Доклад начальника управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации А.И.Суровцева на «военной» секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Дорогие участники Рождественских чтений!
Прежде всего, разрешите всех Вас поздравить с долгожданным возвращением главного военно-церковного форума России в Военную академию Генерального штаба.
Это не только возобновление старой доброй традиции. Это свидетельство глубокого понимания значения Рождественских образовательных чтений для формирования системы духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил. Военная секция чтений реализует возможность акцентировать внимание как на актуальных, так и на фундаментальных аспектах жизни личности, общества и Армии. Сегодня эти аспекты рассматриваются в свете деяний равноапостольного князя Владимира, определивших цивилизационный выбор России.
Духовное наследие святого благоверного князя Владимира для защитников Отечества состоит в том, что он совместил в себе качества двух типов высшего служения Богу и Отчеству. Он СВЯТ, то есть благочестив, праведен, справедлив, милосерден, но он и КНЯЗЬ, то есть он повелитель, воин, защитник, военачальник, способный отстаивать ценности не только молитвой, но и мечом.
Хорошо известен защитникам Руси и ее противникам завет святого благоверного князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!». Менее известен тот факт, что празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено именно Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г. им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Двадцатилетний Александр Невский воспринял победу как знак заступничества святого Владимира.
У святого князя Александра были свои последователи и ученики. Один из них — святой благоверный великий князь Даниил, первый князь Московский, он же – сын Александра Невского.
Даже этих двух примеров достаточно, чтобы понять, как велика роль традиции. А также путей и людей ее хранящих и передающих.
Одними из самых авторитетных хранителей отечественных воинских традиций и военной культуры в целом были и остаются военно-учебные заведения – военные академии, училища, университеты.
Духовный выбор современной Российской Армии во многом зависит от личных духовных ориентиров руководителей и преподавателей высшей военной школы, в центре которой была и остается Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
За 20 с лишним лет жизни в современной России многие из нас осознали губительность отказа от таких духовных основ жизни народа, как религиозные ценности. Возврат к ним произошел стремительно, так как они всегда духовно востребованы и органичны внутреннему миру человека.
В условиях предоставленной духовной свободы Армия и Церковь встретились как родственные, но насильно разлученные на 70 лет части общественного организма. На наших глазах пять лет назад в Вооруженных Силах произошло историческое событие – был учрежден (а по сути – восстановлен) институт штатного военного духовенства. В настоящее время он насчитывает более 150 священнослужителей, в их числе 2 мусульманских имам-хатыба и 1 буддийский лама.
Создана трехуровневая структура органов по работе с верующими военнослужащими, включающая:
управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил;
отделения по работе с верующими военнослужащими в управлениях по работе с личным составом военных округов и отделение в отделе по работе с личным составом Черноморского флота;
помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими в соединениях, воинских частях и учебных организациях Министерства обороны.
Всего в штате военного духовенства более 250 должностей, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 – замещаемые гражданскими служащими, не имеющими духовного сана.
Нередко приходится слышать вопросы о целесообразности введения института военного духовенства, о соотношении ожидаемых и достигнутых результатов.
Без какой-либо натяжки можно сказать: на все эти вопросы самой жизнью даны положительные ответы. Институт военного духовенства в Вооруженных Силах создан, он в войсках востребован и успешно функционирует. Это в целом.
Но это не значит, что процесс становления принципиально новой структуры для современных Вооруженных Сил проходит, как говорится, безоблачно. Даже ответ на простой, казалось бы, вопрос – «зачем в армии священники?», – претерпел некоторую эволюцию.
В основе, конечно, было и остается конституционное право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Поэтому главная задача военного духовенства состоит в удовлетворении религиозных потребностей военнослужащих.
Но весь предыдущий и вновь наработанный опыт свидетельствует: присутствие, а вернее, активная работа священнослужителя в воинских коллективах дает зримый «дополнительный» эффект. По мнению командиров и других должностных лиц, регулярное общение военного духовенства с личным составом улучшает общий моральный климат в подразделениях, военнослужащие становятся более зрелыми, целеустремленными, ответственными и дисциплинированными.
В июле 2014 года военные социологи провели специальное исследование и подсчитали, что количество военнослужащих, называющих себя верующими, за 5 лет выросло на 15% и составило 78%. К православным христианам отнесли себя 71% всех военнослужащих, к мусульманам – 6 %, к буддистам – 0,5%, к иудеям – 0,01%, к другим религиям – 0,5%. Большинство верующих военнослужащих хотели бы иметь в своих воинских частях священнослужителя в качестве штатного помощника командира.
В практической плоскости взаимодействие Вооруженных Сил с религиозными объединениями реализуется по ряду направлений.
Первое и главное – это организация богослужебной деятельности. В Вооруженных Силах установлен общий для всех верующих военнослужащих порядок удовлетворения религиозных потребностей, в том числе проведения богослужений, обрядов и встреч со своими духовными наставниками.
Религиозные обряды и церемонии, как правило, предполагают наличие специальных культовых помещений. Во многих гарнизонах по инициативе личного состава построены храмы и часовни, созданы молитвенные комнаты.
На территории Министерства обороны в 2009 году насчитывалось 150 культовых сооружений, сегодня их число удвоилось. В основном это православные храмы и часовни, но не только. По инициативе военнослужащих-мусульман создана мечеть, духовный центр и 5 молитвенных комнат. Военнослужащими-буддистами построена юрта.
Второе направление – духовно-просветительская работа с верующими военнослужащими. Она направлена на углубление знаний о своей религии, ее канонах, заповедях, правилах поведения. Для проведения духовно-просветительской работы в гарнизонах предоставляются возможности военных культурно-досуговых учреждений.
С большим интересом военнослужащие и члены их семей участвуют в просмотрах видеофильмов духовного содержания, в посещении выставок, раскрывающих богатство отечественной духовной культуры.
Министерство обороны совместно с Отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами реализуют совместный, говоря современным языком, медиапроект. Была подобрана электронная библиотека литературы духовного, исторического, военно-патриотического содержания, включающая около 3000 источников. Их «закачивают» в электронные книги, которые передаются в воинские части и подразделения.
Третье направление – духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих, укрепление правопорядка и дисциплины, профилактика суицидальных происшествий. По своей сути – это продолжение духовно-просветительской работы, только значительно расширенное по тематике и составу участников.
В обязанности военного священнослужителя входит проведение занятий по общественно-государственной подготовке со всеми военнослужащими независимо от их вероисповедания по соответствующим темам.
В личных беседах помощники командиров по работе с верующими военнослужащими обращаются к проблемам смысла и ценности жизни, персональной ответственности за нарушение моральных и правовых норм. И там, где своевременно выявляются так называемые «группы риска», священники, благодаря искусству индивидуальной работы, способны минимизировать или даже свести к нулю реализацию греховных замыслов.
Четвертое направление – духовная и психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших физические и психологические травмы. Военное духовенство принимает активное участие в учебно-боевой деятельности войск. Итоги учений, проводимых в Вооруженных Силах, свидетельствуют, что работа военных священнослужителей в особых условиях востребована и оказывает на морально-психологическое состояние личного состава положительное воздействие.
Особого эффекта она достигает при организации совместной работы с военными медиками и психологами. Так, в военном клиническом госпитале Южного военного округа была введена должность помощника начальника госпиталя по работе с верующими военнослужащими. Настоятель госпитального храма вместе с супругой создали при госпитале православное сестричество. Сестры милосердия оказывают помощь медицинскому персоналу в уходе за больными, а пациентам – духовную поддержку.
В ходе стратегического командно-штабного учения «Восток – 2014» отработан вопрос функционирования специальных совместных мобильных групп с учасием священнослужителей и военных психологов.
Пятое направление – подбор кандидатов, подготовка и назначение должностных лиц по работе с верующими военнослужащими. Данное направление оценивается как одно из ключевых.
В соединениях, где по штату предусмотрены помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, кандидаты на должности подбираются исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих. Практически во всех соединениях и воинских частях большинство верующих – это православные христиане. Поэтому для работы с военнослужащими-мусульманами назначаются имамы в военные округа – помощниками начальников отделений по работе с верующими военнослужащими.
Совместно с религиозными объединениями проработана программа целевой подготовки кандидатов на должности военного духовенства. Со стороны Минобороны военно-профессиональная подготовка включает обучение священнослужителей на курсах повышения квалификации в Военном университете. Группы набираются 2 раза в год, срок обучения – 1 месяц. Уже прошли обучение 4 группы. В настоящее время приступает к учебе 5-я группа.
Шестое направление – сохранение памятников культуры, передача имущества религиозного назначения и военно-мемориальная работа. Наиболее масштабными проектами Министерства обороны по сохранению памятников культуры в последние годы стало восстановление Морского Никольского собора в г. Кронштадте, Владимирского собора – усыпальницы адмиралов Российского флота в г. Севастополе.
Совсем недавно в Подмосковье создано Федеральное военно-мемориальное кладбище. Его органичной частью стал храм преподобного Сергия Радонежского, освященный и торжественно открытый Патриархом Московским и всея Руси 5 ноября 2014 г. в присутствии Министра обороны генерала армии С.К.Шойгу.
С целью дальнейшего совершенствования взаимодействия Вооруженных Сил с религиозными объединениями нами спланирован ряд практических мер.
Разрабатывается общий порядок создания и содержания культовых сооружений на территории Министерства обороны. С руководством Департамента имущественных отношений проведены соответствующие консультации и достигнуты положительные договоренности.
Принято решение о серьезной переработке отчасти устаревшего Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Министром обороны в 2010 году.
На основе опыта учений уточняется порядок работы военного духовенства в полевых условиях, в том числе вопросы предоставления мест для работы в поле с верующими военнослужащими, а также полевого быта самих военных священнослужителей.
По мнению экспертов, религиозным объединениям необходимо начать специализированную подготовку священнослужителей к работе в Вооруженных Силах в духовных учебных заведениях. Регулярное повышение квалификации по военно-профессиональной подготовке Министерством обороны уже организовано.
По указанию Министра обороны во всех военных вузах вводится дисциплина «Организация работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации», в которой предусмотрен раздел «Работа с верующими военнослужащими».
Таким образом, современная практика взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных объединений имеет положительный опыт и хорошие перспективы для развития.
Важно отметить, что развитие военно-конфессиональных отношений не является самоцелью, но лишь средством к достижению более высокой степени духовного просвещения военнослужащих.
Здесь уместно вспомнить слова выдающегося русского поэта Василия Андреевича Жуковского, который считал, что «народ без просвещения есть народ без достоинства». Следовательно, народ способен обрести и возвысить свое достоинство через просвещение, в первую очередь — духовное. А также через сохранение и развитие традиций.
Желаю всем участникам военной секции Рождественских образовательных чтений неутомимости в духовных трудах на благо земного и Небесного Отечества!