Тема 9. Православные праздники

Как проводить церковные посты и праздники

Церковные праздники установлены в напоминание о том, что существует не только этот видимый вещественный мир, но и мир духовный, дающий радость нашей душе. В богослужебных текстах церковной службы мы вспоминаем то или иное Евангельское событие или моменты из жизни святых, которым посвящено празднование.

Почему Церковь придерживается юлианского календаря

Православная церковь придерживается календаря, установленного в 46-м году по Рож¬дестве Христовом, при Юлии Цезаре (отсюда название «юлианский» или «старый стиль»), и принятого Никейским собором в 325 году.

Юлианский календарь необычайно гармоничен, он слит с Уставом Богослужения, вошел в литургическое предание Церкви.

Пользуясь старым стилем, православные, согласно правилу Никейского собора, никогда не празднуют Пасху ни вместе с евреями, ни ранее их, но всегда позднее по крайней мере на один день. Западные же христиане, принявшие новый стиль, не могут избежать нарушения этого правила. И в этом отношении с церковной точки зрения юлианский календарь имеет преимущество перед григорианским исчислением.

Церковный год начинается 1 сентября (старого стиля)

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Рождество Пресвятой Девы Марии — начало исполнения всех Божественных обетовании, ко¬торыми жило человечество в течение многих тысячелетий. Вот почему этот праздник, как учит святой Андрей Критский, есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Он избирает Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вмес¬тить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.

Пресвятая Дева Мария родилась от праведных родителей Иоакима и Анны, которые долгие годы были бездетными. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем в своих молитвах.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)

Этот праздник установлен в память обретения в четвертом веке императрицей Еленой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Горячо желая отыскать этот Крест, равно¬апостольный император Константин Великий отправил свою мать, благочестивую царицу Елену, в 326 году в Иерусалим. По указанию одного престарелого иудея, Крест был найден, но с ним и другие два креста. Узнать крест Господень было трудно, так как дощечка с над¬писью: «Иисус Назарянин царь Иудейский» — лежала отдельно. По распоряжению патриарха Макария, найденные кресты были принесены к одру одной болящей благочестивой женщины, и патриарх, в присутствии благочестивой ца¬рицы и множества народа, начал возлагать кресты на болящую. Прикосновение двух крес¬тов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего креста больной чу¬десно было возвращено здравие. На обрат¬ном пути было получено еще более чудесное доказательство. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты на умершего, — и умерший воскрес от прикос¬новения того же креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей. Сла¬ва чудес от Креста Господня привлекла к Гол¬гофе великое множество народа. Многие не могли не только приблизиться и приложиться к честному кресту, но даже не могли и видеть его, и тогда патриарх, став на возвышенном месте, поднял, или воздвиг честной крест, показывая его, и народ взывал: «Господи, помилуй!»

Сам обряд Воздвижения Креста Господня имеет глубокое духовное значение. Так как крест Христов есть орудие и вместе символ нашего спасения, то и в совершающемся в этот день воздвижении Святого Креста мы должны усматривать изо¬бражение всего образа нашего спасения, всей сущности нашей святой веры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей нашей участи.

Этот день — постный.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для дев, находившемся при храме.
В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (7 января)

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем, чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В пещере, предназначенной для стойла, родился Богочеловек, Спаситель мира. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Его и положила в ясли.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. Им явился Ангел Божий и сказал о том, что родился Спаситель мира. Пастухи пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов.

На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

Из далекой страны с востока пришли в Иерусалим волхвы. Волхвами или мудрецами назывались ученые люди, они занимались наблюдением и изучением звезд. Эти волхвы были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение — на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Мессия уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать, где Он родился, и поклониться Ему.

Царь Ирод, властитель той земли, услышав это, встревожился, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали ее новорожденному Царю. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «…пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф.2,8). На самом деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему свои дары: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло). Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).

После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.

После ухода волхвов Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2,13). Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет.

Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал приказание убить всех младенцев от двух лет и моложе в Вифлееме и его окрестностях. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью и умер в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и повелел ему возвратиться в землю Израильскую. Иосиф сделал так, как сказал ему Ангел. Но узнав, что в Иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 января)

Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, а именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел на Господа Иисуса Христа в виде голубя.

В то время, когда, Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн крестил водой в покаяние, Господь же будет крестить людей Духом Святым.

Иоанн считал себя недостойным крестить Сына Божия. Но Господь сказал ему, что необходимо сейчас исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Господа Иисуса Христа.

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. Освящение воды происходит и в сам праздник Богоявления. Вода, освященная и в тот и в другой день, обладает одинаковыми свойствами. При благоговейном отношении Крещенская вода не портится и хранится в течении всего года и даже больше.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа (15 февраля)

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение сорока дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В храме Младенец был встречен старцем Симеоном. Праведный Симеон являлся одним из переводчиков Ветхого Завета. По преданию, прочтя в подлиннике слова «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7,14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку и сказал: за то, что старец не поверил Священному Писанию, он не умрет до тех пор, пока не увидит Сына, рожденного от непорочной Девы.

Святой Симеон берет в свои объятия Мла¬денца и произносит дивные слова, которые Святая Церковь ежедневно повторяет на вечернем богослужении: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 29,32). Слушая эти слова, Иосиф и Мария дивились им, ибо они ясно свидетельствовали, что тайна Божия уже открыта праведнику Симеону. Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: Тебе же Самой душу пройдет оружие», предвозвещая Деве те страдания, которые Ей придется испытать, видя страдания Божественного Сына на Кресте. В то время как святой старец произносил свою пророческую речь о Богомладенце, в храме находилась 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 37,38).

Совершив в храме все требуемое Законом Моисея, Иосиф и Мария возвратились с Богомладенцем в Назарет. От события встре¬чи Богомладенца с праведным Симеоном полу-чил свое название и сам праздник.

Светлое Христово Воскресение — Пасха

Праздник Воскресения Христова называется Пасхой по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Само слово «Пасха» означает «прехождение». В Церкви христианской наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, в знамение того, что Сам Сын Божий через Воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному.

Воскресение Христово произошло на третий день после Его смерти

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день, как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении (женщин этих Церковь именует мироносицами). Они беспокоились о том, что некому будет отвалить камень от дверей гроба, ибо камень этот был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Увидев, что камень отвален, Мария сразу же поспешила к ученикам Господа Петру и Иоанну.

В это время подошли ко гробу остальные женщины. И когда они остановились, вдруг, увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «…не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф. 28, 5-7).

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали.

Но ученикам показались слова их пустыми, и они им не поверили. Тем временем ко гробу Господню подошли Петр и Иоанн. Они увидели одни лежащие пелены, и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно. После этого Господь несколько раз являлся ученикам, дабы они убедились, что Он воистину воскрес.

Накануне Пасхального богослужения принято освящать в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить ядению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в празд¬ник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия. Однако император Тиверий не поверил ее словам. Тогда Мария Магдалина поднесла ему яйцо, которое на глазах императора стало красным, что послужило доказательством ее словам. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.

Вознесение Господне

Этот праздник празднуется в сороковой день по Пасхе. Свое название он получил от воспоминаемого события Вознесения Господа нашего Ии¬суса Христа во плоти на небо. В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшим¬ся всем вместе апостолам, сказал, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Затем Он повел их на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вер¬шине горы Елеонской Господь, разъясняя свя¬тым апостолам, в чем должно состоять их назначение, поднял руки и, благо¬словив Своих учеников, вознесся на небо. Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу и с тре¬петным изумлением смотрели вслед Ему, пока, наконец, облако совсем не скрыло Его. Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, то есть
Его человеческая душа и тело приняли такую же славу нераз-дельную с Его Божеством.

Это событие уверяет нас в том, что отныне для всех нас открыт путь на небо, куда вошел Господь Иисус Христос и куда по Его стезе восходят все истинные его последователи.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь.

День Святой Троицы. Пятидесятница

В десятый день по Вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесят¬ницы, народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице, находившейся на горе Сионской. Внезапно они услышали шум как бы от несущегося сильного ветра. В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них. Это не были действительно огненные языки, они имели только вид огня; они лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями, последовало и внутреннее: апостолы исполнились Святого Духа и каждый из них начал говорить на каком-нибудь ином, дотоле ему не известном иностранном языке. Шум с неба привлек целые тысячи из иудеев к тому месту. Видя стекающийся к ним народ, апостолы с хвалениями и песнопениями на устах вышли на плоскую кровлю дома, в котором они находились. Они прославляли Божие всемогущество, милосердие и премудрость. Слыша эти слова хвалы и благодарения, все, собравшиеся были поражены новым, неожиданным и непоняным для них явлением: каждый из них слышал проповедь на своем наречии.

Апостол Петр призвал собравшихся покаяться и креститься во имя Господа Иисуса Христа. На слова апостола откликнулось и крестилось около трех тысяч человек.

В память этого чудесного и славного со¬бытия этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов. Называется этот праздник еще и днем Святой Троицы, так как с явлением Святого Духа ясно, в доступной нам мере, открылось таинство Святой Троицы; поэтому Святая Церковь, в своих молитвословиях и песнопе¬ниях этого дня чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в со¬шествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после христианской Пасхи этот праздник приходится на пятидесятый день.

Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупления и спасения Богом человека. Ко времени Пятидесят¬ницы ученики Господни созрели и возросли духовно; тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Божия, и они явились первыми плодами искупительного Дела Христова. Этот день считается днем основания Церкви Христовой на земле. Таким образом, как Пас¬хой Христовой упразднилась Пасха ветхозаветная, так и новозаветная Пятидесятница заменяет ветхозаветную, с которой началась жизнь по Закону.

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (7 апреля)

В этот день Святая Церковь вспоминает явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Ангел явился в дом праведного Иосифа, где жила Дева Мария и сказал: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28). Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Ангел же продолжал говорить Ей, что Она родит Сына и даст Ему имя Иисус. Пресвятая Дева в недоумении спросила Ангела «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1,34). Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога, на Нее найдет Дух Святой и сила Всевышнего осенит Ее. Тогда Мария со смирением приняла благую весть.

Преображение Господне (19 августа)

Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу. Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. Они увидели также двух пророков — Моисея и Илию, во славе небесной, которые беседовали со Спасителем. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4). Слово «кущи» означает палатки, то есть апостол предложил Господу остаться здесь с пророками на более долгий срок. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17,5).

Ученики в страхе пали на землю. Спаситель подошел к ним и коснулся их. Ученики встали и увидели Господа Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Когда же они сходили с горы, Сын Божий повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

К особенностям праздника Преображения Господня относится то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Основанием для него послужило то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «виноградом».

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа).

Обстоятельства Успения Божией Матери из¬вестны в Православной Церкви от времен апостольских.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. Дни и ночи Она проводила в молитве. В одно из посещений Голгофы перед Ней предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.

Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой перенес его из Ефеса в Иерусалим.

После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.

Святой Иоанн Дамаскин говорит, что апо¬столы, число которых и исчислить нельзя, сле¬телись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Настал третий час, когда должно было совер¬шиться Успение Божией Матери. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцов и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь поднялась с ложа для встречи Господа и поклонилась Ему.

Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел и Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.

Неверующие жители Иерусалима, поражен¬ные необычайным величием погребального ше¬ствия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвящен¬никам и книжникам. Пылая завистью и мще¬нием ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопро¬вождавших, и самое тело Матери Божией со¬жгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустил¬ся к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.

Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Господа Иисуса Христа хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последова¬телем Христа.

По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся перед гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и до¬ставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, храни¬мые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса.

Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.

ПОСТЫ

Великий пост

Святые отцы говорят нам о том, что Церковь премудро устроила так, что каждому времени года предписала свой пост, для того, чтобы мы могли уже здесь, на земле, приуготовлять себя к миру горнему путем покаяния, смирения и воздержания.

Пост святой Четыредесятницы установлен апостолами, главным образом, по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне перед выходом к народу на проповедь.

Великий пост – самый строгий из всех постов. Не вкушаются мясные, рыбные, мо-лочные продукты, яйца, то есть, разрешена только растительная пища.

Этот пост называется Великим как по количеству дней, так особенно по важности и значению его для православного христианина. Великий пост установлен для того, чтобы мы ко дню Пасхи очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить праздник Воскресения Христова.

Неделя непосредственно перед Великим постом называется «Сырной», а в народе она называется «Масляницей», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «Прощенным Воскресеньем». На Литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и примиряться с враждующими.

Богослужения Великого поста продолжительны и несут покаянный характер. Внешним видом и обстановкой Богослужения Святая Церковь поучает нас, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место смирению и скор¬би, сетованию о грехах.

Петров пост

Этот летний пост, который сейчас мы назы¬ваем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы (день Святой Троицы), в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Продолжительность этого поста зависит от времени празднования Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и оканчивается 12 июля в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Рождественский пост

После 14 ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рож¬дества Христова за сорок дней, почему на¬зывается также четыредесятницею. Он назы-вается также Филипповым постом, потому что начинается после 14 ноября — дня памяти апостола Филиппа.

Рождественский пост установлен в подражание сорокадневному по¬сту пророка Моисея и необходим для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Особенно строго поститься принято в Рождественский сочельник – день накануне праздника Рождества Христова. В этот день принято не вкушать пищу до появления первой звезды на небе – прообраза той самой Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к родившемуся Спасителю мира.

Успенский пост

Этот пост установлен перед празд¬ником Успения Божией Матери и продолжается две недели — с 14 по 28 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Этот пост учрежден в честь Матери Божией, которая, узнав о своем скором исходе из этого мира готовилась постом и молитвой к этому событию.

Сам пост является строгим и поститься в это время предписано, как и в Великий пост.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ков¬чег», 1998.
2. Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий для семьи и школы», М., «Даръ», 2006г.
3. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. — М., 1997.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top