Бог — Спаситель мира
На протяжении всего времени существования рода человеческого на земле Господь готовил людей к пришествию Своего Сына — Спасителя мира через своих пророков. Апостол Павел в одном из своих посланий называет период Ветхого Завета детством, временем воспитания, детоводительства под законом пророка Моисея, который был дан ветхозаветным людям до момента пришествия Господа Иисуса Христа, которое ознаменовало собой конец детства. Человечество в лучшей его части стало землей жаждущей, испытав до конца горечь отчуждения от Бога. И Господь не оставил людей, не отвратился до конца, и от первого дня грехопадения вел их к будущему спасению.
Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, «Распяли Господа славы» (1 Кор. 2, 8), «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5, 10). То есть страдания Его человечества — это страдания Бога.
Будучи совершенным Богом, Христос Спаситель есть вместе и совершенный Человек. Как человек, Он родился, когда Марии, Матери Его, наступило время родить. Он постепенно возрастал и укреплялся духом. Как Сын Пресвятой Девы, он повиновался Ей и праведному Иосифу – своему мнимому отцу. Как Человек, крестился от Иоанна во Иордане, обходил грады и веси со спасительною проповедью.
Со времен Адама все люди рождаются зараженными грехом, все подвержены власти первородного греха. Первородный грех, удобопреклонность человека ко злу и греху, наследуется каждым человеком от своих родителей. Если бы Христос родился естественным образом, то Он также был бы заражен грехом, но Бог, как мы знаем, «есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1,5). Божественная жизнь и грех — вещи взаимоисключающие и Бог не может ни с чем греховным вступить в общение. Поэтому Христос не мог родиться естественным образом, а, следовательно, свободен от первородного греха.
На то, что рождение Христа, Мессии, произойдет каким-то особенным, сверхъестественным образом, имеются указания уже в Ветхом Завете. Сам дух пророчества указывает на то, что здесь речь идет о небывалом, особенном событии, т. е. о девственном рождении.
Из того факта, что Господь был свободен от первородного греха и не имел личных грехов, не следует, что Он был свободен от последствий греха первородного, потому что Господь воспринял нашу природу со всеми последствиями падения. Господь Иисус Христос испытывал голод и жажду, потребность в отдыхе и сне, переживал болезненные ощущения и физические страдания. Сами по себе эти непорочные, или неукоризненные, безгрешные страсти не являются грехом, но у каждого обычного человека эти страсти ведут к грехам, становятся причинами грехов и греховных страстей, таких как чревоугодие, зависть, ненависть и т. п.
О тройственном служении Господа Иисуса Христа.
Первосвященническое, пророческое и царское — эти три стороны именуются тройственным служением Господа.
Общая черта служений пророческого, первосвященнического и царского есть та, что в Ветхом Завете призвание на все эти три служения сопровождалось помазанием елеем, и лица, достойно проходившие эти служения, были укрепляемы силой Святого Духа.
Само имя «Христос» значит «помазанник». Имя Иисус значит «Спаситель».
Христос — Первосвященник
Господь Иисус Христос есть не только Агнец Божий, принесенный в жертву за жизнь мира. Он есть вместе и Приносящий и Совершитель жертвы — Первосвященник. Христос приносится в жертву, Сам и приносит жертву, Сам и принимает ее, и приходящим Сам раздает.
Христос — Благовеститель (Пророческое служение Господа)
Благовестническое, или учительное, или пророческое служение Господа Иисуса Христа выразилось в том, что Он возвестил людям во всей доступной для них полноте и ясности волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для цели спасения новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего рода человеческого. Служение это совершено непосредственно Самим Господом и через Его учеников, которые возвестили благовестие всем народам и передали Церкви на все времена.
Господь благовествовал 1) учение веры и 2) учение жизни и благочестия. Евангельское учение веры есть учение
а) о Боге, нашем Всеблагом Отце, к Которому мы научены обращаться с сыновним призывом: Отче наш!
б) о пришествии Слова в мир — пришествии Единородного Сына Божия — для спасения людей и их воссоединения с Богом;
в) о Святом Духе — Утешителе и Освятителе нашем;
г) о природе и назначении человека, о грехе, о покаянии, о средствах спасения, освящения и возрождения;
д) о Царствии Божием и о Церкви Новозаветной;
е) о последнем всеобщем суде и последних судьбах мира и человека.
Христос — Глава и Царь мира (Царское служение Христово)
Сын Божий, Творец и Владыка неба и земли, Царь вечный по Божеству, есть Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по Воскресении.
О Нем, как о Царе, предсказывали пророки.
Царственное служение Господа до Его Воскресения выразилось а) в чудесах Его, в Его власти над природой; б) во власти над силами ада, о чем свидетельствуют и многочисленные изгнания бесов; в) во власти над смертью, проявленной в воскрешении сына вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря.
Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе, как о Царе, еще до своего Воскресения, на суде у Пилата: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36).
В Своей славе явился Господь ученикам Своим по Воскресении, когда сказал им: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18).
По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних. Во всей силе царственность Господа Иисуса Христа явлена в сошествии Его в ад и победе над адом, разрушении его уз; далее, в Воскресении Его и победе над смертью; наконец, в Вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного.
Спасение или «Искупление» в Православном вероучении.
«Искупление» в буквальном смысле обозначает «выкуп», «предложение платы».
Христос является Искупителем и Спасителем рода человеческого. Вся предыдущая история человечества есть приготовление к пришествию на землю Сына Божия. Вся последующая история человечества по воскресении и вознесении Господа есть осуществление совершившегося спасения, восприятие его, усвоение его верующими; конец, или завершение, вели¬кого дела спасения соединяется уже с концом мира. Крест и Воскресение стоит в самом центре истории человечества.
Ни описанием, ни перечислением не охватить величие, широту, силу, значение земно-го служения Христова. Невозможно измерить все превосходящее богатство любви Христовой, явленной в милости к падшим грешникам, в чудесах и исцелениях, и наконец, в жертвенной невинной смерти, с молитвой за распинателей. Христос взял на Себя грехи всего мира, принял на Себя вину всех людей. Он есть Агнец, за мир закланный.
Истина о спасении — это основной пункт нашей веры. Следует различать правду о спасении человека в целом, что уже исполнено, и необходимостью личного восприятия и усвоение дара спасения со стороны каждого верующего, и того, что это последнее спасение зависит от лично каждого человека.
Спасение человека состоит в стяжании вечной жизни в Боге, в Царстве Небесном. Бог есть Свет, и нет тьмы в Нем, и кто входит в Царство Божие, должны быть сынами Света. Поэтому вход туда непременно требует чистоты души, одеяние святости.
Сын Божий пришел в мир, чтобы открыть путь человечеству в этой полноте для личного спасения каждого из нас и направить сердца человеческие к поискам, к жажде Царства Божия, чтобы помочь утвердиться на этом пути спасения в стяжании личной духовной чистоты и святости. Первая из этих задач была полностью осуществлена Христом. Вторая зависит от нас самих, хотя осуществляется действием благодати Христовой в Святом Духе.
Еще в пророческих книгах Ветхого Завета избранный народ еврейский, а в лице его и все человечество, изображается как Божий виноградник, который должен приносить плоды. Но что сделать с плодовым садом, когда он не приносит плодов и заражен болезнью? Беречь ли его, если он не оправдывает своего назначения?
Человеческий род был бесплодным. Один раз он уже был уничтожен потопом. До пришествия Спасителя он был обречен к потере вечной жизни, к общей потере Царства Божия потому, что потерял всю свою ценность как не исполнивший своего назначения и как потонувший во зле.
Человечество, в лице лучших своих представителей, знало свой неисполненный долг, тяжелый долг многочисленных прежних поколений и своего поколения. Оно было неоплатным должником. Долг вызывал в нем сознание вины и подавляющее чувство виновности. Это чувство в наиболее чистой форме было у иудейского народа. Человечество старалось изгладить свои грехи жертвоприношением, как дар Богу. Но эти жертвоприношения не были способны нравственно переродить людей.
Как же произошло спасение человеческого рода? Оно осуществилось вочеловечением Бога. Свет святости воссиял над землей. В лице Пренепорочной, Пречистой Девы Марии, Богоматери, все человечество освятилось. Стопами Спасителя, Его Крещением в Иордане, Его Жизни на земле. Евангельское учение и дела милосердия Иисуса Христа зажгли любовь и веру в сердцах учеников Христа до такой степени, что они оставили все и последовали за ним. И, больше того, в Его вольной смерти на Кресте проявилась превосходящая всякое понимание любовь ко всему человечеству.
Мы спасены любовью Христа, Его смертью и праведностью, Его милосердием, состраданием, человеколюбием, самопожертвованнием, жертвенною любовью.
В христианском значении искупление означает избавление из плена греха, искупление из ада и от уз диавола. Христос приобрел нас для себя, чтобы мы могли принадлежать Ему полностью, как купленные рабы принадлежат своему Господину.
С одной стороны, название «рабов» Христовых обозначает полное безусловное отдание себя в послушание Тому, Кто искупил нас всех.
Такое самосознание должно быть, по учению апостолов, у всех верующих. Святая Церковь точно с таким же образом во все времена называла и называет членов Церкви на богослужебном языке, «рабы (слуги) Божии».
Но есть и другая сторона. Спаситель обращается к своим ученикам в его последней беседе с ними: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15, 14); и в том же месте Он называет их мои «чадца» (Ин. 13, 33); «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).
Освящающий и освящаемые, все от Единого Бога; поэтому Христос называет тех, кто были освящены, Его братиями. Самое важное — Он есть Начальник спасения нашего; Он есть первосвященник Нового Завета.
У Него мы испрашиваем прощение наших грехов. Все наши молитвы — или за себя, или за наших отцов и братьев, за живых и за мертвых — мы предлагаем Сыну Божию. Мы в доме Божием, мы есть дом во Христе. Поэтому для нас легко, радостно и спасительно иметь общение со всеми небесными членами этого дома — с Пресвятой Богородицей, с апостолами и пророками, с мучениками и преподобными — единая Церковь на небе и на земле. Ради этого мы были искуплены Христом.
Таковы следствия искупления Христа, которое было совершено на Кресте и запечатлено Христовым Воскресением. Мы были искуплены для вечной жизни в Боге. Поэтому пусть не смущает нас печальное духовное состояние мира, которое мы наблюдаем. Мы знаем, что спасение чад Церкви, рабов Христовых, совершается. И спасение мира, в широком значении этого слова, уже совершилось.
Духовные силы мира могут быть скрыты, но они не иссякли. Небесно-земное тело Церкви Христовой растет и привлекает мир к таинственному дню, победоносному и славному откровению Сына Человеческого, Сына Божия, когда после Великого и Праведного Общего Суда обновление и преображение мира будут открыты, и Си¬дящий на престоле скажет: «Се, творю все новое» (Апок. 21, 5). И тогда будет новое небо и новая земля.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.
2. протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.