Тема 6. Церковь как богочеловеческий организм. Свойства Церкви. Церковная иерархия. Православный храм и его устройство. Богослужение

Что такое Церковь?

Господь Иисус Христос не оставил нам определения Церкви. Давая понятие о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали и апостолы, и Отцы Церкви.

Церковь земная состоит из верующих во Христа людей и называется «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, Сам Христос стоит во главе этой борьбы со злом: «…Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор. 15, 25).

Но есть еще и «Церковь торжествующая» или небесная, состоящая из Ангелов и всех праведников, достигших духовного совершенства.

Таинственная жизнь Церкви до конца не вмещается ни в какие точные формулировки. Церковь в ее земном аспекте есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом.

Начало бытия Церкви, ее рост и назначение

Началом бытия Церкви явился день Пятидесятницы после Вознесения Гос¬подня. В этот день, после сошествия Свя¬того Духа на апостолов, в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек, и Господь каждый день умножал количество верующих. С этого момента в Иеруса¬лиме, затем в Палестине и по всей Римской империи стали появляться христианские общины – церкви.

В смысле земного роста Церковь разви¬вается со стороны богослужебной, канони-ческой, обогащается святоотеческой пись¬менностью, растет во внешних формах, необходимых в ее земных условиях бытия. Это рост не только в смыс¬ле видимого, количественного расширения Церкви на земле; еще в большей степени это духовный рост, совершенство святых, наполнение небесно-земного мира святостью.

В Евангелие сказано, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы «взыскать и спасти погибшее». Так говорит о цели Своего служения Сам Господь (Мф. 18, 11). Под погибшим здесь имеется в виду все человечество, все потомки Адама. Таким образом, цель бытия Церкви состоит в приведении всего человечества в Царство Божие. Именно с этой целью и основана Церковь для продолжения совершенного Христом дела спасения человеческого рода. Недостаточно только привести людей в Церковь, само присоединение человека к телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасения. Поэтому необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества.

Церковь есть наш духовный Дом. Как с родным домом, – и более чем с родным домом, – с ней тесно связаны у христианина его мысли и его действия. В ней надлежит ему, пока он живет на земле, совершать свое спасение, пользоваться даваемыми ею благодатными средствами освящения. Она приготовляет своих чад к Небесному Отечеству.

Кто является главой Церкви?

Спаситель, даруя апостолам перед Своим Вознесени¬ем дары Духа Святого, совершенно яс¬но сказал им, что невидимым над всеми Пастырем и Управителем Церкви является он Сам. Спаситель учил, что Ему, как Пастырю Доброму, надлежит привести и тех овец, которые не от двора сего, чтобы было «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).

Господь Иисус Христос есть Основатель Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Христос есть и Основание Церкви, ее Краеугольный камень: никто не может положить другого основания, кроме поло¬женного, которое есть Иисус Христос (1Кор. 3, 11).
Он есть и Глава Церкви: Бог Отец «по¬ставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполня¬ющего все во всем» (Еф. 1, 22-23).

О свойствах Церкви

Единство Церкви. Церковь Христова едина, так как она есть одно духовное тело, имеющее одну главу – Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим.

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее единства: «единое стадо» (Ин. 10, 16); единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвященнической молитве: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Aпостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе, «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф. 4, 4-6). Однако Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собрание индивидуумов, которые случайно оказались вместе, не внешнее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии. Таким образом, единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого.

Единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвященнической молитве говорит: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…»(Ин. 17,21). Внутреннее единство имеет и внешние проявления: единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры; единство таинств и богослужений; единство иерархического преемства епископата; единство церковного устройства, единство церковных канонов.

Наличие многих Поместных Церквей не противоречит единству Церкви, так как выражением этого единства является общение в молитвах и таинствах, особенно в Евхаристии. Именно евхаристическое общение есть то основное, что определяет единство поместных Церквей.

Святость Церкви. Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом. Она свята и при¬сутствием в ней Святого Духа и Его благо-датными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях церковных. Церковь свята своей связью с Небесной Церковью.

Свято и само тело церковное. Верующий во Христа есть «храм Божий», «храм Святого Духа» (1 Кор. 3, 16; 6, 19). В истинной Церкви всегда были и всегда есть люди, обладающие высокой духовной чистотой и особенными дарами благодати – апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные, блаженные. Церковь имеет неисчислимый сонм отшедших праведников всех времен и народов. Она имеет как видимые, так и укрытые от очей мира проявления чрезвычайных даров Святого Духа.

Церковь свята по своему призванию, или назначению. Свята и по плодам: «плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6, 22).

Свята Церковь также и чистым, непо¬грешимым учением веры. Святость Церкви не затемняется втор¬жением мира в Церковь или греховностью людей. Мнение, будто Церковь состоит из одних праведников и святых, людей безгрешных, не согласуется с прямым уче-нием Христа и Его апостолов. Спаситель сравнивает Церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевела¬ми; с неводом, извлекающим из воды Церкви и добрую рыбу и негодную. Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить их прощение. Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. К таковым относятся безбожники, отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры.

Соборность Церкви. Церковь именуется в славянском пере¬воде никео-цареградского Символа веры «соборной», или, что то же самое на греческом языке – «кафолической», вселенской. По прямому переводу слово это обозначает высшую степень всеобъемлемости, целостности, полноты. Церковь не ограничивается местом: она обнимает собою всех православно верующих людей, где бы они ни жили на земле. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере «до скончания века» (Мф. 28, 20). Церковь не связана ни с какими условиями гражданского устройства, ни с каким определенным языком или народом. Соборность означает целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и полноту благодатных даров, которой она обладает. Соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Апостольство Церкви. Церковь называется апостольской, так как именно апостолы положили историческое начало Церкви, распространили христианство до края земли, и почти все они запечатлели свою проповедь мученическою смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Неугасимое пламя веры в мире они разо¬жгли силой своей личной веры.

Апостолы сохранили и передали Церкви учение веры и жизни христианской в том виде, в каком они восприняли его от своего Учителя и Господа. Дав в себе самих пример исполнения заповедей евангельских, они передали верующим Учение Христово в устном слове и в Священном Писании для хранения его, исповедания его и жизни по нему. Апостолы установили в Церкви благодатное преемство епископства, а через него преемство всего благодатного служения церковной иерархии.

Апостолы установили по заповеди Господа священнодействия церковные, положили начало совершению святых таинств. Апостолы установили начала канонической структуры жизни Церкви, заботясь о том, чтобы все было «благообразно и по чину». Все сказанное представляет собой сторону историческую. Но, кроме нее, есть сторона другая, внутренняя, сообщающая Церкви свойство апостольской. Апостолы не только были, но они и остаются в Церкви Христовой, пребывают в ней. Были в земной, пребывают в Небесной, продолжая быть в общении с верующими на земле.

Таким образом, Церковь есть Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно со времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через рукоположение священнослужителей.

Церковная иерархия

Все члены Церкви Христовой составля¬ют одно Божие стадо; все призваны совер¬шать свое спасение во Христе. Все равны перед судом Божиим. Однако подобно то¬му, как части тела имеют разное значение для жизни организма и как в доме каждая часть имеет свое назначение, так и в Церкви существуют различные служе¬ния. Высшее служение в Церкви осуществляют представители церковной иерархии.

Иерархия установлена Господом Иису¬сом Христом. «И Он поставил одних Апостолами, …иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…» (Еф. 4, 11-12). Священство предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин. 15, 16), и «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом…». (Евр. 5, 4). Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше.

Апостолы

Священное Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, наделив их осо¬быми духовными дарами и особой влас¬тью. Явившись им после Своего Воскресе¬ния, Он сказал: «как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Эти слова говорят о том, что служение связано с особыми дарованиями Святого Духа. Объем этих дарований выра¬жен в последних словах Господа ученикам перед Его Вознесением: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

В этих словах Спаситель указал на трой¬ственное служение апостолов в их посланничестве: а) учить (научите все народы), б) свя¬щеннодействовать (крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа), в) управлять (уча их соблюдать все).

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) с древнейших времен называлось общим словом «пастырство». Повеление Спасителя, данное ученикам, заканчивается словами: «Я с вами во все дни до скончания века». Следовательно, повеление дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена, и само это служение сохранится в Церкви «до скончания века». Это значит, что апостолы также обладали властью и силой передавать это служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам.

Епископы. Апостолы всегда проводили мысль о богоучрежденности иерархии. По особому чину произошло причисление к лику двенадцати апостола Матфея вместо отпавшего Иуды (Деян. 1). Этот чин заключается в избрании достойных лиц посредством молитвы и жребия. Сами апостолы постав¬ляли се¬бе заместителей – епископов чрез рукоположение.

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для совершения пастырского служения полномочия. Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было тех, кто сами себя поставили во епископы, чтобы не было самосвятства. Уже во II веке одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, заключался в том, что еретики не могли документально подтвердить преемство своих епископов от апостолов, в то время как православные это успешно делали. Поскольку благодатью священства во всей полноте обладают только епископы, то, по словам богослова Тертуллиана, «без епископов нет Церкви».

Пресвитеры

Пресвитеры (буквально: «старейшие») были как в апостольское время, так и во все последующее, и являются ныне второй степенью иерархии. Апостолы Павел и Варнава, как повествует книга Деяний, проходя по различным городам, рукополагали пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14, 23). Вместе с апо¬столами пресвитеры участвуют в Апостольском соборе (Деян. 15, 6). Апостол Иаков наставляет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14). Из наставления апостола Иакова ви¬дим, что:

а) пресвитеры совершают церковные священнодействия и б) пресвитеров в первенствующей церкви в отдельной общине могло быть несколько человек, тогда как епископ поставлялся один для града и области при нем.

Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епископов. Они не могли сами посвящать в священный сан, это право давалось только представителям первой иерархической степени – епископам. В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее, пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством.

Диаконы. Третью иерархическую степень в Церкви составляют диаконы. Диаконы в чис¬ле семи были избраны иерусалимской общиной и рукоположены апостолами, как об этом читаем в шестой главе книги Деяний. Первым назначением их была помощь апо¬столам в практической, прикладной дея¬тельности: им поручено было «пещись о столах» — раздавать пищу и заботиться о вдовах. За этими семью мужами утвердилось название диаконов. По книге Деяний, для диаконского служения были избраны люди, исполненные «Святаго Духа и мудрости» (Деян.6,3). Они принимали участие в проповеди, подобно святому Стефану, запечатлевшему свою проповедь о Христе мученической смертью. В послании к филиппийцам апостол Павел передает приветствие «епископам и диаконам» (Фил.1,

1), как носителям благодатного иерархического служения, помощникам епископов. Первоначально диаконы рукополагались апостолами, затем епископами. Служение диаконов не есть пастырство, они участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают.

Трехстепенность иерархии. Таким образом, в настоящее время церковная иерархия состоит из трех степеней: епископов, священников (пресвитеров) и диаконов. Все три степени не могут быть получены по личному желанию, а даются Церковью через епископское рукоположение.

Все три степени священства необходимы в Церкви. Святой Игнатий в посланиях своих выражает свидетельство древней Церкви об этом. Он пишет: «Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией»… (Игнатий Богоносец, «Послание к Траллийцам», п. 2).

Устройство православного храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма, где находятся верующие христиане во время богослужения.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Самая главная часть храма – это алтарь. В алтаре находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся в центре алтаря. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.
В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею.

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви, т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канон, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед каноном служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.
О богослужении Православной Церкви.

Понятие богослужения

Богослужением называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией.

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей в раю. Оно состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества.

После же своего грехопадения люди стали молиться Богу еще и о своем спасении. В этом богослужении Господь, кроме молитв, установил еще и жертвоприношения. Приношение жертвы выражает мысль, что все, что мы имеем, принадлежит не нам, а Богу. Соединение молитв с жертвоприношениями напоминало людям о том, что Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.

Сначала Богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни храмов, ни священнослужителей. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию, во времена пророка Моисея, была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), были избраны священнослужители, были определены жертвы на разные случаи жизни и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, день очищения и др.).

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, в то же время часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были созданы особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.

Окончательно христианское Богослужение сформировалось при апостольских последователях, под руководством Духа Святого и по данным им от апостолов установлениям. Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей Православной Церкви.

Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святой Православной Церковью.

Посредством Богослужения православные христиане входят в таинственное общение с Богом через Таинства, а особенно таинства Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для дальнейшей жизни.

О порядке церковного Богослужения

Православное богослужение распределяется по часам, дням, неделям и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга.
Первый – суточный круг богослужения. Второй круг – недельный, третий круг – годовой.

Суточным кругом называется порядок Богослужения, который совершается Православной Церковью на протяжении суток в следующем порядке: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

Божественная Литургия является основным Богослужением. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленного Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит бодрствование.

Недельным или седмичным кругом Богослужения называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду мы вспоминаем предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный);

В четверг прославляются святые Апостолы и святой Николай Чудотворец;

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный);

В субботу прославляются Божия Матерь, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовым кругом Богослужения называется порядок служб на протяжении всего года.

Из всех праздников в году самым торжественным и важным для христианина является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Великие двунадесятые праздники установле¬ны во славу Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7)
Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День Святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы.

К великим праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна
Предтечи.

Остальные праздники посвящены памяти святых, Божией Матери, Ангелов — небесных Сил бесплотных и событиям церковной истории.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

Кроме того, в продолжение года установлены однодневные и многодневные посты. Однодневные посты: среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок; Крещенский сочельник (18 января — день накануне праздника Крещения Господня), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Многодневные посты: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.

Дни особого поминовения усопших следующие: суббота мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед Праздником Святой Троицы и вторник после Пасхи, на Фоминой неделе (Радоница).

В Русской Православной Церкви установлено поминовение православных воинов на поле брани убиенных: Дмитриевская родительская суббота и 9 мая – в День Победы.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Молебнами называются краткие службы, в которых верующие обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым по своим частным нуждам и обстоятельствам.

Кроме общего просительного молебна бывают особые молебны: например, молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, пред учением, в неделю Православия.

Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве Небесном умершего. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что и они верят в жизнь после смерти.

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по его делам, Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, особенно в первые дни после их смерти и в дни общего поминовения усопших. Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. С первого по третий день душа человека прибывает в местах его земной жизни, с третьего по девятый день она покидает землю, и ей показываются райские обители, с девятого по сороковой день она видит мучения грешников в аду.

На сороковой день совершается частный суд Божий о том, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Часто поминовение умершего по усердию и вере его родных совершается ежедневно в течение всех сорока дней со служением заупокойной Литургии и панихиды; это поминовение называется сорокоустом.

Наконец, в годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

Праздничное облачение духовенства и символика цветов облачения

Каждому богослужебному дню соответствуют свои цвета облачений церковнослужителей.

Белый цвет Богослужебных облачений при¬нят в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения, Вознесения Господня, а также на праздник Благовещения. Этот цвет знаменует собой нетварный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преоб¬ражающий его.

Праздник праздников — Пасха Христова — начинается в белых облачениях в знак Божественного Света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная литургия и вся седмица служится в красных ризах, знаменую¬щих торжество любви Божией к роду человечес¬кому. В некоторых храмах принято на пасхальном богослужении менять облачения так, что священник предстает каждый раз в ризах другого цвета.

В воскресные дни, в дни памяти пророков, апостолов и святителей, цвет облачения — золотой (желтый). Золотой цвет риз связывается с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые собой знаменовали в Церкви Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Цвета праздников Пресвятой Богородицы, бесплотных сил — голубой и белый. Голубой цвет символизирует небесную чистоту и непорочность Богородицы.

В праздники и дни памяти о Кресте Господнем — облачение фиолетовое или темно-красное. В праздники мучеников — красное облачение, в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу. Праздники и дни памяти преподобных проходят в зеленом облачении. Зеленое облачение бывает на духовенстве также в день Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим и в день Святого Духа.

В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, черный. Черный цвет, как правило, употребляется в дни Великого поста.

Погребение совершается в белых облачениях, потому что белый цвет выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ков¬чег», 1998.
2. протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top