Тема 11. Духовная безопасность личности в современных условиях

Влияние различных религиозных сект на общероссийскую культуру огромно и часто хаотично. Специфика того или иного влияния в первую очередь определяются характеристиками их вероучений. В целом можно выделить в совокупности вероучений три группы по их отношению к культуре. Первая группа — культуросозидательная (то есть способная создать свою особенную культуру). В нее входят все мировые религии, почти все традиционные религии и некоторые новые религиозные движения. Вторая — не способная создать свою культуру. В ней присутствуют, к примеру, почти все неопротестантские религиозные системы: баптисты, иеговисты, адвентисты и т.п. Они существуют уже сотни лет, в них много одаренных адептов, но именно своей уникальной культуры эти системы нигде так и не создали. Третья — разрушители культуры, создатели антикультуры (то есть, явно антигуманной, аморальной культуры).

Сам термин «секта» означает некое отсечение, отход, отпадение от какого-либо основного религиозного направления. Как правило, секты возникают в связи с нарушением духовных и иных законов. Этим же признаком обладают все так называемые «новые религиозные движения» (НРД). Однако, например, Библия однозначно высказывается о недопустимости беззакония (прежде всего — духовного):

— «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5).
— «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
— «Корей, … начальники общества, … собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, … сказал …: «… покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Чис. 16, 1-5).
— «… и сошли они … живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они … И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, …» (Чис. 16, 30-35).
— «И призвав … учеников Своих, Он дал им власть …» (Мф. 10, 1).
— «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел…» (Мк. 3, 13).

Секты пытаются развивать свои формы преданий и культуры, которые обычно противоположны православной культуре и, даже, превращаются в разрушительную антикультуру.

Сектантство — объективно существующий, активно действующий и широко распространенный феномен. Священные книги христиан, мусульман, буддистов, иудеев многократно упоминают о сектах. Библия часто высказывается о духовных заблуждениях и болезнях, например: «Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром» (Прем. 14, 22). «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19).

Что же такое — деструктивные секты, встревожившие все позитивные силы в мире? Деструктивные секты и деструктивные культы весьма схожи. Поэтому определение их практически совпадает. В настоящем разделе под деструктивными сектами понимается разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны традиционным созидательным вероучениям, хотя зачастую и имеют некоторое поверхностное внешнее сходство (на чем спекулируют борцы за равноправие любых вероисповеданий). Очевидно, что деструктивность культов зла проявляет себя и в сфере отношений, регулируемых моралью и правом.

Понятие «секта» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной правовой практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться устоявшимся юридическим термином. Можно определять слово «секта» через разные понятия: психологические, политологические, философско-культурологические, теологические, религиозные, богословские. Повторим социально ориентированное и духовное определения секты.

В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им. Они отличаются от групп, сложившихся на основе общих интересов, именно замкнутостью и отчужденностью всех сторон своей внутренней жизни.

В духовно-религиозном православном понимании к секте относится любая вероучительная организация, отсекающая себя от полноты общения с Богом, создавшая, развивающая и культивирующая свое толкование этих отношений, поэтому находящаяся вне благодати Божьей и вне Его единственной Вселенской Церкви.

Неизбежным следствием указанного разрушительного подхода становится искажение бытия секты и ее адептов в мире, захват этим искажением всех ее сторонников, проявление различных форм внешней и внутренней деструктивности, в том числе и явного экстремизма.

Источники и стимулы безнравственности и правонарушений в среде религиозных движений двояки. Это могут быть какие-либо личные поводы, интересы отдельных адептов или групп. Правонарушители такого рода периодически появляются в любых социальных слоях. Но глубинные, стратегические по последствиям, антисоциальные особенности деструктивных культов кроются в основах их вероучений (а не в официальных уставах). Верующий человек весьма сильно отличается от неверующего. Адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями всяких экстремистских положений. Мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников. Таким образом, государство и общество должны быть заинтересованы в исследовании тех особенностей сект, которые приводят к безнравственным и противоправным деяниям.

Секты — одно из самых сложных и драматических проявлений человеческого бытия, оторвавшегося от Бога. Их систематическое научное изучение требует комплексного подхода по разным направлениям, например:

Основные направления изучения сект.

1. Историческое.
2. Этногеографическое.
3. Лингвистическое.
4. Социально-демографическое.
5. Этнокультурное.
6. Этическое.
7. Правовое.
8. Криминологическое.
9. Политологическое.
10. Социологическое.
11. Философское.
12. Теологическое.
13. Богословское (вероучительное):
13.1. Христологическое. Как относятся, согласно вероучению секты, друг к другу: Христос; Человек; Бог.
13.2. Сотериологическое. План спасения человека от гибели.
13.3. Эклесиологическое. Роль Церкви в жизни верующих. Пути достижения богоподобия.
13.4. Эсхатологическое. Конечная цель человечества, человека, мира. Смысл и завершение истории. Индивидуальная эсхатология и универсальная эсхатология (все человечество).
13.5. Эзотериологическое. Внутренняя духовность личности.
13.6. Эгзегетическое. Толкование Библии. Источники, правила и допустимая мера свободы толкования священных текстов.
13.7. Духовно-нравственное.
13.8. Основания и преемственность духовной жизни и религиозного сознания.

При изучении сект полезно объективно выявлять и знать источники, историю, сущность, законность и доказательственность их собственных преданий и традиций.

Необходимо также познание смежных дисциплин: истории Православной Церкви, изучения религий и вероучений (теологии), догматического богословия, литургического богословия, сравнительного богословия, нравственного богословия, пастырского богословия, апологетики. Для собственной духовной безопасности изучающему секты требуется полноценный и здоровый религиозно-духовный образ жизни.

По религиозным вопросам существует множество литературы. Она исключительно разнообразна, внешне разделяется на два больших направления: светскую (внерелигиозную или скрытно-религиозную), а также написанную открыто верующими, в том числе представителями религиозных объединений.

Парадокс заключается в том, что внерелигиозного (то есть, нейтрального по отношению к религиям и их вероучениям) и одновременно в строгом смысле научного подхода к этим вопросам не существует и не может существовать.

Во-первых, — основы веры относятся к сугубо ненаучной иррациональной (более того, даже сверх-иррациональной) сфере человеческого бытия, хотя и существует безукоризненно научное богословие.

Во-вторых, — наука есть, по определению, строго нейтральное относительно всех идеологий обнаружение и изучение объективно существующих закономерностей. Однако любой человек обязательно является духовным, а, следовательно, верующим. Даже если он верит в отсутствие Бога или в то, что сам не верующий. В религиозной сфере нейтральность невозможна, так как она затрагивает глубинную сущность человека, его самосознание, самоопределение в мире, волю к жизни, мировоззрение, отношение к духовности. Каждый человек (в том числе и ученый) занимает какую-либо конкретную осознанную или неосознанную позицию в этой сфере, имеет свою духовность и свою личную веру.

В-третьих, — даже если предположить гипотетическую возможность существования ни во что не верующего человека, то необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство. Нельзя написать содержательную книгу, скажем, по физике или эстетике, не будучи специалистом в этой науки, не изучив ее изнутри, не постигнув на практике ее принципов. То же относится и к духовности. Если светский исследователь искренне заявляет, что он нейтрален к разным типам духовности (то есть, якобы полностью бездуховен и внерелигиозен), то грош цена его книгам о причине, существе и источниках духовности, вероучений, религий. Ибо тогда он в этой сфере беспомощен, также как слепой в картинной галерее.

Бездуховное религиоведение аналогично «науке», пытающейся изучать людей лишь по их тени. В многогрешной истории человечества подобных примеров хватает, в частности: евгеника, диалектический материализм, воинствующий атеизм, дарвинизм, коммунизм, информациология, оккультизм, эзотерика и т. п., а также … ряд направлений нынешнего религиоведения.

Если же религиовед духовен (то есть, на самом деле, он — верующий), то закономерен вопрос — какова эта его духовность и его вера. И зачем он ее скрывает?

Хотя очевидно, что по отдельным направлениям истории, этнографии, языкознания, культуры, философии, социологии, психологии и иным аспектам религий много интересных, ценных и глубоких научных исследований (осуществленных, в частности, в рамках религиоведения).

Поэтому объективной общей светской внерелигиозной науки по религиям, вероучениям и сектам нет, и быть не может. Подобная, якобы нейтральная литература содержит преимущественно или внешне описательные и неглубокие, или заведомо спекулятивные материалы.

Ряд направлений так называемого научного светского религиоведения является на самом деле реализацией заказов тех или иных религиозных социальных объединений (включая различные формы богоборчества — атеистов, масонов, оккультистов, демонистов, сатанистов). Только делается это или открыто, или по каким-либо лукавым причинам замаскировано. Чаще всего это те религиоведы, которые увлеклись шаманством в его современных эзотерических формах.

При изучении сектантской духовности иногда возникает необходимость изучения подлинной сектантской литературы, в том числе предназначенной для внутреннего пользования в секте. Это весьма тяжелая и опасная деятельность, заниматься которой допустимо лишь при использовании средств духовной защиты, по специальному благословению и в режиме интенсивной церковной жизни (воцерковления). Иначе возможно заражение чуждой, враждебной духовностью и, даже, уклонение от православного вероучения. Известны печальные случаи, когда суемудрое ознакомление с учениями деструктивных культов постепенно (и, зачастую, неосознанно) приводило любопытствующего исследователя к многократному его посвящению в адепта наиболее одиозных из них, и, в итоге, превращало в приверженца разных форм демонизма.

О зарождении псевдохристианских религий, сект и тайных обществ рассказано в трудах многих христианских святых. Например, уже во II веке после Р.Х. святой мученик Ириней Лионский опубликовал свои знаменитые «Пять книг против ересей». При этом он писал: «Так как весьма сложное дело открыть и обличить всех еретиков, то я счел необходимым прежде изложить… о происхождении их для того, чтобы ты понимал ПРИРОДУ ДЕРЕВА, произведшего такие плоды». Действительно, ранние гностические секты, имевшие своим родоначальником упомянутого в Деяниях Симона-волхва, дают яркий пример того, что история сект может быть изложена в терминах генеалогии. Симон «родил» (был учителем) Кердона, Кердон «родил» Маркиона и т. д., а по имени каждого из них назывались соответственные секты (симониане, маркиониты и пр.). Но «родоначальником» был не один Симон-волхв, а как пишет святой Иоанн Дамаскин в своем трактате «О ересях вкратце»: «ВСЕХ ЕРЕСЕЙ МАТЕРЕЙ И ПЕРВОООБРАЗОВ ЧЕТЫРЕ» и далее говорит: «Ясно об этих четырех ересях выразился Апостол, сказав: «О Христе Иисусе несть варвар и скиф, эллин и иудей» (Кол. 3, 11), но нова тварь (2 Кор. 5, 17)». По состоянию на VIII в. после Р.Х. он дает описание более 100 ересей, среди которых мы встречаем, как большую часть уже обличенных святым Иринеем, так и новые «побеги».
К сожалению, в современной религиоведческой литературе ереси и секты зачастую рассматривают поодиночке (или по группам, соединенным по второстепенным признакам), как самостоятельные, не связанные друг с другом явления. Авторы, как правило, основное внимание уделяют истории их возникновения и не всегда указывают на их идейное духовное родство и реальную преемственность.
Между тем, к настоящему времени насчитывается более 2000 антихристианских сект, и «древо», о котором говорил св. Ириней Лионский, неимоверно разрослось.

Перечисленные святым Иоанном Дамаскиным прообразы поименованы в соответствии с тем смыслом, который имеют ныне устаревшие термины (эллинизм, скифизм, варваризм). «Четыре матери» сект, по сути, есть: Иудаизм (крайний монизм); Гностицизм (политеизм); Парсизм (крайний дуализм) и народное Язычество. Хотелось бы отметить весьма важное обстоятельство — у всех древних народов с незапамятных времен существовали жрецы, хранители тайного знания («каббала» по-еврейски; «гносис» по-гречески; «манде» по-персидски; чародейство, волхвование по-русски). Таким образом, параллельно с «народной религией» всегда и везде существовала и существует «религия элиты» со сложной системой посвящения и закрытыми для «профанов» мистериями (от греч. «мистериос» — тайна), где совершалось сознательное поклонение сатане (богу зла, которого дуалисты считали творцом «земли и мира видимого», в том числе и плоти человеческой). В эпоху торжества христианства жречество вынуждено было уйти в подполье, однако оно не исчезло, а существует и поныне в виде некоего тайного ордена для посвященных. Самоназвание этого ордена скрывается, а многочисленные наименования, даваемые ему, привели к тому, что почти утратилось понятие о его «генетической преемственности».

Изучая «народные религии» — этот «демократический» вариант сектантских «доктрин», важно не забывать о постоянном присутствии в них «мистериальной» составляющей. Элитарный оккультизм, само название которого, по причине тайности известно лишь узкому кругу посвященных, в среде разных народов в разные времена получал все же какие-то прозвища. В христианских странах Европы, которые с XI в. покрылись густой сетью манихейских дуалистических общин, к XIV в. сильно юдаизированных, он известен под названием «франкмасонства». Но названию этому не имеет смысл придавать значение, так как оно не отражает сути явления и служит лишь для дезинформации «профанов».

Древние «мировые культы» (иудаизм, гностицизм, язычество, парсизм, буддизм) сразу восприняли проповедь христианства крайне враждебно и поэтому в течение первых веков боролись с ним насильственными методами, то есть физически уничтожали первых христиан. Христианами часто становились бывшие иудеи, гностики, зороастрийцы и идолопоклонники. Они заражали Церковь своими верованиями и искажали учение, в той части, которая их не устраивала. Таким образом, неприятие христианства не ограничивалось прямыми гонениями, но выливалось и в более изощренные формы: создавалось множество вероучений, как явно вне Церкви, так и как бы внутри ее, в которых древние культы под прикрытием Имени Иисуса Христа сохраняли свою сущность.

В результате взаимного влияния и смешения «четырех прообразов» явилось целое сонмище антихристианских и псевдохристианских сект. Совпадение «доктрин» и ритуальных техник на протяжении столетий у сектантов разных стран нельзя объяснить только «совпадением вкусов» или культурными заимствованиями через литературу. Оно указывает на существование духовной и организационной преемственности, на механизм передачи духа, идеологии и ритуала через непосредственное общение.

Итак, сектантство — широко распространенный феномен, часто принимающий деструктивные формы и негативно влияющий на культуру. Поэтому необходимы меры по духовной безопасности и защите духовного здоровья. Наличие таких мер вовсе не является покушением на свободу совести, а предполагает, прежде всего, широкую просветительскую деятельность. Каждый человек для свободного выбора своего духовного пути должен знать, что его ждет. Однако явно деструктивные, противоправные и аморальные сектантские движения подлежат ограничениям и запретам.

Анализ международных и российских правовых норм показывает, что в России имеется достаточно действенный юридический инструмент для противодействия деструктивным культам. Поэтому, если наблюдается расцвет деструктивных культов, то это объясняется некомпетентностью, или недальновидностью, или иными особенностями тех чиновников, которые отвечают за судьбу народов нашей страны.

Все международные и российские правовые нормы, имеющие отношение к проблеме «свободы совести», предусматривают, с одной стороны, неотъемлемые права личности на свободу совести, но, с другой стороны, жесткие ограничения прав и свобод деструктивных культов.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 29, часть 2: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Статья 1, пункт 3: «Свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц».

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. Статья 9, пункт 2: «Свобода исповедовать свои религию или убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

Резолюция Европейского парламента («Berliner Dialog», 1996, № 3) однозначно определила, что нелегальная деятельность сект в европейском союзе должна быть ограничена и пресечена и что свобода религий не оправдывает нарушений прав человека. Далее приводятся выдержки:

«………………………………………….

— основываясь на рекомендации 1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях, …

………………………………………….

A) подтверждая свою приверженность основным принципам демократического правового государства, таким, как терпимость, свобода совести и религии, свобода мнений, свобода союзов и собраний;

B) принимая во внимание, что последние события во Франции, в особенности гибель 16 человек, среди которых были 3 ребенка, 23 декабря 1995 года в Веркоре, выявили опасную деятельность определенных, называемых сектами, объединений;

C) принимая во внимание, что деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы, превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру;

D) принимая во внимание, что многие существующие в Европейском союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека;

E) принимая во внимание, что, напротив, определенные секты, организационные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всем Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность; …

……………………………………………..

1) подтверждает право на свободу мнений, совести и религии, а также на свободу союзов в границах, которые определяются необходимостью принимать во внимание свободу и частную жизнь личности, а также необходимостью защиты от таких деяний, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т. п.;

2) призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты;

3) призывает государства-члены проверить, являются ли действующие у них налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий;

4) призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту;

5) призывает в этой связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства;

6) предлагает Совету разработать, предложить и возглавить проведение всех мероприятий, которые следуют из действенного применения предусмотренного разделом 6 договора о Европейском Сообществе инструментария, а также существующих правовых норм для того, чтобы ограничить и пресечь незаконную деятельность сект в Союзе: призывает Совет стимулировать сотрудничество между государствами — членами Союза и третьими странами с целью организации поисков пропавших людей и облегчения их возвращения в общество;

7) призывает Европейскую Комиссию и государства-члены быть бдительными, для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи;

8) уполномочивает собственный комитет по Основным свободам и внутренним делам предложить соответствующим комитетам национальных парламентов посвятить следующее совместное заседание проблеме сект; таким образом мог бы состояться обмен информацией об организациях, методах работы, отношении к сектам в отдельных государствах-членах, а также выявлены лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности этих сект, а также стратегии информирования населения о них; результаты этого заседания должны быть представлены Пленуму в форме доклада; …
……………………………..» .

Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов (Агентство DPA. Страсбург, 22 июня 1999 г.): Совет Европы 22 июня 1999 г. заявил о необходимости создания в каждой стране-члене государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей. Совет Европы подчеркнул, что особенно следует поддерживать создание таких организаций в странах Восточной Европы. Это решение было принято на Ассамблее Совета Европы единогласно. Помимо этого, депутаты Совета Европы заявили о необходимости лучшей информированности народа о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритистских групп. Эта информация должна защищать людей от непрошеного вторжения в их жизнь недобросовестного манипулирования ими, плохого обращения с ними, индоктринации и промывания мозгов.

До начала дебатов американский Конгресс направил письма сорока одному депутату с просьбой проголосовать против этого решения.

Официальный пресс-релиз Совета Европы от 22 июня 1999 г.

Парламентская ассамблея Совета Европы сегодня единогласно приняла рекомендацию, заявляющую о чрезвычайной важности работы по предотвращению распространения опасных сект. “Серьезная законодательная инициатива относительно сект нежелательна”, — заявила Ассамблея во время дебатов, развернувшихся в ходе ее летней сессии.

Рекомендация, которая была принята после дискуссии, указывает на то, что серьезная законодательная инициатива в этой области может вступить в противоречие со свободой совести и религии, гарантированной в 9-й статье Европейской конвенции о правах человека.

Тем не менее, серьезные инциденты, произошедшие в последние годы, заставили настоятельно потребовать, чтобы деятельность групп, обычно называемых сектами должна проходить в согласии с принципами демократических обществ.

Поэтому жизненно необходимо иметь доступ к надежной и объективной информации об этих группах, направленной в первую очередь к подросткам и преподаваемой в рамках школьной учебной программы, а также к детям последователей различных групп религиозного, эзотерического или спиритистского типа.

Исходя из этого, Ассамблея призывает правительства государств-членов:

– поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах;

– включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в общую школьную программу;

– использовать нормальные процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности, осуществляемой этими группами;

– поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв сектантства,

но также:

– предпринять твердые шаги против любой дискриминации и маргинализации малочисленных групп и поощрять дух терпимости и понимания в отношении религиозных групп.

Ассамблея также заявила в Комитет министров Совета Европы о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритистского толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств-членов. Совет Европы также должен предпринять действия для поощрения создания информационных центров в странах Центральной и Восточной Европы.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А N 260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции…».

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Дворкин А. Сектоведение. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя князя Александра Невского, 2000.
2. Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М.: Информационно- миссионерский центр «Сектор», 1997.
3. Ириней Лионский, святитель. Творения. – М.: «Паломник», «Благовест», 1996.
4. Карасев Николай, священник. Путь оккультизма: Историко-богословские исследования. – М.: Пренса, 2003.
5. Кондратьев Ф.В. с соавт. Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект. Аналитический обзор. – М.: ГНЦ СиСП им. Сербского, 1998. – 60 с.
6. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. – М.: Издание Миссионерского отдела Московского Патриархата, 1999. – 55 с.
7. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство СТ», 2002.
8. Кривельская Н. В. Секта – угроза и поиск защиты. – М.: Фонд «Благовест», 1999.
9. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
10. Макарова Н. И. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, массоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики. – Минск: Литература, 1997.
11. Мартин У. Царство культов. – СПб.: Логос, 1992.
12. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.
13. Привалов К. Б. Секты: досье страха. – М.: Политическая литература, 1987.
14. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.
15. Скрипников В. Христианские секты как слуги антихриста. – Армавир:, 1996. – 48 с.
16. Скрипников В. Христос не был Архангелом Михаилом. – Армавир: Издание православного братства во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1997. – 76 с.
17. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т1,2,3,4. / Отв ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. – М.: Логос, 2003, 2004, 2005, 2006.
18. Стеффон Джеффри. Сатанизм и новое язычество. – М.: Издательство Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных, 1997.
19. Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2005.
20. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
21. Хвыля-Олинтер А. И. Деструктивные религиозные секты России / Журнал МВД России «Профессионал», №2-3. – М.: Типография МВД РФ, 1999.
22. Хвыля-Олинтер А. И. Опасные формы нетрадиционных религиозных движений – сект. – М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.
23. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.
24. Хвыля-Олинтер А.И., священник, к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М., 2008.
25. Шапарь В. Б. Психология религиозных сект. – Мн.: Харвест, 2004.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top