Доклад и.о. председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова: «Пастырство и духовничество в войсках. Роль личности военного священнослужителя в духовно-нравственном просвещении военнослужащих».
Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных Сил ставит перед Церковью актуальные вопросы по осмыслению роли священнослужителя в войсках, путей совершенствования духовно-нравственного воспитания и оценке эффективности деятельности пастырского труда.
Русская Православная Церковь сознает свою духовную ответственность и стремится донести до каждого человека свет Евангельской Истины: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).
В настоящее время пристальное внимание общества к представителям Церкви становится не просто очевидным, а является предметом борьбы за души людей. Противники Православия, выискивая нестроения и духовную немощь конкретного человека, рукоположенного в священный сан,пытаются дискредитировать всю полноту Церкви, которая состоит в первую очередь из небожителей – ангелов Церкви, уже стяжавших право беспрестанно славословить Господа, а также людей, которые встали на путь христианского доброделания, но по немощи сил претыкающихся и встающих для дальнейшего сражения с силами злобы поднебесной. Главой же Церкви является Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.
Пастырское служение в войсках – это служение личности, посвятившей себя Богу. Все внимание военнослужащих направлено на военного священнослужителя, не только из-за его несвойственной для военного сословия черной рясы и креста, но в первую очередь из-за необычности его служения, которое загадочно, не всегда понятно, выделяется из обычной военной жизни и тех задач, которые повседневно выполняются военнослужащими.
Военный священник не просто у всех на виду, в нем хотят увидеть Христа и святость, к которым хотелось бы устремляться и находить смысл своей жизни. Если в приходских храмах собираются только верующие, то воинское подразделение – это коллектив единомышленников, которые выполняют единую боевую задачу, но по-своему мировоззрению могут относиться к самым разным группам, течениями религиозным воззрениям, стоять на разных уровнях воцерковленности и участия в религиозных таинствах и обрядах.
Нет необходимости говорить о том высочайшем уровне ответственности военного священнослужителя по соблюдению моральных и нравственных норм, которые должны быть присущи любому гражданину нашего государства. Речь идет о проявлении качеств, свойственных святым отцам Церкви и в первую очередь о духовничестве.
Военный священник должен стать не только добрым пастырем, который совершает установленные Богослужения, правильно проповедует, ведет беспрестанную просветительскую и духовно-нравственную работу, участвует в социальных и патриотических мероприятиях, помогает командованию в искоренении негативных явлений в армейской среде, но в первую очередь должен явиться молитвенником – духовником, чья сакральная миссия должна быть духовным стержнем воинского формирования.
Мы говорим о духовной брани или духовной войне, которая началась еще до сотворения мира падением ангелов и продолжается уже здесь на земле все время существования цивилизации. Борьба за душу человеческую, за ее выбор движения к Богу или к диаволу, не прекращается никогда. В ней есть большие и малые победы, временные отступления и наступления, но итогом всему остается единение с Богом или отступление от Него. В этой схватке молитва священника-духовника за пасомое им чадо, и есть главный труд священнослужителя.
Невидимая брань, но явно ощущаемая душой военнослужащего, за которого молятся его близкие, родители, сослуживцы и священник-духовник, является его настоящей жизнью. Внешние события только сменяют антураж борьбы за главное – стяжание духа Святого Божия.
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — говорил преподобный Серафим Саровский. Этот наказ святого старца следует считать девизом для всего корпуса военного духовенства.
Роль личности священнослужителя порой становится ключевым элементом пастырского служения в войсках. С одной стороны авторитет пастыря, его душевные качества являются притягательной силой для военнослужащих. Желание видеть в священнике друга, коллегу, доброго собеседника предлагает ему вхождение в сферу отношений слабо соответствующих его призванию – служению Богу. Приоритеты в пастырстве смещаются к душевной, а не духовной составляющей. Молитва и внутреннее делание отходит на второй план. И не всегда это происходит по воле самого священнослужителя. Весь комплекс задач, которые приходится решать, делают войскового пастыря администратором, организатором, строителем, дисциплинированным исполнителем воли командования, смещая акценты в своей деятельности в сторону общественно значимых мероприятий.
Начальный этап приработки в воинском коллективе заканчивается, и встают вопросы, на которые не всегда легко дать однозначные ответы. Какова отдача вложенных усилий по воцерковлению военнослужащих, какой процент от общего количества личного состава посещает Богослужения, лекции и беседы православной тематики, проводимые священнослужителем? В каких величинах можно измерить внутренний мир в коллективе с приходом священнослужителя? Сколько суицидальных происшествий предотвращено усилиями помощника командира по работе с верующими военнослужащими?
Нам, как специалистам в области организации деятельности военного духовенства придется формулировать общие подходы к оценке пастырского труда, однако высшим измерителем останется совесть священника и Божий суд по нашему служению. Хотелось бы, чтобы мера наших сил и возможностей совпала бы с промыслом Божиим о путях полагания души за други своя.
Видится важным в этой аудитории напомнить представителям военного командования о той доли ответственности, которая Богом определена и власть придержащим. От роли командира – начальника в процессе духовно-нравственного воспитания, зависит не только выполнение поставленных боевых задач, но и, в первую очередь, судьба человека, находящегося в том возрасте, когда все доброе еще впитывается как губка, но и все скверное осаждается в душе на всю жизнь через моральные или аморальные установки и формируемые стереотипы поведения.
Нам легко вспоминать и нашу военную молодость, когда копирование методов действий по управлению курсантскими подразделениями входило в стиль поведения, в плоть и кровь на многие годы жизни. Хорошо, если учителя были высоконравственными и духовно зрелыми командирами. Этим навыкам следует учиться всю свою жизнь, и принимая ответственность за судьбу других, иметь в виду не только физическую, но и духовную жизнь подчиненных, которая многократно дороже. Жизнь духа вечна, и о ней стоит беспокоиться всем причастным к становлению воина государства Российского.
Духовно-нравственное просвещение это не набор изречений из текстов Священного Писания, это в первую очередь личный пример соблюдения заповедей Божиих и приобщение к благодатным дарам Церкви Христовой, просвещающей душу и преображающей тело. Путь всей жизни — это путь познания Бога внутри своего сердца. И на этом поприще невозможно быть одному, без совета, наставления и молитвы духовника.
Может ли военный священник быть духовником всего воинского коллектива? Сколько духовных чад он сможет привести к Богу, защитить от тлетворности мира сего? Можно ли надеяться, что 10 – 12 регулярно общающихся со священником и участвующих в Богослужениях воинов окажется достаточным потенциалом, чтобы стать «солью» воинского братства?
Господь уподобляет Своих учеников соли, которая сохраняет род человеческий от нравственного разложения: «Вы – соль земли», – и добавляет: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5, 13).
Фундаментальные богословские вопросы требуют фундаментальных знаний и пастырского опыта. Его невозможно получить только в учебном заведении. Возрастание духа в военном священнике должно быть постоянным процессом, где смирение, послушание и борьба с греховными страстями производит плод духовный – состояние Божественной любви, которая « долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). Она имеет свой источник в Самом Боге, который есть Любовь (1 Ин. 4, 26).
Какие требования выдвигает время перед военным духовенством? Столь благоприятной миссия Церкви в Армии еще не была никогда. С одной стороны, обострение всех противоречий современной бездуховной цивилизации, грубо ориентированной не на возведение человека к образу и подобию Божию, а к низведению в состояние безумия и потребления всего того, что вредит душе. С другой стороны, все более очевидной для здравомыслящей части человечества незавуалированно встает вопрос о смысле человеческой жизни, вопросы добра и зла, честности и справедливости, Божественного предназначения и личностного выбора духовной парадигмы. Где, как не в Армии, да еще и на гране крупномасштабной войны, при постоянной угрозе жизни человек должен отрезвиться и возвратиться к истинным духовным ценностям, переосмыслить свою жизнь и поведение, соединившись в молитве с Богом и осознанно встав на защиту Отечества, которое возрождается для служения Богу.
Российская Армия на сегодня по военному потенциалу является второй в мире после США. А по справедливости целей и задач и духовному потенциалу, сдерживающему сатанинскую агрессию, безусловно, — первой в мире. Военное духовенство на современном этапе развития Вооруженных Сил все более весомо заявляет о своем потенциале. Развитие военно-церковных отношений перерастает в соработничество, где роль священника- духовника будет только возрастать. Наша задача готовиться к серьезной и напряженной работе и соответствовать той миссии, которая уготована нам Богом.