Семья православного христианина. Любовь и таинство брака. Религиозный аспект семейных отношений. Современная ситуация. Безнравственность абортов и проявление их последствий на духовном, душевном и физическом состоянии супругов. Нравственное, псевдонравственное и безнравственное воспитание ребенка.
В настоящее время увидеть идеальную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений. И как личная святость достигается благодаря непрестанному духовному подвигу, так и добродетель семейная приходит к супругам со временем и в силу их духовных трудов.
Секрет христианского брака прост. Христианский брак зиждется на любви. Приснопамятный замечательный московский пастырь протоиерей Глеб Каледа не случайно называл христианскую семью подлинной «школой любви». Но о какой любви здесь идет речь?
Семья есть некий фундаментальный признак человека, такой же, как разум и религиозность. Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!». Этот дар, по мысли святителя, сопряжен с даром естественной взаимной любви, который от природы имеют и родители и дети: «Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование». И все же великий учитель Церкви Русской полагает, что для жизни в семье одной «естественной» любви недостаточно. «Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви. А потому, полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем, надобно возвышать и освещать дела природы духом благодати».
Всем нам известны произведения мировой литературы о «первой любви». Конечно, первая любовь — чувство сильное. Полюбивший впервые переживает это состояние как самое необыкновенное событие в его жизни. Но, увы, мы, взрослые хорошо знаем: чувство первой влюбленности не сохраняется на всю жизнь. И, если, повинуясь взаимному влечению, юноша и девушка приняли решение связать свои судьбы в браке, то на смену ему должны придти какие-то иные, намного более глубокие отношения, нежели романтические чувства первых дней. Если этого не происходит, законы падшей человеческой природы берут свое. «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век.» (1 Ин. 2;17). Брак, основанный единственно на земных чувствах, легко разрушается со временем.
Есть и обратная сторона такой влюбленности: жгучее отчаяние, которое обуревает душу в случае, если предмет любви не отвечает взаимностью. Вспомним, что после выхода в свет печально знаменитого романа Гете «Страдания юного Вертера», волна самоубийств потрясла Европу.
Но давайте теперь обратимся к житиям святых Православной Церкви. Многим хорошо знакомо житие преподобного Алексия, человека Божия. Еще в юности подвижник, проживавший в Риме, покинул родительский дом, сбежав от красавицы-невесты, а некоторое время спустя, вернулся и жил в обличье нищего у порога собственного дома, на глазах у тосковавших по нему, но так и не узнавших его родителей.
Современный психолог мог бы истолковать бегство Алексея как типичную реакцию эмансипации на стиль родительского воспитания, определяемый как «потворствующая гиперпротекция». А представьте себе, как бы выглядело житие в пересказе популярных журналистов: Какой возмутительный случай! Какой скандал! Какое бессердечие религиозного фанатизма по отношению к родителям и невесте! Вот, дескать, темная сторона Православия, восточной созерцательной религии, равнодушной к ценностям цивилизации.
Между тем, в русских православных семьях житие преподобного Алексия было едва ли не самым любимым чтением, которому внимали и взрослые, и дети. Почему? Ведь автор жизнеописания открыто проповедует аскетический путь, да еще и в радикальной форме юродства Христа ради. Но святого Алексия любили и почитали в больших и дружных православных семьях по очень простой причине: члены этих семей хорошо чувствовали: их семья объединена и скреплена тем же самым «духом благодати», который носил в своем сердце древний подвижник, покинувший родительский дом и молодую невесту. Этот благодатный дух и делает брак крепким, неразрушимым. Христианская семья становится вместилищем божественной любви, она аккумулирует эту любовь, распространяет вокруг себя благоухание атмосферы любви, притягивая к себе другие семьи. Вспомним, что преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Будет справедливым дополнить мысль великого святого: «Стяжите дух мирный в своей семье и тысячи семей спасутся рядом с вашей».
Каждый человек — драгоценная личность в очах Божиих, у каждого — свое место. Место мужчины — быть лидером. Это не значит, что он — лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.
Отец — глава семьи независимо от того, кто получает больше денег, и кто является владельцем имущества. Брак – понятие духовное, а не экономическое. Отец принимает окончательное решение и несет за него ответственность. Конечно, груз ответственности бывает нелегким. Подчас ради выполнения этого долга, ради мира в семье приходится жертвовать, как кажется, многим. Приходится жертвовать своим самолюбием, своими нервами, своим здоровьем, но ведь именно жертвы ждет от нас Господь. Научиться жертвовать в семье ради любимых людей и научить их жертвовать собой – вот задача отца и матери.
Преподобный Лев Оптинский призывал, чтобы при выборе жениха или невесты обращали внимание на свойства их родителей. При этом говаривал: «Яблочко от яблоньки далеко не укатится». Перед тем как принять окончательное решение, он советовал и жениху, и невесте, и их родителям при усердной молитве смотреть в свое сердце. Если при последней решимости на брак жених, невеста и родители их ощущают душевное спокойствие, то старец советовал решаться на такой брак. В противном же случае, если ощущалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, старец говорил, что это неблагоприятный знак и советовал приискивать другого жениха или другую невесту.
«От супружества зависит не только временное счастье, но даже вечное спасение» – учил епископ Феофан Затворник. Вот почему желающие вступить в брак должны приступать к этому делу не с легкомыслием, а, как говорил святитель Иоанн Златоуст «с великой осмотрительностью» и осторожностью. Никакой недостаток или порок жены или мужа, кроме вины прелюбодеяния, не может быть, по христианскому закону, причиною развода. «Поэтому христианин, желающий вступить в брак, должен, прежде всего, усвоить не внешние законы о браке, а законы Божии, потому что по этим, а не по тем будет судить Бог, пренебрежение этими законами навлекает на душу неизбежные наказания и неугасимый огонь» – по слову Иоанна Златоуста. Брак – не торговля, не коммерческая сделка ради чисто практических видов и планов или каких-нибудь материальных выгод, а союз жизни.
Любовь – это добрый навык. Это стремление и готовность жертвовать собой и своими интересами ради других. И семья оказывается естественной школой этой самой трудной и самой высокой науки. Можно привести примеры, как древних, так и современных семей, в которых вырастали святые люди. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. Здоровая семья – это здоровое общество. Если бы вокруг нас было больше добрых и нравственных людей, то гораздо легче было бы воспитывать добрыми и нравственными наших детей.
Иметь братьев и сестер необходимо для благополучия любого ребенка. Единственный ребенок обделен в чем-то очень существенном. Эта обделенность проявится особенно резко, когда родители умрут, и ребенок, пусть уже сам взрослый человек, останется совсем один на всем белом свете. В наше время бездетные семьи становятся нормой. Во времена ветхозаветные неимение детей считалось большим несчастьем и даже, более того, наказанием за грехи. В прошлом, и даже сравнительно недалеком, большие семьи были явлением обычным, а не исключительным, как сейчас.
Самое трудное – правильно воспитать одного ребенка. Один ребенок всегда в центре внимания, его все балуют. От этого велика опасность, что он вырастет эгоистом с резко выраженным тщеславием и самомнением. Пусть же радуются родители, если Господь даровал им много детей: чем больше детей, тем больше Божиего благословения на семью, тем легче будет правильно воспитывать их в духовном отношении. И здесь нечего бояться материальной нужды: вспомним еще раз наблюдение царя и пророка Давида: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36,25).
Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить жизнь без детей, «для себя». Каждый из них просто пользуется своим, как теперь называют, «партнером». Но это не семья. Интересна этимология слова семья: семь Я. Вот как в нашем народе смотрели на семью. А «партнерство» – это противоестественная установка. Заранее определяется то, что оба мы эгоисты и живем только для себя. Эгоизм – один из тяжких грехов, а на грехе счастья не построить. Церковь резко отрицательно смотрит на ситуацию, когда человек не хочет иметь детей в браке.
Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.
Все это привело к деформации всей системы семейных отношений. Ведь православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее… Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом.», — писал на рубеже XIX и ХХ веков крупный специалист в области православной психологии семьи протоиерей Евгений Попов.
Одно из самых страшных явлений сегодняшнего мира – это аборт. Слово “аборт”, такое же короткое и жестокое, как слово “казнь”, давно и прочно вошло в наш разговорный обиход. Современное общество относится к аборту удивительно легко, так же как, например, к удалению зуба. На самом деле, аборт – это такое же злодеяние, как смертная казнь невинного человека.
Аборт — это лишение жизни (с согласия и одобрения общества) беспомощного, крошечного человеческого существа, чья “вина” заключается лишь в том, что его отец и мать не желают появления на свет своего ребенка. Роль судьи, выносящего смертный приговор, играет мать, а роль палача – врач.
Церковь всегда относилась к аборту, как к смертному греху. «Посему и дающие врачество для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы.» (Святой Василий Великий. Правило 8). Правила этого великого святого приняты как Церковные каноны, которыми руководствуются верующие на протяжении более полутора тысяч лет. В средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. «В XVI в. почти во всех европейских странах (Англия, 1524; Германия, 1533; Франция; 1562) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Такое положение сохранилось во многих странах вплоть до первой половины ХХ века».
Эмбрион во чреве матери – человек. С момента зачатия он принадлежит человеческому роду. Для того, чтобы понимать это, не обязательно быть медиком или эмбриологом, поскольку это не биологические категории, а нравственные. Идеологи смерти объявляют, что зародыш – не человек (до 12 недель, до 500 граммов и прочие варианты), только для того, чтобы и к уже родившемуся человеку относиться как к «нечеловеку», чтобы в случае необходимости «законно» уничтожить его в любой период жизни. При этом самим оставаться в живых и жить в комфортных условиях. А младенец, которого мать убила во чреве, мог бы вырасти милой, ласковой дочкой, или хорошим, заботливым сыном. Может быть каким-то особенно одаренным, талантливым, а может быть просто внимательным, нежным, любящим человеком.
Существуют нравственные законы, осознанное или неосознанное нарушение которых с неизбежностью приводит к тяжелым и даже катастрофическим последствиям для тех, кто их преступает. Эти законы строги и неизменны, но их нарушение не всегда карается по законам человеческим. “Мне отмщение и Аз воздам”, — говорит Господь. Бог покарал Каина, убившего своего брата Авеля, возложив печать на лицо его. Каинова печать — это некоторая духовная реальность, которую внимательный человек может безошибочно распознать. Душа человека, совершившего убийство помрачается настолько, что это сказывается даже на его внешнем облике. Аборт, а ведь аборт — это всегда убийство, меняет и внутреннее и внешнее состояние женщины.
Любая мать при угрозе жизни своего ребенка согласится скорее умереть самой, нежели лишить жизни свое дитя. Но чем же не родившийся ребенок отличается от родившегося? Как же можно лишать его жизни?
Каждая женщина, решившаяся на этот шаг, должна знать, что аборт – это не просто хирургическое вмешательство, а действие, убивающее ребенка, живущего внутри нее. К большому сожалению, в современной медицинской литературе почти невозможно найти какие-либо сведения о негативных последствиях аборта. Вот и получается, что женщины идут на операцию под названием «искусственное прерывание беременности», практически не имея представления о тяжелых последствиях этого бесчеловечного вмешательства в их жизнь. Они не знают, что аборт часто приводит к бесплодию, выкидышам, преждевременным родам, и что дети женщин, делавших аборты, имеют проблемы со здоровьем.
Меняется отношение женщины и к себе самой. Она начинает испытывать чувства стыда и угрызений совести, тоски, безнадежности, ее преследуют кошмарные сны. Со временем женщина начинает осознавать себя виновницей гибели своего ребенка. Это осознание вызывает настоящие нравственные муки, которые приводят к так называемому постабортному синдрому. Это медицинское название эмоционального и психического нарушения, возникающего у многих женщин, перенесших аборт. Эти нравственные муки усугубляюся еще и тем, что женщина убивает в себе прекрасное, глубокое, Богом дарованное ей стремление быть матерью. Безусловно, аборт — это тяжкое надругательство над женской природой.
Подчас меняется ее отношение и к мужу; быть может на уровне подсознания, женщина чувствует, что он предал свое призвание быть отцом и защитником, толкнув ее на преступление и допустив гибель своего ребенка. Под влиянием этих эмоциональных переживаний многие женщины впадают в глубокую депрессию и нуждаются в психологической, медицинской и социальной поддержке.
Вследствие доступности абортов женщина получает обманчивую возможность безнаказанно менять партнеров, но безнаказанность эта только кажущаяся. Как правило, женское бесплодие наступает в результате регулярной смены партнеров. Пять-семь таких перемен приводят к необратимым изменениям в женском организме, препятствующим зачинать новую жизнь, даже, если женщина этого и захочет.
В случае аборта для мужа тоже многое меняется. Он уже не может, хотя бы подсознательно, не ощущать себя предателем и изменником своему призванию быть защитником слабых и беззащитных. “Если придется умереть за жену — не отказывайся”, — говорил великий святой древности Иоанн Златоуст, подразумевая, конечно, не только жену, но и детей. Кроме того, ведь объективно жена стала палачом его ребенка, поэтому он не может относиться к ней как прежде.
Конечно, не всегда бывает так, что именно муж толкает свою жену на совершение аборта. Современная мораль, позволяющая женщине самостоятельно принимать решение о прерывании беременности, полностью игнорирует право мужчины стать отцом зачатого им ребенка. Пренебрежение этим естественным правом часто является причиной тяжелых переживаний мужа.
Аборт разрушает личность мужа и жены и их любовь друг к другу, разрушает их семью. Все это приводит к нарушению гармонии супружеской жизни, а подчас и к разводам. Об этом говорит и статистика разводов. В настоящее время уровень разводов в нашей стране достиг общемирового и составляет около 70%, то есть менее чем за сто лет возрос примерно в восемьдесят раз.
Аборт разрушает не только личность мужа и жены, но и личность медицинских работников, его совершающих. Врачи и медсестры, причастные к аборту, не могут не чувствовать свою вину. Участие в совершении аборта является нарушением принципа «Не навреди», известным из глубокой древности.
Очевидно, что могущество и процветание каждого государства связано с численностью его населения. Вопрос о умножении численности российского народа издавна волновал лучшие умы нашего отчества. Так, Михаил Васильевич Ломоносов, который считал своим долгом «ничего полезного обществу не оставлять под спудом», считал самым главным делом «сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной (бесполезной — авт.) без обитателей».
Дмитрий Иванович Менделеев был, также как и М. В. Ломоносов, не только выдающимся ученым, не только верным и любящим сыном Отечества, но и человеком большого государственного масштаба с необыкновенно широким кругом интересов. Близкими ему по духу людьми были нобелевские лауреаты И. П. Павлов и И. И. Мечников, знаменитый адмирал С. О. Макаров и многие другие выдающиеся люди того времени. Кроме того, необходимо отметить, что Д. И. Менделеев был семнадцатым ребенком в семье.
Д. И. Менделеев считал, что «высшая или гуманнейшая цель всякой «политики» яснее проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского». Действительно, если люди нравственно и физически здоровы, воодушевлены стремлением к цели, лежащей выше материальных интересов, чувствуют реальную заботу и защиту со стороны государства, то они уверенно смотрят в будущее и способны создать дружные, прочные, основанные на любви большие семьи, которые обеспечивают стабильный темп роста численности населения.
За последние десятилетия в российском обществе отмечается ряд негативных тенденций: снижение рождаемости, увеличение числа разводов и официально регистрируемых браков, рост числа неполных и так называемых проблемных семей, увеличение правонарушений на семейно-бытовой почве.
Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те ее качества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.
Навязывается стереотип: жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все». Православная Церковь заявляет свое решительное несогласие с образом жизни, навязываемым современной поп-культурой.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Протоиерей Александр Ильяшенко. «Большая семья — большие надежды. Демография и нравственность»,М., Спасское братство, 2008.
2. Архиепископ Костромской и Галичский Александр «Православные традиции российской семьи», выступление на Рождественских образовательных чтениях 2006 г.