Источники Богопознания. Священное Предание и Священное Писание. Учение Православной Церкви о Святой Троице. Промысл Божий. О почитании Пресвятой Богородицы. Символ Веры
Что такое вера?
Вера — это уверенность в духовной истине, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного. Вера необходима нам для познания истинного Бога. С верой должны быть нераздельно связаны добрые дела, так как вера без дел мертва (Иак.2,20). Существует различие между знанием и верой. Знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Объектом изучения веры является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окруженная тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. Только вера помогает нам понять, как
Бог мог сотворить этот видимый мир из ничего.
Источники Богопознания
Бог в Своем Существе непостижим. Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18). Апостол Павел учит, что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 14).
Но Бог не оставил нас в совершенном неведении. Знание о том, что Бог существует, мы получаем посредством Божественного откровения. Божественным откровением называется все то, что Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него.
Свое откровение Бог сообщает людям двумя способами: естественным и сверхъестественным. Естественным откровением называется такое откровение Божие, когда Бог открывает Себя обычным естественным способом каждому человеку через видимый нами мир (природу). Весь окружающей нас мир есть великая книга откровения Божия, свидетельствующая о всемогуществе и премудрости Бога-Творца. Бог также открывает Себя через нашу совесть, которая есть как бы голос Божий в нас, говорящий нам, что хорошо и что плохо, а также и через жизнь – историю всего человечества.
Однако одного естественного откровения недостаточно, так как грех помрачает в человеке ум, волю и совесть и, вследствие этого, человек отклоняется от истинной веры. Доказательством этого являются всевозможные языческие религии, в которых истина смешана с ложными человеческими измышлениями.
Потому Господь и восполняет естественное откровение сверхъестественным образом: когда Бог открывает нам о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Такое откровение и называется сверхъестественным Божественным откровением.
Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут это принять – это пророки и апостолы.
В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников.
Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.
Священное Предание и Священное Писание
Первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От начала мира до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием, то есть словом и примером, от одного другому и от предков потомкам.
Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни. Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию. Это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.
В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, некоторые святые люди по внушению Господа записали самое главное в книги. Сам Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим через просвещенных от Бога людей (пророков и апостолов) называются Священным Писанием или Библией.
Слово «Библия» – греческое и означает – «книги». Этим названием указывается, что Священные книги, как происшедшие от Самого Бога, превосходят все другие книги. Книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета.
Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова. Главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям пришествие Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение.
Книги Нового Завета написаны после Рождества Христова. Новый Завет повествует о Сыне Божием Господе Иисусе Христе, а также о жизни и проповеди его учеников — святых апостолов.
Среди книг Нового Завета основными является Евангелие «благовествование», т. е. благая или добрая весть о приходе в мир обещанного Богом Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, повествующая о Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо. Евангелия написаны святыми апостолами, учениками Иисуса Христа, и носят название по именам авторов: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Остальные книги Нового Завета называются Книга Деяний Святых Апостолов, Послания Святых Апостолов и Апокалипсис, или откровение апостола Иоанна Богослова.
Книги Священного Писания богодухновенны, так как написаны по внушению Духа Святого
Кроме книг Священного Писания источниками нашего знания о православной вере являются: древние символы и исповедания веры; древние правила и каноны; определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви; литургическая практика Церкви, церковное искусство. Сюда включается иконопись, музыка, песнопения, архитектура и т.д.; мученические акты и жития святых; творения древних церковных историков, творения святых отцов и учителей Церкви; древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, благочестивые обычаи и традиции.
Вся полнота истинного знания о Боге содержится в Православной Церкви. Это знание передавалось Господом Иисусом Христом через своих ближайших учеников — апостолов их преемникам и сохраняется в неизменном виде до наших дней. Таким образом, Господь Иисус Христос Сам явился Основателем Церкви: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Учение Православной Церкви о Святой Троице.
Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство, между ними нет ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Различия между лицами Пресвятой Троицы состоят в том, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца. Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе — тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять. Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
Промысл Божий о мире
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).
В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире.
Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие воли Божией. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, Ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией.
Человек наиболее составляет предмет Божьего промышления на земле. Бог знает помышления каждого, чувствования и даже вздохи, подает потребное всем, даже прежде чем у Него попросят о том, и приклоняет ухо Свое к молитве просящего, исполняя просимое, если только оно согласно с волей Божией и будет человеку во благо. Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Бога в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».
Что же касается кажущейся несправедливости, когда видим часто страдания лю¬дей добродетельных и благополучие нече¬стивых, то здесь нужно всегда помнить, что цель нашей жизни является не беспечальное и благоденственное существование здесь на земле, а достижение Царства Небесного, где нас ожидает вечное блаженство и радость духовная. В Новом Завете говорится о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22), так как благодаря этим страданиям мы очищаемся и приближаемся к Богу. О нечестивых же говорится: «а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Пс.36,38).
При этом следует отметить, что обладая властью над всем миром Господь оставляет человеку свободу. Он свободен в своих мыслях и действиях, волен выбрать свет или же жить во тьме.
В некоторой степени неприятные, тене¬вые стороны нашей человеческой жизни делают для нас более ощутимыми и бо¬лее ценными радостные стороны жизни. Но само слово Божие говорит нам, что тяжелые страдания и болезни не могут быть признаны явлениями совершенно закономерными и представ¬ляют собой отклонение от нормы. Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в нашу жизнь греха.
Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления людей; страдания и сама смерть, по выражению святого Василия Великого, «пресекают возрастание греха».
Само по себе внимательное наблюдение показывает, что виновниками болезней и страданий в подавляющем большинстве случаев бывают сами люди, создавая искусственные, ненормальные условия для своего существования, внося жестокую взаимную борьбу в погоне за собственным эгоистическим земным благополучием, а то и прямо по причине некой демонической настроенности, гордости, мстительности и злобности.
Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому Бог не есть виновник зла нравственного, оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих, тех нравственных законов, о которых нам говорит наша совесть. Это нарушение называется грехом.
Откуда же возникло нравственное зло? Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, по дан¬ным слова Божия, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом, и отразилось на всей живой природе.
О почитании Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица по учению Православной Церкви есть Приснодева. Это означает, что Святая Мария пребывает в девстве до Рождения Богомладенца, в момент Рождения и после Рождения. Для понимания обычного человека это явление непостижимо, его нельзя объяснить рационально. Нам остается лишь умолчать перед тем, что выше законов естества.
С догматом вочеловечения Сына Божия связано теснейшим образом именование Пресвятой Девы Марии Богородицею. Этим именем Церковь подтверждает свою веру в истинное, а не кажущееся вочеловечение Бога Слова, веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с Человеком от самого мгновения Его зачатия в утробе Девы Марии и что Он, будучи совершенным Человеком, есть и совершенный Бог.
Одновременно с этим имя Богородицы есть наивысшее имя для возвеличения Девы Марии, Ее прославления. О рождении Бога от Девы говорили ветхозаветные Писания. Пророк Исайя пророчествует: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).
Богородица родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога, принявшего подобную нам плоть от Чистой Девы.
Символ Веры
Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как его еще называют, догмат нашей православной веры.
Чтобы лучше понимать Вселенский Сим¬вол веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов, или частей.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, види¬мым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотив¬шегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
О первом члене Символа веры
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержи¬теля, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
В Символе веры говорится о вере в единого Бога, так как таким образом отвергается ложное учение язычников, которые считают, что богов много. Слова о едином Боге относятся ко всей святой Троице, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
В Символе веры Бог называется Вседер¬жителем, потому что все, что есть, Он содержит в Своей силе и Своей власти (воле).
Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и небо, и земля, все видимое и невидимое (то есть духовный, ангельский мир).
О втором члене Символа веры
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Господь Иисус Христос есть единородный Сын Божий, то есть Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, то есть прежде всякого времени – вечно; не было времени, когда Сына не было.
Сын Божий назван Иисусом, то есть «Спасителем», Христом, то есть «Помазанником». В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения своих обязанностей. Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца (а не сотворен), и этим обозначается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы. Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною Премудростью Своею и вечным Словом Своим.
О третьем члене Символа веры
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода человеческого. В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело) и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева была Девою прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения.
О четвертом члене Символа веры
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
Иисус Христос был распят за нас, и Он крестной смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти.
Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово «страдавши» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное стра¬дание и смерть, и не потому, что Он не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово «погребен» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес.
О пятом члене Символа веры
5. И воскресшаго в третий день по Пи¬санием.
Пятый член Символа веры говорит о том, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых. Слова «по Писанию» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
О шестом члене Символа веры
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они означают, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.
О седьмом члене Символа веры
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут, и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так, когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).
О восьмом члене Символа веры
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную жизнь людям: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сы¬ном: Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В Символе веры сказано, что Дух Святый вещал чрез пророков — это основано на словах апостола Петра: «никог¬да пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,21).
О девятом члене Символа веры
9. Во едину Святую, Соборную и Апостоль¬скую Церковь.
Церковь Христова едина, так как она есть одно духовное тело, имеющее одну главу — Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим.
Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом.
Церковь есть Соборная или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь есть Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно со времен апо¬столов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через рукоположение священнослужителей.
О десятом члене Символа веры
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Крещение — это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа
Святого в жизнь духовную, святую.
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Крещение едино, то есть совершается один раз, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Об одиннадцатом члене Символа веры
11. Чаю воскресения мертвых
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны: «…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными.» (1 Кор.15,52).
О двенадцатом члене Символа веры
12. и жизни будущаго века. Аминь.
Жизнь будущего века — это жизнь, ко¬торая будет после воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова.
Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых…» (1 Кор. 15, 41-42).
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.
2. протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.