Нравственные основы противодействия коррупции

Невозможно победить коррупцию во всем мире, можно лишь существенно минимизировать в ведомстве, вполне реально искоренить ее в конкретном подразделении, но можно точно сказать, что каждый может и должен побороть ее в себе самом.

Коррупция, как следствие греховной наклонности человека к стяжанию, незаконному присвоению средств за счет служебного положения ведет к безверию человека в справедливость, честность и беспристрастность.

Ключевым элементом в этой ситуации является личность чиновника – коррупционера, который имеет право решающего голоса в определении победителя в схватке за ресурсы и рынки сбыта, за отдание приоритета в получении материального или властного преимущества в обход установленных правил, законов и вопреки своей совести.

В коррупционных отношениях необходимо исследовать как личность взяткополучателя, так и взяткодателя. Мотивация противозаконных действий человека основана на сознании того, что выгода от совершенного деяния имеет исключительно земную составляющую и не влияет на душу и ее свойства. Приверженность современного мира формуле «бери от жизни все», и оценке успешности личности исключительно через имущественное положение, а также искусственное насаждение приоритетов потребительского отношения к жизни, природе и окружающим людям, становится питательной почвой для расцвета коррупции и стяжательства.

Русская Православная Церковь, как и другие религии, видит смысл жизни человека в духовном преображении, общении с Богом и жизни по духовным законам, в которых приоритетом является служение Богу и ближним, жизнь в согласии со своей совестью, религиозным заповедям, в гармонии и жертвенной любви.

В православной аскетике акцент ставится не на стяжание земных благ, а на приобретение благ духовных. Существует духовный закон, когда то, что ты успел отдать – принадлежит тебе в вечности, поскольку благодарность в чувстве признательности и любви уже не отнимется у человека никогда, а то что ты взял незаконно может вызвать у человека чувство гнева и ненависти, которое не останется без воздаяния, если не в утилитарном понимании, то в духовном – несомненно.

Откуда же появляются взяточники, какова структура их нравственных ценностей, в каких тайниках человеческой души хранятся до времени страстные стремления к сребролюбию, славолюбию и сластолюбию? На каком этапе жизненного пространства во времени формируется устойчивое мировоззрение о допустимости, и даже необходимости достижения такого должностного положения, которое обеспечит не только безбедное существование, а и неучтенную прибыль в виде подношений, или, проще говоря, взяток?

К сожалению, наряду с добрыми чувствами в семье, а затем и в школе формируются также и негативные свойства души. Ко времени поступления в высшее учебное заведение молодой человек приходит уже, как правило, с определенными нравственными ценностями, либо с отсутствием таковых.

Духовное состояние человека, его нравственность не может быть описана правовыми категориями и терминами, но от этого состояния вырастает причинность противоправного, впрочем, как и любого другого поведения человека. Именно поэтому приходится использовать ту область знаний, которая имеет достаточно полное представление о духовных состояниях человека, их изменчивости и развитии. Центральное место в этой сфере занимают страсти.

Страсть – это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Страсти – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души, и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу.

Сребролюбие есть страсть к приобретению денег или других материальных благ. Эта страсть была присуща человеку после грехопадения Адама и сохраняется доныне. А.С. Пушкин в «Заметках русской истории XVIII века» (1822) бюрократию периода Екатерины II охарактеризовал одной фразой: «От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно». Последующие века не смогли избавить правительственный аппарат от этих пороков. «Крадут» – определил происходящее в России в 1810-е Н.М.Карамзин. К середине XIX века эти пороки поразили все звенья государственного аппарата, стали обычным и повсеместным явлением. Взяточничество не презиралось, наоборот, был своеобразный героизм в роскошных праздниках и кутежах.

Отношение общества, в то время, к допускавшим злоупотребления было более чем терпимым: «кто много получал, тот и высоко почитался, кто получал мало или ничего не получал, кроме жалованья, тот мелко плавал в общественном мнении». Такой критерий оценки чиновника был вполне закономерен: чиновник «берущий более удобен для общества, чем «праведник»1.

В наши дни коррупция, сохраняя в трансформированном виде все отличительные черты прошлого, приобрела ряд новых качеств. Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости.

Так что же такое коррупция – норма или патология? В условиях современных реалий этот актуальнейший вопрос стоит не только перед всем мировым сообществом и каждым отдельным государством; в той или иной степени он касается каждого человека, каждого члена современного цивилизованного общества. Коррупция сегодня, несмотря на активное ей противодействие, настолько глубоко захватила значительные слои социума и уровни власти, что практически стала нормой жизни Российского государства.

Коррупционные отношения настолько укоренились в образе жизни чиновничьего аппарата, что иное поведение не приживается, а носители чистых сердец нередко изгоняются из чиновничьего сообщества. Причем, потребность в использовании материальных средств при решении важных и даже самых обычных простых проблемных ситуаций настолько высока, что она почти никем и не осуждается, и воспринимается как само собой разумеющееся событие. Видимо, поэтому дача взятки была и остается в настоящее время одним из важных регуляторов общественных отношений. Более того, коррупционность в известных пределах играет роль своеобразного клапана, выпускающего «пар перегретой государственной машины», когда закон должным образом не обеспечивает права и интересы граждан. Таким образом, сохраняются некие традиции, усвояемые с различной степенью интенсивности новыми поколениями чиновничества в силу складывающихся политико-правовых и социально-экономических условий в зависимости от духовно-нравственного состояния общества и конкретного человека.

Как же побороть сребролюбие и родственные ей страсти? Поскольку эти страсти лежат в духовной сфере, то и надо задать лишь один вопрос: в чем состоит смысл жизни человека, какие приоритеты и ценности для него являются важнейшими? Ответ на этот вопрос подскажет пути и средства преодоления духовного недуга человечества.

Если будет побеждена коррупция в наиболее важных структурах государства, власть и каждое должностное лицо станет обладать нравственным авторитетом, а гражданин будет стремиться соблюдать закон и другие предписания власти. Именно поэтому освободить общество от коррупции – долг каждого гражданина, если мы хотим радикально изменить отношения народа и власти. Для этого необходимо сделать всего лишь две вещи: каждому гражданину надо отказаться от дачи взятки; и каждому должностному лицу надо отказаться от получения взятки. Для религиозного человека это может произойти при одном условии: если мы будем помнить о смерти и о том, что наша душа предстанет на суд Божий. Оправдаемся ли мы тогда? Сколько денег, полученных на взятках, мы возьмем с собой в жизнь вечную?

Совесть человека должна стать той лакмусовой бумажкой, которая всякий раз подсказывает нам, как поступить в той или иной ситуации. Не случайно законодатель в статье 17 УПК РФ обязал судью, прокурора и следователя принимать юридически значимые решения на основании закона и совести. В этой связи духовное просвещение всех граждан является фундаментом построения безкоррупционного общества.

Если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны. Бесконечное ужесточение наказание за коррупционные действия не приводит к радикальному положительному изменению в этой сфере.

Для эффективного противодействия коррупции необходима широкая духовно-просветительская деятельность, которая должна проводиться по следующим направлениям:
Вести широкую пропаганду о греховности стяжания, как цели человеческой жизни, добиваясь определенной степени самоограничения представителей элит и бизнес сообщества. Коррупционные преступления подразумевают наличие двух сторон заинтересованных в совершении противоправных действий. Следовательно, политика государственных органов и всех заинтересованных институтов общества должна быть направлена на создание атмосферы нетерпимости в отношении взяточников и взяткодателей.

Предложить традиционным религиям России представить концептуальные предложения в сфере духовного осмысления неправомерности коррупционных механизмов и стяжания, как цели человеческой жизни с приведением ссылок на религиозные источники с целью их обобщения и широкого распространения через СМИ.

В рамках служебной подготовки сотрудников государственных органов ввести в практику проведение встреч с представителями традиционных религий России, на которых уделять основное внимание вопросам духовного просвещения противодействию коррупции.
Рекомендовать религиозным организациям, представляющим традиционные религии России, разработать методические и информационные материалы, отражающие негативное отношение к коррупции и стяжательству. Разместить указанные материалы на своих сайтах в сети «Интернет» для возможного использования подразделениями государственных органов и органов местного самоуправления, иными организациями, институтами общества и гражданами в работе по антикоррупционному просвещению, формированию нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Честность и справедливость общества должны стать главным приоритетом государства и каждого гражданина в деле создания жизненного пространства духовного возрождения великой и процветающей России.

1. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия коррупции. Изд. НИИПрОП. 2010. С.7.

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top