В православной культуре тема греха и воздаяния занимает одно из ключевых мест. Непонимание того, что такое грех, делает невозможным уразумение смысла не только православной культуры, но и огромного числа произведений светского искусства многих веков.
Свое понятие греха существует в разных религиозных системах. В целом грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, идолов, кумиров, предписаний и традиций ); реже — нарушение главных этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Однако православие делает здесь акцент на болезнь и исцеление.
В русском языке слово «грех» (ст. — слав. гр?хъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом ???????? (???????), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом ????????? (Иак. 5, 16); а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех)— «промах».
Согласно православной вере в иерархической лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени, и в отношении ко всем земным существам он занимает господствующее место, хотя так или иначе и зависит от всех иных существ. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам. После того как созданы были все земные твари: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 26 — 27).
Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его по образу Божию и по подобию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом; следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе Божественных совершенств.
Человек состоит из души и тела. Тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством которого душа живет и действует в материальном мире. Тело смертно и подлежит тлению, душа же бессмертна и бестелесна, она есть духовная сущность. «Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом — как образ Божий своим Первообразом — удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога»,— писал святой Тихон Задонский.
И образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и не причастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: об этом говорят Отцы Церкви.
Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно в ее бессмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой, бескорыстной любви. Все добрые и благородные свойства и способности души являются выражением образа Божия.
Существует различие между образом и подобием Божиим. Образ Божий заключается в самой природе души, а подобие — в духовном и нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий человек получает от Бога вместе с бытием, а подобие он должен приобрести сам с Божьей помощью.
По свидетельству Евангелия, начало греха идет от диавола: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Слово «диавол» значит клеветник. Один из небесных духов — Денница, уклонился на путь зла и увлек за собой многих ангелов. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он в истине не устоял и отпал от Бога. Причиной падения Ангела света была гордость, гордыня.
В новозаветном Откровении говорится о действии в мире сатаны и его ангелов. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей ко злу. Сатана дерзал искушать Самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, о чем свидетельствуют многие события Евангелия и учение Спасителя. Злые духи как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его ко злу. Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей.
Творец наделил человека при создании величайшими дарами: свободой, волей, разумом, любовью. Но человек воспользовался своей свободой во зло себе. Он возгордился умом, так как вместо познания премудрости и благости Божией, стал искать знание добра и зла вне Бога; возжелал сам быть «богом». Вместо любви к Богу и ближнему, он стал любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения.
Преступление прародителей состояло в том, что, соблаз¬ненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию не вкушать от привлекательных плодов одного дерева. Исполнение этой заповеди выражало и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание, — сумму простых и естественных добродетелей. Вкушение плода было только началом падения. Но оно оказалось настолько явственным и губительным, что обнаружилась невозможность вернуться к прежней святости и праведности и, наоборот, обнаружилась склонность идти дальше по пути отступления от Бога. Это сказалось в том, что первые люди сразу заметили, что они наги и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. Нагота как раз и означала то, что они утратили одеяние благодатью Божией. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого, на свою жену.
Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «закон греха». Он поразил самую природу человека и быстро стал в нем укореняться и развиваться. Греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6, 7). В нем помрачились и ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а ко злу. В человеке стали действовать такие страсти как похоть и гордость.
Физическими следствиями грехопадения явились: болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил.
С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога.
Физические бедствия, будучи следствиями греха, явились одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Господа прародителям при изгна¬нии их из рая. Эти наказания даны как средство, чтобы удержать человека от дальнейшего и окончательного падения.
Однако последним и самым главным следствием греха была потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царства Небесного.
После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним, как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами — трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие болезни на душу. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не предать его окончательной смерти духовной, то есть, чтобы греховное на¬чало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов.
Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили»: как одним человеком грех во¬шел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем согрешили (Рим. 5, 12). Первородный грех понимается православным богословием, как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной бо¬лезнью. При крещении первородный грех смывается, однако остаются его последствия.
После грехопадения для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу. Этой возрождающей силой явилось сошествие на землю Сына Божия, свободного от последствий греха прародителей и открывшего дорогу в Царствие Божие падшему человеку.
Итак, в Православии грех является противоестественным состоянием человека:
— «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин).
— «Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе» (св. Феофилакт Болгарский).
По мнению богослова А.И. Осипова, грехи являются следствием грехопадения человека. Однако, в отличие от первородной греховности, человек несёт за них прямую ответственность, поскольку должен бороться с ними и одолевать их. Это мнение связано с библейским утверждением, что нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на земле» (Иов.14:4-5). Также, основываясь на Евангелии Церковь считает, что одолеть греховные страсти без Божьей помощи, самостоятельно, человеку невозможно: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Согласно св. Иоанну Златоусту : «ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».
О необходимости постоянной борьбы человека с собственными грехами пишет и преподобный Пимен Великий: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, — невидимый враг не может поразить его».
Как указывалось выше, понятие «грех» существует, кроме православия, во многих иных религиозных воззрениях (но со своими особенностями понимания). В исламе грех, прежде всего, подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол). В Коране говорится: «Они спрашивают тебя о сражении в Запретный Месяц.
Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство.» — Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 217-й (перевод Э.Р.Кулиева). «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг» — Сура Аль-Бакара (Корова) — аят 208-й (перевод Э.Р.Кулиева).
На самом деле в Коране приводится много определений греха, но в общем грех понимается, как какое-либо действие (или же бездействие), противоречащее законам Аллаха, заветам пророка. Также, мусульмане воспринимают как грех и неверие, многобожие. Самым страшным грехом для любого мусульманина считается приписывание к Аллаху сотоварищей — помощников, которых как таковых нет и не было. В исламе неверные мысли считают, как слова, нашёптанные шайтаном. В исламе любой грех, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным и безыскупным, и каждый такой грех будет упомянут в День Страшного Суда (День Воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок. В таком случае в День Страшного Суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов и он может быть прощён.
В традиции многих дхармических религий (индуизм, джайнизм, буддизм) учение кармы отражает специфическое понятие греха для этих верований. Здесь грех — категория менее социальная и более субъективная, является более общим понятием и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ. Самым тяжелым грехом (десятая клеш) считается здесь вера в Бога.
В иудаизме на иврите грех звучит как «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613. Любое нарушение требует искупительной жертвы.
В сатанизме грех в религиозной трактовке является тем, чему следует потворствовать, так как это приводит только к положительным эффектам.
В отличие от всех религиозных воззрений только в Православии Господь Иисус Христос через покаяние исцеляет любые грехи: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин.2:1,2).
« …Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного» (Евр.7:24-28).
Однако: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк.3:28,29). Одна из форм подобной хулы — отрицание того, что Дух Святой есть Бог и Личность — одна из трех ипостасей Святой Троицы.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Анафема. История и XX век. Составитель Паламарчук П. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998.
2. Асмус В., протоиерей. Православие: Учебное пособие. – Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд — Волгоград», 1996.
3. Богоявленский Владимир, священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Об анафеме или церковном отлучении. – М.: Издательство «Отчий дом», 1998.
4. Брянчанинов Игнатий, святитель. Собрание сочинений в семи томах. – М.: Православное издательство «Правило веры», 1993.
5. Емельяненко Г. Русский апокалипсис и конец истории. – СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 2000.
6. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000.
7. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 1994.
8. Попов Е., протоиерей. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. – М.: «Правило веры», 2000.
9. Троицкий В.Ю. Нет стыда – нет совести, нет совести – нет человека // Русский вестник, 1997. – №13-14.
10. Троицкий Иларион, архиепископ, новомученик. Без Церкви нет спасения. – М., СПб.: Сретенский монастырь, издательство «Знамение», 1998.