ее дух, подчиняющий время и материю своему закону.

Дух творит историю. Высшая форма духа – дух народа. Если дух выразил волю – она должна быть реализована, — констатирует великий философ.

Рассмотрим категории «дух» и «духовность» с позиций христианского православия. Это важно, поскольку православие для нас – наша вера, наше мировоззрение, наша история, наша культура, наша государственность, наша стабильность. Православная Россия сотни лет живет в мире с представителями всех традиционных религий и национальностей.

Что такое дух человеческий и духовность в православии? Очень емко освещает это святитель Николай Сербский:

В православии духом называют наивысшее невещественное начало человеческой души, посредством которого каждый человек познает Бога, Божественную благодать. К осязаемой жизни духа относится и жажда Бога, выражаемая в стремлении к высшему, совершенному благу, с которым не сравнится ничто тварное, и страх Божий, и совесть.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность. Бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух бессмертен. Он может существовать без связи с телом и душой.

Дух проявляется как высшая сторона человеческой жизни, как сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу.

Присутствие Святого Духа руководит нашим разумом и делает нас способными принять вещи, касающиеся Бога, которые «ум человеческий постигнуть не может». Наша душа освобождается от злобного дьявола и идет к спасительной Божественной истине. Мы научаемся этой истине, принимаем духовный закон и исповедуем его, — проповедует святитель Николай Сербский.

В творениях святых отцов хулой на Святого Духа, которая никогда не будет прощена, является нераскаянность, отсутствие покаяния и отказ человека от исповеди и причастия. Святые отцы призывают нас бережно оберегать от греха, как душу, так и тело. Вот почему, православный христианин находит покой в молитве, ибо, как говорят Святые Отцы, в молитве Дух человеческий ищет Бога и, нашедши, в союзе с Ним, успокаивается, и молитва приносит долгожданный покой.

Св. пророк Исаия высшие дары Святого Духа называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в их высшей степени.

Евангелист Иоанн Богослов пишет, что Христос посредством Духа поселяется в верующих в Него людях. Только через просвещение Духа верующие становятся способными принять Бога Отца и Бога Сына. Святой Дух возрождает, обновляет и освящает человеческий род.

Св. Феофан Затворник констатирует, что дух — это та сила, которую вдохнул Господь в лицо человека, завершая его сотворение.

Св. Иоанн Дамаскин конкретизирует: дух не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души, как глаз в теле, как ум в душе.

Православный философ И.А. Ильин рассматривает «духовное» как «дар выбора, предпочтения и самоопределения». Духовная жизнь – сфера самостроительства и самопознания личности, определяемая ее идеалами и ценностями. Безопасность духовной сферы человеческой жизни связана с характером тех идеалов и ценностей, которые эту сферу составляют. Критерий здесь – практический результат, в соответствии с известной евангельской формулой «по плодам их».

Катихизис (наставление в православной вере христианской для спасения души) повествует: суть православной христианской духовности — в православной христианской вере. Это вера во Христа и откровение Христово. Для благоугождения Богу и для спасения души нужны:

Познание Истинного Бога и правая вера в него.

Жизнь по вере и добрые дела:

Вера без дел мертва есть (Иак. 2,20).

Без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11,6).

«Вера, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение…».

Христианская вера есть учение Иисуса Христа о самых важных Тайнах бытия и жизни, которые люди могут постичь лишь верой в него:

Тайна невидимых реалий: Бога, ангелов, человеческой души.

Тайна сотворения мира и конца света.

Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу.

Тайна грехопадения человека и его спасения через боговопрощение.

Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека.

Тайна воскресения из мертвых, Страшного суда и вечной жизни.

Источниками православной веры являются:

Священое писание – собрание священных книг Ветхого и Нового Завета (Библии).

Священое предание – духовное наследие, которое мы получили от наших святых предков.

Спастись православному христианину помогают таинства. Таинство — это видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, называемая Божьей благодатью, переносит чудотворные дары на принимающих людей, что необходимо для их перерождения, освящения и спасения. Божья благодать – дары Божьи, которые Бог Отец дает через Духа Святого.

Семь таинств Православной Церкви:

Крещение (Святой Дух нисходит на человека во время его крещения. Верующий очищается от всех грехов, унаследованных и личных, и как дитя Божие вступает в Христову Церковь).

Миропомазание. (Помазуется чело, грудь, глаза, уши, щеки, уста, руки, ноги, чтобы освятить человека, его душу и тело, чтобы он стал святым, как свят Бог. Священник при этом говорит: «Печать Дара Духа Святаго. Аминь».

Причащение.

(Верующий христианин под видом хлеба и вина принимает «Самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа»).

Покаяние

(Глубокое исповедание грехов, раскаяние, отпущение грехов, освобождение от них и примирение с Богом).

Священство.

(Рукоположение в священника или епископа).

Брак или венчание.

(Дух Святый соединяет в единое существо христианина или христианку).

Елеосвещение.

(Помазание освещенным маслом «во исцеление души и тела»).

Закон Божий в заповедях (древнейших, в Ветхом Завете, в Новом Завете) даны православному христианину как средства для распознания добрых и худых (злых, дурных) дел.

В Ветхом Завете десять заповедей даны Богом через Моисея на горе Синай:

1.​ Я Господь, Бог твой…Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.

2.​ Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3.​ Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно.

4.​ Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему.

5.​ Почитай отца твоего и мать твою. Чтобы продлились дни твои на земле.

6.​ Не убивай.

7.​ Не прелюбодействуй.

8.​ Не кради.

9.​ Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.​ Не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его. Ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эти законы были лишь подготовительными, подготавливающими людей к Новому Завету, данному людям через Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную». От Иоанна 361-21; 7:50-51

Закон Господа нашего Иисуса Христа в Новом Завете сформулирован двумя заповедями.

Первая заповедь Нового Завета: «Возлюби Господа Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12,30).

Вторая заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12,30). На основе данного закона было сформулировано Золотое правило для христианина: «Итак во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Евангелие от Матфея: 7:1-14.

Иисус Христос сказал, что на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 40). Апостол Павел конкретизировал: Любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10).

Великая христианская психотерапия выражена в Заповедях блаженств (Нагорная проповедь Христа):

Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

(Нищие духом – негордые, считающие себя немощными, ничтожными, по сравнению с величием Божиим).

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

(Кроткие – это человеколюбивые и долготерпеливые люди – «Агнцы Божии»).

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

(Алчущие и жаждущие правды – люди, тяжело страдающие от пороков мира).

Блаженны милостивые, ибо помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они помилованы будут.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Радуйтесь, плача; радуйтесь, страдая, — вас ждет жизнь и радость вечные!

Таковы ценности и идеалы православного христианина. Они определяют смысл и содержание его жизни. Профессиональные качества сотрудников органов внутренних дел основываются на этих бесценных — таких простых и таких сложных – заповедях.

По нашему мнению, профессионализм сотрудников органов внутренних дел невозможен не только без духовных начал, но еще и без профессионального правового сознания и реализации принципа законности в повседневной правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности.

Правосознание – как одна из сторон общественного сознания, проявляется в системе правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву, иным явлениям правовой действительности и их оценке.

Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел формируется на основе юридической практики под влиянием правовой идеологии и науки. Обладание систематизированными правовыми знаниями, умениями и навыками, взглядами и убеждениями формируют правовую культуру сотрудника и являются необходимым условием успешного правоприменения, правоисполнения, правоохраны в процессе служебной деятельности и реализации юридических норм.

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, уровень и состояние которой служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Это сложное, многогранное явление правовой действительности, тесно связанное с другими сферами общественной жизни (экономикой, политикой, нравственностью и др.). Законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Как бы ни понималось право – законность есть необходимое условие его существования и реализации. Законность — это принцип самого права, который заключается в требовании соблюдения правовых норм всеми субъектами права, ко​торым эти нормы адресованы. В самом общем виде принцип законности означает требование соблюдения Конституции РФ, законов РФ всеми субъектами права. Принцип законности характеризует одно из имманентных свойств любого права – его общеобязательность, необходимость строжайшего, неукоснительного соблюдения действующих юридических норм.

Сущность законности четко и лаконично формулирует профессор Академии управления МВД России Анатолий Федорович Майдыков: «Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел реализовывается на основании закона, во исполнении закона, в рамках закона».

Работа над духовностью, повышение правосознания и правовой культуры является неотъемлемой частью самовоспитания сотрудника органов внутренних дел.

Кому много дано – с того много спросится. Субъекты управления во всех сферах жизни, в частности правоохранительной, лично ответственны за положение дел в стране. Рано или поздно придется отвечать за запустение людских сердец и запустение Родины и перед собственной совестью, и перед людьми, и перед Богом.

Как вещает Псалтырь: «И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми… И буду непорочен с ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку пред очима его… Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко тобою избавлюся от искушения …».

Пусть обойдут вас грехи, совершаемые против человека и против Отечества. Ибо грех против человека — образа и подобия Божьего, а так же грех против нашего Отечества — удела самой Царицы Небесной — сравним с грехом против Бога. Россия — третий Рим, другого не будет, — вещал старец Филофей. Это удел Пресвятой Богородицы, с нею связан промысел Божий, — пророчествовали наши святые.

Православные говорят: мы Духом Святым, Духом Божьим крещены, поэтому силой Божией в нас можем победить всякую неправду и зло. Но снизойдет ли на нас Святой Дух и Божественная благодать зависит от нашего внутреннего строения. С кем мы? С Богом или с дьяволом? Третьего не дано. Решать нам.

От состояния ума и души, от нравственности и духовности руководителя во многом зависит состояние рядовых ее членов, как, например, состояние детей в семье зависит от мудрости родителей. Псалтырь повествует: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко ты люди смиренные спасеши и очи гордых смириши». Можно продолжить: «С умным — умным будешь, с честным — честным будешь, с добрым — добрым будешь, с компетентным — компетентным будешь, а с безнравственным и бездуховным настрадаешься-намучаешься».

Пусть путеводителем вашей служебной и личной жизни явится вам Закон Божий. Помните и никогда не забывайте наставление Преподобного Серафима Саровского, обращенное к каждому человеку: «Бойся Бога и заповеди его храни. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо».

Бог — это истина. Бог — это любовь. Любовь — выше закона, милость и милосердие — выше права, прощение — выше справедливости. Пусть Бог никогда не покидает Вас: ни ваши мысли, ни ваши чувства, ни ваши поступки, ни ваши слова, ни ваши дела. Надеемся, что вы явитесь для своих подчиненных и для всех граждан образцом служения Отечеству, образцом исполнения гражданского долга, образцом отношения к людям. Пусть промысел Божий и милость Божия будет со всеми вами.

Т.Н. КИЛЬМАШКИНА
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России,
д.ю.н., профессор, полковник полиции

Top