Святой Свет

Исторические свидетельства схождения Благодатного огня

Благодатный огонь, сошествие которого происходит в Великую Субботу в храме Воскресения в Иерусалиме, греки называют «Святым Светом». Исследованию его сошествия на протяжении истории христианства посвящена монография греческого архитектора Хараламноса К. Скарлакидиса «Святой Свет». До наших дней дошли 45 исторических свидетельств христианских и нехристианских авторов, основанных на исследовании рукописей разных эпох.

Слова Христа о том, что Он в третий день воскреснет, были известны в Иерусалиме. Поэтому, в третий день, еще до рассвета у Гроба Христа собралось множество людей. Среди них были грек Гермидий — биограф правителя Иудеи, и сириец Эйшу — врач Пилата, выдающийся ученый своего времени. Наиболее полное описание произошедшего в то утро оставил Гермидий. Он пишет: « Приблизившись ко гробу мы видели в слабом свете утренней зари стражу у гроба. Два человека сидели, остальные лежали на земле. Было очень тихо. Мы шли медленно, нас обогнала стража, шедшая на смену той которая находилась с вечера. Вдруг стало очень светло. Мы не могли понять откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе а на земле. От этого удара стража вскочила, потом упала. В это время ко гробу справа от нас спускалась женщина. Вдруг она закричала: «Открылось! Открылось». И в этот миг стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, оказалось, что там нет тела погребенного человека.»

Таким образом, согласно Гермидию, чудо Святого Света впервые явилось во гробе Иисуса Христа в момент Его Воскресения, когда несравненно яркий свет наполнил все пространство.

Из учеников Христа первой ко Гробу пришла, как известно, Мария Магдалина. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем , где положили Его. Тот час вышел Петр и другой ученик и пошли ко гробу. Они бежали оба вместе, но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый, и наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие…» ( Ин.20,1-6).

Как под покровом темноты Петр и Иоанн могли увидеть внутри гроба пелены, покрывавшие Тело Христа? Ответ на этот вопрос дает святитель Григорий Нисский в своем слове « О Воскресении Иисуса Христа»: « Увидев, бывшие с Петром, уверовали…, ибо гроб был полон Света, так, что хотя и ночь еще была, однако двумя образами видели то, что внутри — чувственно и духовно».

Иоанн Дамаскин в «Слове на Великую Субботу» также указывает, что Свет воссиявший на Гробе Господнем в ту ночь, был Нетварным Светом Божественного Создателя, как во время Преображения Христа на горе Фавор. «Этот блистающий светоносный день Святого Воскресения, когда Нетварный свет ощутимо для зрения из гроба исходит, как жених прекрасный красотою Воскресения», — пишет он.

Свидетельства о сошествии Благодатного огня в раннехристианский период не сохранились. Первое документальное свидетельство об этом чуде мы находим у армянского историка Киракаса Гандзакети (1201-1271г). Он сообщает, что святой Григорий, просветитель Армении, ставил лампаду на Гроб Христов и в молитвах просил Бога, чтобы в праздник Пасхи это место было освещено Светом невещественным. После молитв святого лампада чудесным образом загорелась. Позже, когда между армянами и грузинами произошел спор по поводу даты празднования Пасхи, его разрешил Благодатный огонь, зажегший неугасимую лампаду в правильную дату. Описанное событие произошло между 326-331гг., то есть в период строительства храма Воскресения.

Святой Феодор Савваит (ок.776-836гг.) провел 41 год в монастыре святого Саввы. Здесь он был рукоположен во епископы и участвовал в священно действии святого света. Автор жития святого, Василий Эмесский повествует: «…..в Великую Субботу, после зажжения лампад Святого Воскресения небесным Светом, сослужил патриархом и совершил светлый праздник святого и великого Воскресения».

Арабский законовед Ибн Аль — Касс (конец IX-946гг.), автор многочисленных исторических трудов. оставил следующее подробное описание схождения Благодатного огня:

«На христианскую Пасху, в Великую Субботу, верующие покидают место, где расположен Гроб, и собираются вокруг скалы, окруженной решетками. Отсюда они смотрят на Гроб и вместе молятся и кладут поклон перед Богом Всевышним с утренней молитвы и до заката солнца. Там же находятся Эмир и имам мечети. Правитель запирает двери Гроба. Никто не двигается с места до тех пор, пока не появляется свет, похожий на белый огонь, исходящий из Гроба. Тогда правитель открывает двери Гроба и входит со свечей в руке, зажигая ее от этого света и затем выходит. Пламя зажженной свечи не обжигает. Он передает ее имаму, который переносит ее и зажигает лампады мечетей. Когда свеча пройдет через трое рук, она начинает жечь и становится огнем. Затем составляется отчет о том, что огонь сошел в такой-то час и день. Если в тот день огонь сошел во время молитвы, то для них это знак того, что год будет неплодородным, но не засушливым. Если огонь сошел в полуденный час, это знак того, что год будет голодным».

В этом описании можно выделить следующие моменты:

— гроб заперт и пуст;

-​ православный Патриарх совершает молитву за пределами Гроба;

-​ мусульмане полностью контролируют священнодействие;

-​ имам зажигает от Святого Света лампады мечети купола скалы, от свечи которую получает от султана.

-​ Описанные события происходят в первой половине X в., когда отношения между христианами и мусульманами обострились.

На пасху 947 г. греческий священнослужитель Никита прибывает в Иерусалим в качестве представителя императора Константина VII Багрянородного для передачи Патриарху Христодулу императорских даров и участии в схождении Благодатного огня. После торжества Никита составляет послание императору, где сообщает, что 7 апреля 947 г. утром Великой Субботы, в Иерусалим прибыл мусульманский эмир, посланник халифа Багдадского. Эмир сообщил Патриарху, что ему приказано запретить священнодействие Святого Света из-за его огромного влияния на мусульман. Никита находился в этот момент рядом с Патриархом, был очевидцем описываемой беседы и всего того, что произошло в храме. Эмир заменил фитиль неугасимой лампады на медный, чтобы чуда не произошло. Однако, несмотря на эти козни, лампада загорелась.

В 1009 г. халиф Египта аль-Хаким приказал разрушить и сравнять с землей храм Воскресения и множество других христианских храмов и монастырей, чтобы остановить поток паломников, которые ежегодно в период Пасхи тысячами отправлялись с караванами верблюдов из Каира в Иерусалим. Однако христиане Египта узнали о планах халифа и уведомили Патриарха Иерусалимского, который успел забрать из храма все святыни. Мусульмане не ограничились разрушением Кувуклии, но уничтожили даже часть скалы, которая являлась первоначальной настоящей крышей Гроба Господня.

После убийства халифа аль-Хакима в Кувуклии были проведены восстановительные работы, однако храм восстановлен не был и не имел верхнего покрытия. Восстановительные работы завершились в 1048 г. при императоре Константине Мономахе. Священнодействие, сопровождавшее схождения Благодатного огня до 1048 г. совершалось среди развалин храма. Мусульмане бросали камни в священников, а в случае если бы Благодатный огонь не сошел, верующим угрожала смерть. Французский епископ Одольрик, посетивший Святую Землю в 1025-1028гг., описывает такой случай: «Уже смеркалось, как вдруг в час, когда, как надеялись, должен был появиться Свет, некий сарацин, бесстыднейший насмешник… как только показался Свет, вскричал, как кричат христиане, « Свят! Господи, помилуй» и, издевательски хохоча, протянул руку, выхватил свечу у одного христианина и побежал прочь. Но вселился в него бес и подверг сильнейшим мучениям. Христианин поспешил за ним. Забрал свою свечу. А этот человек умер в страшных мучениях. Это событие испугало всех сарацин. В эту минуту Свет вырвался из семи висячих лампад и быстро зажег все остальные».

На Клермонском Соборе в 1095 году во Франции Папа Урбан II официально объявил о начале 1-го Крестового похода. Речь была произнесена под открытым небом за стенами города, ибо ни одно помещение не могло вместить всех собравшихся. Помимо прочего папа говорил и о чуде схождения Огня: «сколь драгоценным был бы вожделенный, несравненный Гроб Господень, даже если бы Бог и не совершал там ежегодного чуда! Ибо в Страстную неделю все погашенные лампады в гробе и вокруг него в храме вновь возгораются по Божией воле. Чье сердце, о братии, окаменело настолько, что столь великое чудо не трогает его? Поверьте мне, человек, чье сердце не верует, получив такой божественный знак благодати, есть бесчувственная скотина».

В июле 1098 г. крестоносцы захватили Иерусалим. Предводитель рыцарей Готфрид Бульонский отказался именоваться королем в городе, где Иисус Христос был коронован терновым венцом и ограничился титулом «Защитник Гроба Господня». Греческий Патриарх Симеон, изгнанный мусульманами на Кипр, возвратился в Иерусалим, однако латиняне запретили ему совершать богослужение в храме Воскресения и вынудили вновь покинуть город. В декабре 1099 г. Латинским патриархом Иерусалима стал Даймберт, архиепископ Пизанский, прибывший в Святую Землю летом 1099 г.

В Великую Субботу 1100 г. Даймберт стал первым латинским Патриархом Иерусалимским, возглавившим священнодействие Святого Света. Несмотря на то, что все совершалось согласно установленному порядку, Благодатный огонь впервые не сошел. Священнодействие было растянуто на несколько часов, молитвы повторялись, оставаясь, однако без ответа. Латинские священники поняли, что их действия были неугодны Богу, и призвали крестоносцев покаяться в своих грехах, и, в первую очередь, в массовых убийствах, учиненных в Иерусалиме.

По завершении этого длительного разбирательства, уже с наступлением ночи, как сообщают историки, Благодатный огонь все же сошел. Это был единственный случай в истории когда Его сошествие совершилось не по молитве православного священнослужителя.

В Великую Субботу 1101 г. Патриарх Даймберт снова возглавил священнодействие по схождению Благодатного огня. Один из очевидцев так описывает это: «тогда, по прошествии девятого часа дня, наш Патриарх после пения « Господи помилуй» в третий раз взял ключи от Святого Гроба и, открыв дверь, вошел внутрь. Однако, увидев, что ожидаемый Свет не появился, он упал на колени перед Гробом со слезами на глазах и молил всемогущего Бога внять, молитвам людей и послать им, как и прежде Свет. Мы со своей стороны, пели «Господи помилуй» и повторяли наши молитвы Всевышнему, надеясь, что Патриарх, выйдя из Всесвятого Гроба, вынесет нам оттуда посланный Господом Свет. Однако, когда несмотря на продолжавшиеся горячие призывы и молитвы, он с величайшей скорбью вышел из Гроба и показал, что не обрел огня, мы были испуганы и опечалены». Основным виновником нисхождения огня сочли возглавившего церемонию Патриарха Даймберта. Немецкий хронист Альберт Аахенский (XII в.) в своей «Истории Иерусалима» пишет, что Даймберт что обманул Папу Римского и утаил драгоценные дары испанского короля Альфонса VI, использовав их для того, чтобы стать Иерусалимским Патриархом, а также сокрыл от короля Болдуина I 2000 золотых монет. Помимо этого, хронист обвиняет Даймберта в том, что после вторжения генуэзского флота на Кефалонию, по его указанию, было истреблено греческое христианское население.

После неудачи Дамберт взошел на возвышенное место и произнес длинную речь, полную ссылок на священное Писание, которое он прекрасно знал, а в заключение обвинил самого себя, признавшись перед всеми, что виноват во всем и достоин наказания. Содержание речи Патриарха сохранилось. Самокритичность и признание его виды, делают ему честь. Однако нужно отметить, что завоевательная политика крестоносцев продолжалась и была весьма жестокой к местному населению.

На следующее утро латиняне во главе с Даймбертом снова направились на службу в храм. Однако сперва они решили совершить крестный ход к главным католическим храмам, которые находились на Храмовой горе и были переделанными мусульманскими мечетями. В это время у храма Гроба Господня стали молиться греки, сирийцы, армяне. И когда католики еще только шли по направлению к храму, в Кувуклии возгорелся Святой Свет. Ключи от Кувуклии были у католического Патриарха. Войдя в храм, он открыл решетку и стал раздавать Благодатный Огонь. Затем после первого явления Святого Света произошло как бы Его второе схождение, когда в храме последовательно загорелись 50 лампад. Через несколько месяцев Даймберг был смещен, а латинский король Балдуин I поручил возглавлять священнодействие Святого Света греческого архиерея — настоятеля монастыря Саввы освященного.

То, что священнодействие Святого Света возглавлял греческий архиерей, подтверждает рассказ русского игумена Даниила, посетившего Иерусалим в 1105-1107 гг. Король Балдуин разрешил отцу Даниилу поставить свою лампаду на Гробе Господнем. Поскольку в головах Христа ставилась греческая лампада, на груди — лампада монастыря Саввы Освященного, Даниил поставил свою лампаду в ногах Христа. «И тогда внезапно воссиял Свет святой во гробе святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет он.

Наряду с Папой Урбаном II чудо схождения Благодатного огня восхваляет и Петр Достопочтенный, святой Римско-Католической церкви В речи, произнесенной между 1146 и 1147 годами перед Папой Римским он сказал: «Итак, в этом году, о Господи всесильный Создатель…Ты являешь, что молитвы и обеты христиан Твоих угодны Тебе. Ты направляешь Огонь с неба на Гроб Сына Твоего, которого только они(христиане) почитают. Этим же самым Огнем, зажигаешь в сердцах их огонь любви к Тебе. Его светом освещаешь их, сейчас и навсегда. И тогда как неверные враги Христа Твоего презирают смерть Его больше, чем любые другие дела смирения, Ты, украшая могилу Его чудом такого Света, доказываешь, как велик мрак заблуждения, в плену которого они находятся. И в то время, как они презирают прежде всего смерть Его мертвого, ты чтишь прежде всего Гроб мертвого…Через Огонь, посылаемый с неба, озаряешь Гроб, в котором почил Сын Твой, ставший ради нас жертвой».

Во второй половине XII века египетскому султану Саллах-ад-Дину или, в европейской традиции, Саладину (1138-1193) удалось объединить мусульман среднего Востока и в 1187 г. он разбил крестоносцев. Саладин разрешил христианам за выкуп покинуть осажденный Иерусалим. Однако, видя, что многие не могут уплатить нужную сумму, сам заплатил за них и отпустил. Также Саладин передал грекам храм Гроба Господня и право совершать священнодействие Святого Света. Этот указ соблюдался все последующие столетия. В Великую Субботу 1192 г. Саладин присутствовал в храме. Когда зажглась неугасимая лампада, Саладин приказал погасить ее. Лампада снова зажглась. Лампаду гасили еще два раза и она снова загоралась. Султан был сильно взволнован. Вдохновленный неким пророческим духом он сказал, что скоро уйдет из этой жизни. Во время следующего Великого Поста он умер.

В Великую Субботу 1579 г. турецкие правители запретили греческому Патриарху и православным верующим вход в храм для традиционного священнодействия Святого Света. Патриарх молился, стоя слева от входа у одной колонны, и вдруг, когда уже наступила ночь, колонна треснула, и Благодатный огонь вышел изнутри. Патриарх зажег свою свечу и раздал Огонь верующим. Пораженные турецкие стражи открыли храм и патриарх в сопровождении множества верующих торжественно направился к Гробу Господню.

В завершение приведем несколько свидетельств схождения Святого Света в Новое и Новейшее время. В наше время молебен совершается рядом с Кувуклией, а затем Патриарх разоблачается, входит в Кувуклию и молится там.

Монах Парфений так пишет о священнодействии 1846 г.: « Епископ Мелетий остался один у входа в Гроб Господень. Турки раздели его и обыскали, надели омофор и позволили войти внутрь…Наконец, внезапно рядом с Гробом Господним блеснул Свет. Вскоре явился Свет от алтаря из отверстия Царских врат и разлился двумя огненными реками: одна текла с запада, от Гроба Господня, а другая с востока, от алтаря… Все бегали и плакали от радости и благодарности, а более всех- арабские женщины. Турки, мусульмане, падали на колени и восклицали: «Аллах! Аллах!».

В Великую Субботу 1868г., после смерти епископа Мелетия, священнодействие Святого Света возглавил новый Патриарх Кирилл. О своих впечатлениях он рассказал археологу Уоррену, который передает их так: «Войдя во внутреннее помещение Гроба, он остался в одиночестве. Он преклонил колено перед Гробом Господним, обратив взгляд на север и молился о схождении Света. Свет постепенно являлся. Он не сошел с неба, а просто источился из надгробной плиты. По мере того, как молитва его становилась горячее, Свет становился сильнее, вздымаясь нежным пламенем высотой приблизительно в пол дюйма. Патриарх взял Свет обеими руками и бережно поместил его в лампаду, сразу заполнившуюся пламенем.

Один из свидетелей нашего времени — монах Митрофан, назначенный в 20-х гг. Патриархом Домианом I хранителем Гроба Господня, пишет как накануне Великой Субботы 1926 года он спрятался в нише кровли Гроба Господня, чтобы наблюдать за тем, что будет происходить внутри. «Тогда я различил фигуру Патриарха, который нагнулся, чтобы войти в живоносный Гроб, — описывает он события Великой Субботу, — именно в ту минуту, когда мое нетерпение достигло предела, посреди мертвой тишины, когда я едва слышал собственное дыхание, внезапно послышался легкий свист. Он походил на дуновение ветра. И сразу же я увидел незабываемое зрелище-голубой Свет, заполнявший все священное помещение живоносного Гроба… Сколько тревоги было в том голубом Свете, сквозь который я ясно видел Патриарха, с лица которого стекал пот…И освещенный этим таинственным светом, он начал читать молитвы…И сразу голубой Свет стал преображаться в чистейший белый Свет, как во время Преображения Христова. Далее тот чистейший белый Свет преобразился в сияющий шар, наподобие солнца, и повис в неподвижности над головой Патриарха. Потом я увидел Патриарха, держащего связки по 33 свечи. И в то время как он медленно вздымал руки, сами собой загорелись святая лампада и четыре связки свечей. И тот час же сияющий шар исчез из моего поля зрения. Глаза наполнились слезами, и все мое тело горело».

Несколько дней спустя монах Митрофан решил исповедать свое деяние самому Патриарху. Когда Патриарх услышал исповедь, он очень удивился. Цвет лица его изменился, глаза выражали невиданную тревогу. Он резко поднялся со своего места и страшным голосом сказал:

— Как осмелился ты на такое деяние?

Монах ответил, что на это он решился чтобы утолить сомнения и отбросить неверие. «Сын мой, я вообще ничего не видел, — ответил удивленному монаху Патриарх, — То, что я тебе доверю ты никому не расскажешь до моей кончины. Когда милостью Божьей я сподоблюсь получать Святой Свет во Гробе Воскресшего Христа, со мной происходит следующее: если совесть моя спокойна и ничто не заботит меня, что могло бы омрачить мой покой и преданность Богу, меня охватывает необъяснимая радость. Как только войду я во Гроб Господень и открою Святую тетрадь, и зачту несколько строк из святых молитв, и подниму к верху связки свечей, тогда загорается и святая лампада и сами свечи. Однако, когда в душе моей покоя нет и нет необходимой для бога подготовленности и отрешенности, тогда не приходит то чувство необъяснимой радости. Тогда, только я нагнусь, чтобы войти во Гроб Господень, как вижу лампаду уже зажженной».

Нынешний Иерусалимский Патриарх Феофил III о схождении Благодатного огня говорит: «Что касается священнодействия Святого Света, могу сказать, сила веры вызывает чудо. В эти минуты человек переживает потрясающий опыт. Этот опыт подобен Божественной Евхаристии, когда хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Нелегко описать опыт Святого Света или словесно изложить его. В эти минуты человек осознает, насколько он мал и ничтожен».

Патриарх Диодор I в свое время подчеркивал, что чудо Святого Света делает Воскресение Христово настолько реальным для нас, как будто оно произошло несколько лет назад. И действительно, чудо Святого Света для многих людей служит зримым подтверждением Воскресения Иисуса Христа, признанием Его Божественности.

Священник Анатолий НАГОРНЫЙ

Вам могут быть интересны эти публикации:

Top