Таинство – это особое действие благодати Божией, которое через видимые предметы окружающего нас мира преображает человека. С помощью Таинств мы становимся членами Тела Церкви, получаем путь к обожению. Таинства лежат в основе нашей христианской жизни. Существует семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.
Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели — одно возрождающее, другое утверждающее — Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Божественное Таинство Причащения духовно питает и напояет человека, ибо оно есть залог вечной жизни для христианина. Призывая человека на путь добродетели, Церковь предлагает ему Таинство Покаяния. Оно подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им после Крещения.
Как благословение Бог дал человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутнив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины Таинством Брака, призывая их возлюбить друг друга по образу Христа и Церкви.
Заботясь о нас, Церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу Таинством Елеосвящения.
А для того чтобы в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойнейших из сынов своих и рукоположением, не прерывающимся с апостольских времен, сообщает им Таинство Священства. Через него они получают силу приобщать христиан благодати Святого Духа.
Нужно различать объективную и субъективную сторону Таинства. Объективно Таинство всегда действительно, если оно было совершено с соблюдением церковных канонов. Субъективная сторона зависит уже от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы. Обновляющая спасительная сила зависит от того, достойно ли человек приступает к таинству; недостойное принятие его может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Благодать не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо. Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что они могут дать: ибо не открыты для благодати сердца их, или же не сберегли, растратили они благодатные дары Божии. Вот почему бывает, что люди крещеные не только не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при крещении, и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко — к погибели своей духовной — становятся врагами Божиими, отрицателями, неверующими, «отступниками». Этими жизненны¬ми фактами нисколько не умаляется достоинство Таинств. Великие достижения святости, праведности, сонмы мучеников за веру, исповедников, подвижников и чудотворцев, ставших еще на земле «земными ангелами, небесными человеками», достижения, невозможные для людей, находящихся вне истинного христианства, — это действия невидимой благодати Божией.
Таинство Крещения
В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное Царство Божие, и дает доступ к участию в других таинствах. В Крещении прощается первородный грех, а также личные грехи человека, совершенные им до Крещения. Это Таинство возвращает человеку ту праведность, которую он имел в раю в состоянии невинности и безгрешности. Через крещение происходит присоединение к Церкви.
Установление этого благодатного таинства произошло после Воскресения Христова. Явившись своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжил: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20).
В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи апостола Петра слушатели спрашивали, что же им делать, апостол Петр сказал им: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38).
Так как в крещении человек получает вместо прежнего ветхого бытия новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или Церкви и наследником веч¬ной жизни, то отсюда ясно, что крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев, чтобы, возрастая телом и духом, возрастали они во Христе.
Десятый член Символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо; поэтому Церковь принимает и еретиков, вступающих в ее лоно, без повторения крещения, только через миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.
Как видим из приведенных выше указаний святых апостолов, а равно из всего учения Церкви, крещение не есть только символ очищения и омовения от скверны души, но есть само по себе начало и источник божественных даров, очищающий и уничтожающий собою все скверны греховные и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения даров Божиих. Дальнейший рост духовный опирается на произволение человека. Но так как искушающее начало способно находить себе сочувствие в природе человека, имеющей со дня первого грехопадения склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы; помощь в этой внутренней борьбе человек получает во всей благодатной жизни Церкви. Святая Церковь дальнейшую благодатную помощь крещеному открывает в Таинстве Миропомазания.
Таинство Миропомазания
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.
Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры. Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли. Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы они были направлены к Богу. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека; одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа. Совершается это таинство также над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения. Совершительные слова таинства: «печать дара Духа Святого» указывают на его значение и действие. Оно является: а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения. б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.
Миро, его освящение. Подобно тому, как посланы были апостолы к крещеным самарянам для низведения на них Духа Святого, так и для Таинства Миропомазания употребляемое миро, по установлению Церкви, должно быть освящено епископом, как высшим преемником апостолов. Освящение мира происходит в особом торжественном священнодействии, с участием по возможности, других епископов Церкви.
Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях. Так, при освящении храма совершается помазание святым миром святого престола, на котором будет совершаться таинство святого Тела и Крови Христовых, а также стен храма. Как особый чин, Миропомазание совершалось также при восшествии на царский престол православных царей.
Таинство Евхаристии
Евхаристия («благодарение») есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Гос¬пода Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит из преложения, или пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господни и причащения этих Святых Даров.
Таинство Евхаристии уставил сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечере: «…Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Евхаристия – жертва хваления и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву пе¬ред освящением даров вспоминает в своей тайной молитве великие дела Божии, про¬славляет и благодарит Святую Тро¬ицу за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи…
Евхаристия есть также жертва умило¬стивительная за всех членов Церкви. Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому священнослужи¬тель поминает Пресвятую Владычицу Бо¬городицу и всех святых, присовокупляя: их же молитвами посети нас, Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (всю Церковь Христову).
Евхаристия есть и жертва просительная: о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и о всех и за вся.
Несмотря на то, что Евхаристия совершается каждый раз конкретным священником в конкретном храме, но сама Евхаристия как таинство всегда одна и единственна. Верующие присоединяются к той же самой Тайной Вечере Господа, которая происходила более двух тысяч лет назад.
В Таинстве Евхаристии в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, бла¬гословляет их с молитвой к Богу Отцу, хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на святой трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это – истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под видом хлеба и вина.
Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисуса Христа, соединяемся с Ним. Спасительные плоды или действия Таинства Евхаристии следующие. Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом. Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной. Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «…ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 58).
Таинство Покаяния
Таинство Покаяния есть благодатное священнодействие, в котором, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя.
В Таинстве Покаяния врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин, получив разреше¬ние грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей». Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.
Таинство Покаяния состоит из исповедания перед пастырем Церкви своих грехов лицом, при¬ходящим к таинству и молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем.
Таинство это называют также Таинством Исповеди, что указывает на важность искреннего раскрытия своей души и выявления своих грехов.
Исповедание – то есть произнесение вслух – есть выражение внутреннего покаяния, его результат, его показатель. Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние), но оно есть еще и акт воли к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями; это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными склонностями. Приступающий к Таинству Покаяния готовит себя к нему так называемым говением, то есть молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою греховность.
Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем.
Таинство По¬каяния Господь установил по Воскресении Своем, когда Он явился Своим ученикам. Но еще раньше, с момента своего выхода на общественное служение, Господь Иисус Христос «начал проповедыватъ и говорить: покайтесь, ибо приблизи¬лось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).
Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает чрез них Сам Бог.
Невидимые действия благодати в Таинстве Покаяния, по своей обширности и могуществу, простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и исповедуют его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость.
Таинство Священства
Таинство Священства есть такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук епископа на главу избранного человека низводится Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его служения.
Святые отцы Церкви говорят о священническом служении как о высочайшем из всех доступных для христианина. Священник получает возможность стоять у Престола Божия и совершать Таинства духом Святым, являясь посредником между верующими и горним миром. При этом Священник является не просто передаточным звеном в воздействии на людей Божественной благодати. Он — сослужитель Христов, являющий собой Его икону, Его образ, возводящий нас к тому Первообразу, который и действует в Таинстве.
Задача священника состоит в том, чтобы помочь каждому человеку вступить в немеркнущий свет истины Божией, повести его прямой дорогой в Небесное Отечество. Священническое служение – это постоянное приобщение благодати, постоянное соприсутствие со Христом в алтаре, предстояние у престола Божия.
Каждый христианин должен уважительно относиться к священнослужителю. Любите пастырей «как дети родителей, потому что через них вы родились для вечности, через них — получили Царство, их руками совершается все, через них от¬верзаются вам врата небесные» (святитель Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам). Часто у христиан возникает вопрос, действительно ли Таинство, если его совершает недостойный священник. В таких случаях Господь сам по Своей любви, по своему милосердию совершает Таинства вопреки личным качествам священника. И действует Господь здесь по вере тех людей, которые с чистым сердцем и с любовью ко Христу надеются получить от Бога помощь и освящение.
Таинство Брака
Семья, как известно, составляет основную клеточку общественного организма, являясь ядром и фундаментом общества. Так и в Церкви Христовой воинствующей она имеет значение основной единицы церковного тела. Поэтому сама по себе христианская семья называется в писаниях апостолов церковью.
Есть еще другой образ личной жизни, благословенный в христианстве: девство, или безбрачие. Безбрачие ради Христа создало другой вид церковно-общественной христианской единицы — монашество, или иночество. Церковь ставит его выше брачной жизни, — и оно действительно составляет в истории Церкви слой ведущий, руководящий, опору Церкви, осуществляя в наибольшей степени нравственный закон Евангелия и охраняя догматические, богослужебные и другие устои Церкви. Но не все могут взять на себя обет девства во имя Христа и Церкви. Поэтому, благословляя девство, как избранный и совершенный образ жизни, Церковь благословляет и брачную жизнь — ради тех высоких, а одновре¬менно и трудных задач, какие ставятся христианской семье, и это свое благословение признает Таинством.
В Таинстве Брака Церковь призывает благодать Божию на брачующихся, которая помогает установить внутри семьи истинно христианские отношения; воспитать детей в вере и жизни по Евангелию; быть приме¬ром благочестия для окружающих; пере¬носить в терпении и смирении неизбежные скорби, нередко и страдания, посещающие семейную жизнь.
В христианском браке реализуется не только земная любовь, но и любовь небесная; открываются новые пути не только для соединения мужа и жены «в плоть едину», но и соединение двух людей с самим Господом.
Семья является малой Церковью: «…муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес.5,23). Именно христианское брачное единство является областью особого благодатного присутствия Спасителя, союза Бога и человека, местом подлинной встречи Творца и Его творения. Священное Писание немало говорит о том, что брак имеет над собой Божие благословение. Творец создал Еву помощником Адаму и привел ее к нему, что и явилось первым древнейшее Таинством Брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Га¬лилейской и здесь сотворил свое первое чудо.
Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова книги Бытия и наставляет: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже осквернен прелюбодеянием или же когда разрушен обстоятельствами жизни (долголетнее безвестное отсутствие одного из супругов). В первом послании к коринфянам в седьмой главе апостол Павел советует не разводиться даже с иноверной в случае, если супруг пришел к православию уже после заключения брака, в надежде обращения ее к вере. Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными, а также с инославными. Вступление во второй брак, после смерти мужа или жены или вообще потери одним супругом другого, допускается Церковью, хотя в молитвах о второбрачных уже испрашивается прощение греха второбрачия. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла — распутства.
Таинство Елеосвящения
В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором пресвитеров, то есть несколькими священниками, обычно семью; но может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем.
Еще с ветхозаветных времен елей, то есть масло, знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом употреблялось апостолами для исцеления больных.
Наиболее ясное свидетельство о Таинстве Елеосвящения можно найти в Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Апостол говорит здесь не об особом даре исцелений; он предписывает священнодействие в определенной форме, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание апостола Иакова на помазание елеем, как на обычное врачебное средство, так как елей, при всем его благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней.
Таинство Елеосвящения совершается над болящими, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе (впрочем, может совершаться и над детьми). Таинство Елеосвящения предваряется обычно исповедью и завершается Таинством Причащения.
Видимая сторона Таинства состоит в семикратном помазании священнослужителями болящего елеем в виде креста на лбу, ноздрях, щеках, устах, груди и обеих сторонах рук, сопровождаемом молитвами и чтением Евангелия. Болящий не всегда способен сам принести должное исповедание своих грехов; поэтому за изнемогающего больного предстает пред Господом целый собор Его служителей и умоляет Его от лица всей Церкви даровать немощному отпущение прегрешений, что будет способствовать и физическому его исцелению.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ков¬чег», 1998.
2. протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.